О проекте закона города Москвы
"Об обременениях градостроительных объектов в Москве"
____________________________________________________________________
Снято с контроля в связи с выполнением
на основании постановления Правительства Москвы
от 12 ноября 2002 года N 936-ПП
____________________________________________________________________
В целях выполнения распоряжения Мэра Москвы от 18 февраля 1998 года N 148-РМ "О подготовке проекта закона города Москвы" Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об обременениях градостроительных объектов в Москве" (приложение).
2. Внести указанный законопроект на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 2 ноября 1999 года N 1013
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
Об обременениях градостроительных объектов в Москве
Настоящий Закон является составной частью градостроительного законодательства Москвы и в соответствии с Градостроительным и Гражданским кодексами Российской Федерации, градостроительным законодательством Москвы, законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с учетом законодательства об охране окружающей природной среды, устанавливает порядок, обеспечивающий надлежащее состояние территории города Москвы, иных расположенных в ее границах объектов градостроительной деятельности (градостроительных объектов), посредством регулирования отношений, связанных с обременениями градостроительных объектов.
Настоящий Закон устанавливает виды и перечень обременений градостроительных объектов на стадии их эксплуатации, основания возникновения, прекращения обременений, порядок возникновения соответствующих обязанностей у владельцев градостроительных объектов, а также ответственность указанных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
1. Градостроительные объекты - участки территории города Москвы и их составные части (участок недр, земельный участок с частью воздушного пространства над ним), расположенные в их границах здания, сооружения, иные объекты недвижимости, а также некапитальные и нестационарные объекты.
2. Обременения градостроительных объектов (обременения) установленные в соответствии с законодательством конкретные условия, ограничения, запрещения при эксплуатации существующих градостроительных объектов.
3. Владелец градостроительного объекта - лицо, владеющее градостроительным объектом на праве собственности или ином правовом основании в соответствии с действующим законодательством.
4. Реальная повинность - вид обременения существующих градостроительных объектов, содержание которого установлено настоящим Законом.
Обременения градостроительных объектов подразделяются на:
- обременения, связанные с сохранением функционального назначения градостроительного объекта;
- обременения, установленные из требований по экологическому состоянию территории и конкретных градостроительных объектов;
- обременения, связанные с установлением сервитутов или реальных повинностей в отношении существующих градостроительных объектов на основании градостроительной документации, правил застройки и землепользования в Москве.
Указанные в настоящей статье обременения действуют наряду с иными обременениями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации.
1. Обременения, связанные с сохранением функционального назначения градостроительного объекта, определяют при его эксплуатации вид функционального назначения, который может быть изменен только в порядке, установленном законом, или в соответствии с договором о предоставлении прав на градостроительный объект, являющийся государственной собственностью Москвы.
2. Обременения, установленные из требований по экологическому состоянию территории определяют в отношении градостроительного объекта ограничения при его эксплуатации, выраженные в количественных и качественных показателях допустимого воздействия на окружающую природную среду.
3. Обременения, связанные с назначением сервитутов или реальных повинностей, устанавливают, соответственно, ограниченное пользование или ограниченное распоряжение существующим градостроительным объектом в интересах владельцев объектов недвижимости, соседних, а также граничащих с таким градостроительным объектом, или в интересах лиц, постоянно проживающих в районе, в административном округе, или в интересах всего населения Москвы.
4. Установление любого из обременений градостроительных объектов в порядке, установленном законодательством, означает возникновение обязательства, в силу которого лица, специально уполномоченные органами государственной власти Российской Федерации, города Москвы или судом, приобретают право требовать от владельцев градостроительных объектов совершать действия или воздержаться от их совершения в соответствии с ограничениями, составляющими содержание установленного обременения. При этом, владельцы градостроительных объектов в силу возникшего обязательства несут обязанности по исполнению ограничений, составляющих содержание назначенных обременений.
5. Сервитут, исходя из интересов граждан, постоянно проживающих в районе или в административном округе, или в интересах всего населения Москвы, соответствует понятию и содержанию публичного сервитута, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Сервитут, исходя из требований собственника объекта недвижимости, соседнего или граничащего с обременяемым градостроительным объектом, соответствует понятию и содержанию частного сервитута, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации. Такой сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Установленный сервитут предоставляет конкретным лицам или неопределенному кругу лиц, указанным в решении об установлении сервитута, право ограниченного пользования обремененным градостроительным объектом или право требовать воздерживаться от совершения определенных действий и устанавливает обязанность владельца градостроительного объекта не препятствовать такому ограниченному пользованию или обязанность воздерживаться от совершения определенных действий.
