32. Поиск воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном), спасание его пассажиров и членов экипажа, оказание им помощи организует и осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Организация охраны потерпевшего авиационное происшествие воздушного судна и его эвакуация (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) возлагаются на командующего войсками военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации (командующего Северным флотом), в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие.
Организация поиска и охраны потерпевшего авиационное происшествие легкого или малого беспилотного воздушного судна возлагается на должностное лицо, организовавшее его полет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
33. С момента авиационного происшествия (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) и до прибытия комиссии ответственность за проведение первоначальных мероприятий возлагается на старшего авиационного начальника, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие (командира авиационной (воинской) части (руководителя подразделения). При авиационном происшествии с легким или малым беспилотным воздушным судном ответственность за проведение первоначальных мероприятий возлагается на должностное лицо, организовавшее его полет.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
В каждой авиационной части (соединении, объединении), воинской части (соединении, объединении), организующей полеты беспилотных воздушных судов, должна быть разработана специальная инструкция, регулирующая действия должностных лиц при авиационном происшествии.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
34. В случае авиационного происшествия, вынужденной посадки вне аэродрома командир пилотируемого воздушного судна совместно с членами экипажа принимает меры по обеспечению неприкосновенности воздушного судна и носителей полетной информации, организует охрану места происшествия и сообщает о случившемся в органы местного самоуправления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
35. Без разрешения председателя комиссии запрещается производить какие-либо работы на месте авиационного происшествия, за исключением работ по тушению пожара, эвакуации раненых и погибших, а также фиксации следов, которые могут быть утрачены (отложений льда, копоти, следов движения воздушного судна по грунту и т. п.).
36. Старший авиационный начальник, в зоне ответственности которого произошло авиационное происшествие (командир авиационной (воинской) части), при получении сообщения об авиационном происшествии обязан провести первоначальные мероприятия:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
а) организовать поисково-спасательные работы в соответствии с инструкцией по организации поисково-спасательного обеспечения полетов;
б) доложить немедленно непосредственному командиру (начальнику) данные о воздушном судне, об экипаже, пассажирах и выполняемом задании, обстоятельствах, метеоусловиях, последствиях авиационного происшествия, а также о принятых мерах;
в) определить необходимость принятия дополнительных мер по спасанию воздушного судна, пассажиров и членов экипажа, тушению (предупреждению) пожара, сохранению вещественных доказательств;
г) организовать охрану места авиационного происшествия, запретить допуск к нему посторонних лиц, обеспечить неприкосновенность воздушного судна, его содержимого или его обломков (за исключением случаев, когда необходимо извлечь из-под обломков пострадавших). Перемещение воздушного судна или его обломков до прибытия комиссии допускается только в случаях, если они препятствуют безопасному движению транспортных средств или посадке воздушных судов. При необходимости такого перемещения принимаются меры по документированию (путем фотографирования, видеосъемки, составления акта осмотра, схем и т.п.) положения и общего состояния воздушного судна (его обломков), показаний приборов, положения переключателей и рукояток управления в кабинах;
д) сообщить о факте авиационного происшествия в органы местного самоуправления и соответствующие органы прокуратуры, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N 1013, распространяется на правоотношения, возникшие с 15 января 2011 года. - См. предыдущую редакцию)
е) дать указание об эвакуации погибших после предварительного фотографирования и составления схемы их расположения относительно основных частей воздушного судна, избегая разборки и повреждения обломков;
ж) принять меры по сохранению бортовых средств объективного контроля, документов, оказавшихся на месте авиационного происшествия, организовать поиск обломков воздушного судна на прилегающей к месту авиационного происшествия местности и обеспечить их сохранность на месте обнаружения. Если бортовые средства объективного контроля находятся в агрессивных жидкостях или в очаге пожара, их необходимо немедленно оттуда изъять, предварительно по возможности сфотографировав (задокументировав) место изъятия, принять меры к сохранению информации, составить акт об изъятии и внешнем состоянии накопителей полетной информации. В других случаях изъятие бортовых средств объективного контроля до прибытия комиссии запрещается;
з) при наличии на воздушном судне агрегатов с изотопами радиоактивных элементов и боеприпасов организовать проверку уровня радиации на месте авиационного происшествия, изъять эти агрегаты, а также имеющиеся боеприпасы;
и) организовать снятие и опечатывание кассет звуконосителей магнитофонов на пунктах управления полетами, фотокассет, регистрирующих запись изображения на экранах радиолокационных станций, в зоне действия которых находилось воздушное судно в момент авиационного происшествия, принять меры для сохранения информации на средствах регистрации полетных данных станции внешнего пилота беспилотной авиационной системы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
к) организовать опечатывание инструмента, контрольных проб топлива, средств наземного обеспечения полетов, которые использовались при подготовке воздушного судна к полету, дать указание о прекращении заправки и об опечатывании емкостей (топливозаправщиков), из которых осуществлялась заправка воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие;
л) организовать изъятие и хранение летной, технической и другой документации, имеющей отношение к полету, который закончился авиационным происшествием (плановые таблицы полетов, метеорологическая документация, летные и медицинские книжки членов экипажа, документация органа обслуживания воздушного движения, осуществлявшего руководство (управление) полетом, формуляры и журнал подготовки воздушного судна, документы на горючее, масла, специальные жидкости и газы, материалы последней градуировки параметров, регистрируемых бортовыми средствами объективного контроля, аппаратные журналы радиообмена и учета работы радиотехнических средств);
м) зафиксировать метеорологические условия на аэродроме (стартово-посадочной площадке), по маршруту полета и в месте авиационного происшествия;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)
н) организовать проведение медицинского осмотра членов экипажа воздушного судна, с которым произошло авиационное происшествие, лиц, осуществлявших руководство полетом и непосредственную подготовку воздушного судна к нему, получить письменные объяснения их действий;