ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 1999 года N 1121
О проекте закона города Москвы "О развитии образования в городе Москве"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 21 марта 2013 года N 163-ПП
____________________________________________________________________
Рассмотрев проект закона города Москвы "О развитии образования в городе Москве", Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О развитии образования в городе Москве" (приложение).
2. Внести указанный проект закона в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О развитии образования в городе Москве
Настоящий закон города Москвы устанавливает принципы деятельности органов власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы и органов городского самоуправления, образовательных организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в городе Москве, права и обязанности государственных (городских) образовательных организаций и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.
Образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах личности, семьи, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения индивидом (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Образовательные организации - государственные образовательные организации и негосударственные образовательные организации, созданные в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством для некоммерческих организаций.
Государственные образовательные организации - юридические лица, созданные в форме учреждения исполнительными органами государственной власти города Москвы для осуществления образовательной деятельности.
Городской орган управления образованием - отраслевой орган городской администрации, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции в сфере образования в городе Москве.
Окружной орган управления образованием - территориальный отраслевой орган городской администрации, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции в сфере образования на территории административного округа города Москвы.
Сфера образования города Москвы - совокупность образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории города Москвы, и реализуемых ими образовательных программ; органов исполнительной власти города Москвы, распределяющих бюджетные и целевые городские внебюджетные средства между образовательными организациями; организаций, обслуживающих образовательные организации; юридических лиц, основной деятельностью которых является выполнение работ и предоставление услуг образовательного характера; физических лиц, осуществляющих индивидуальную трудовую педагогическую деятельность либо обеспечивающих освоение несовершеннолетними гражданами образовательных программ в форме семейного образования.
Городская система образования - совокупность образовательных и иных организаций, подведомственных городскому или окружным органам управления образованием, и реализуемых ими образовательных программ, а также совокупность городских и окружных органов управления образованием.
Ведомственные системы образования города Москвы - совокупность образовательных организаций, подведомственных отраслевым органам городской администрации, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других, а также совокупность реализуемых ими образовательных программ.
Жители Москвы (москвичи)- граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности.
1. Обеспечение прав граждан на образование, удовлетворение их потребностей в образовании, развитие образования провозглашаются приоритетными направлениями деятельности органов власти города Москвы.
2. Политика города Москвы в сфере образования основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания человека как активного и ответственного субъекта гражданского общества, способного свободно распоряжаться своими способностями к труду, формирования достоинства жителя города Москвы, уважения к правам и свободам человека, любви к детям, семье, окружающей природе, Москве, России;
- светский характер образования в государственных образовательных организациях; обеспечение единства федерального и московского культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и обеспечение равных возможностей получения образования для всех категорий жителей Москвы;
- адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами;
- непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого городской системой образования уровня образования современным международным стандартам и тенденциям развития образования;
- обновление и развитие городской системы образования за счет эффективного использования культурного, научного, производственного потенциала города Москвы, городской инфраструктуры, поддержки инновационной деятельности в сфере образования;
- поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных организаций;
- свобода, многообразие и вариативность в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
- предусмотренная законодательством самостоятельность государственных образовательных организаций;
- поддержка развития негосударственного сектора в сфере образования;
- ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
3. Органы власти города Москвы оказывают содействие лицам, проживающим вне территории Российской Федерации и желающим обучаться на русском языке, в получении ими основного общего образования на русском языке.
4. Деятельность органов власти города Москвы по развитию экономики образования основывается на следующих принципах:
- обеспечение многоканальности финансирования сферы образования;
- льготное налогообложение, направленное на поддержку развития сферы образования;
- обеспечение нормативного бюджетного финансирования образовательных организаций;
- поддержка предусмотренной законодательством хозяйственной самостоятельности образовательных организаций.
5. Органы власти города Москвы разрабатывают и реализуют политику города Москвы в сфере образования на основе межведомственного подхода и при широком участии общественных объединений, профессиональных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и ученических советов, детских и молодежных организаций.
6. Организационной основой политики города Москвы в области образования является Московская городская программа развития образования.
1. Жителям Москвы гарантируется в соответствии с федеральным законодательством возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
2. Органы власти города Москвы обеспечивают гражданам право на получение образования путем создания и поддержки городской и ведомственных систем образования и создания социально-экономических условий для получения образования, соответствующих государственным минимальным социальным нормам в сфере образования.
1. Жителям Москвы гарантируется общедоступность и бесплатность получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также возможность получения на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в городских образовательных организациях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получается впервые.
2. В городе Москве создаются условия для бесплатного получения дополнительного образования несовершеннолетними гражданами, лицами, повышающими квалификацию и занятыми на должностях, соответствующих профилю повышения квалификации, специалистами и другими работниками для прохождения переподготовки, а также трудоспособными гражданами, не имеющими работы и заработка.
3. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования расходы на содержание указанных категорий обучающихся, воспитанников в специальных образовательных организациях или расходы на оказание социальной помощи перечисленным выше гражданам полностью или частично покрываются за счет средств бюджета города Москвы.
Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.
4. В городе Москве создаются условия для получения образования гражданами с ограниченными возможностями здоровья, а также для коррекции физических и психических недостатков и социальной адаптации обучающихся, воспитанников.
5. Органы власти города Москвы могут оказывать содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.
Критерии и порядок предоставления указанных стипендий устанавливаются Правительством Москвы.
1. Обучение и воспитание в государственных образовательных организациях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, в городе Москве ведется на русском языке.
Иной дополнительный язык обучения и воспитания определяется учредителем (учредителями) образовательной организации и закрепляется в ее уставе.
В том случае, когда образовательная организация создается двумя или несколькими учредителями, язык обучения устанавливается в учредительном договоре.
2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей), по решению учредителя (учредителей) и в соответствии с уставом образовательной организации могут создаваться классы, группы, где обучение по отдельным предметам может вестись на языках народов Российской Федерации или иностранном языке.
3. Органы власти города Москвы содействуют проживающим в городе различным этнокультурным общностям в создании образовательных организаций с этнокультурным компонентом и с языком обучения, носителем которого эта этнокультурная группа является.
1. Жителям Москвы предоставляется право свободного выбора различных форм обучения: очной, заочной (без отрыва от производства), очно-заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства), самообразования, экстерната, семейного образования.
Допускается получение образования путём сочетания различных форм обучения.
2. При семейном дошкольном образовании родители (законные представители) ребенка имеют право на ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования в государственных образовательных организациях и на диагностику уровня развития и способностей ребенка.
3. Обучение на начальной и основной ступенях общего образования для обучающихся, не достигших 18-летнего возраста, осуществляется в очной форме, кроме случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
4. По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение их детей по программам начального общего и основного общего образования в форме семейного образования.
В этом случае в целях осуществления контроля за соблюдением обязательности основного общего образования обучающийся, воспитанник прикрепляется окружным органом управления образованием к государственной образовательной организации, на территории которой он проживает. Данная образовательная организация в согласованные с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника сроки бесплатно осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям (законным представителям) бесплатные консультации по методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием.
Порядок предоставления указанных образовательных услуг устанавливается Правительством Москвы.
5. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и образовательных программ в целом.
6. Родителям (законным представителям), проживающим на территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется право выбора образовательной организации для получения образования соответствующего уровня при условии наличия в образовательной организации свободных мест.
При приеме детей в первые классы образовательных организаций любого типа и вида не допускается проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам.
1. Государственный образовательный стандарт (стандарты), устанавливающий обязательные требования к объему и качеству реализуемых образовательными организациями образовательных программ (оказываемых образовательных услуг), включает в себя федеральный и региональный компоненты.