Осуществление ограниченного пользования градостроительным объектом должно осуществляться способом, наименее обременительным для его владельца.
6. Реальная повинность устанавливается в отношении отдельных градостроительных объектов, групп градостроительных объектов или отдельных категорий градостроительных объектов, исходя из интересов граждан, постоянно проживающих в районе, или в административном округе, или интересов всего населения Москвы.
7. Установленная реальная повинность создает альтернативное обязательство, в силу которого у лиц, уполномоченных Московской городской администрацией, возникает право требовать совершения определенных действий от владельца в отношении содержания и эксплуатации градостроительного объекта, в том числе по его комплексному благоустройству, а владелец такого объекта несет обязанность по самостоятельному совершению действий, предусмотренных реальной повинностью, или обязанность по выплате в городской бюджет суммы денежных средств, равной стоимости исполнения обязанности службами Московской городской администрации.
8. Критерии признания устанавливаемого сервитута или реальной повинности соответствующим интересам граждан, постоянно проживающим в районе, в административном округе Москвы или интересам всего населения Москвы устанавливаются отдельным правовым актом города Москвы.
9. В границах территории Москвы не могут устанавливаться обременения градостроительных объектов, содержание которых противоречит утвержденной градостроительной документации, или противоречит утвержденной проектной документации, в соответствии с которой создан градостроительный объект, или противоречит градостроительным нормативам и правилам.
1. Обязанности, возникшие из обременений, связанных с сохранением функционального назначения градостроительного объекта или установленные из требований по экологическому состоянию градостроительного объекта, подлежат исполнению:
- собственниками существующих градостроительных объектов, лицами, владеющими зданиями и сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также арендаторами градостроительных объектов, являющихся государственной собственностью Москвы.
2. Обязанности, установленные сервитутом, подлежат исполнению:
- собственниками существующих градостроительных объектов, являющихся объектами недвижимости;
- лицами, владеющими земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- арендаторами и нанимателями градостроительных объектов, являющихся объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Москвы.
3. Обязанности, установленные реальной повинностью, подлежат исполнению:
- собственниками существующих градостроительных объектов;
- лицами, владеющими зданиями, сооружениями, нежилыми помещениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- лицами, владеющими земельными участками на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- арендаторами и нанимателями градостроительных объектов, являющихся объектами, находящимися в государственной собственности Москвы;
- службами Московской городской администрации в случаях, если лицо, на котором лежит обязанность по исполнению реальной повинности, выплатило в полном объеме и в установленные сроки в городской бюджет соответствующую сумму денежных средств за исполнение его обязанности службами Московской городской администрации.
4. Специально уполномоченные органами государственной власти Москвы, Российской Федерации или судом лица вправе требовать исполнения установленных обременений градостроительного объекта непосредственно от владельца градостроительного объекта или через суд.
1. Обременения, связанные с сохранением функционального назначения градостроительного объекта, а также из требований по экологическому состоянию территории и отдельных градостроительных объектов, устанавливаются по представлению специально уполномоченных органов правовыми актами Московской городской администрации на основании утвержденных в установленном порядке московских городских градостроительных норм и правил, иной градостроительной документации и актов экологического законодательства.
2. Сервитуты, установленные исходя из интересов граждан, постоянно проживающих в районе или в административном округе, а также, исходя из интересов всего населения Москвы, возникают и прекращаются на основании правового акта, принятого Московской городской администрацией.
3. Сервитуты, установленные, исходя из требований собственников объектов недвижимости, соседних или граничащих с обременяемым градостроительным объектом, возникают и прекращаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Реальные повинности возникают и прекращаются на основании правового акта, принятого Московской городской администрацией с учетом особенностей, установленных законодательством города Москвы о поддержке в надлежащем состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений.
5. При установлении обременений градостроительных объектов, за исключением обременений, связанных с сохранением функционального назначения, обременений из требований по экологическому состоянию территории и сервитутов по пункту 3 статьи 6 настоящего Закона, Московская городская администрация обязана не менее чем за три календарных месяца до даты регистрации обременения, уведомить лиц, владеющих градостроительным объектом, об основаниях установления обременения, дате установления и содержании обременения.
1. Датой возникновения обременения градостроительного объекта, относящегося к объектам недвижимости, является дата государственной регистрации обременения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Датой возникновения обременений иных градостроительных объектов является дата внесения записи об установлении обременения в Реестр обременений Государственного градостроительного кадастра.
2. В случае, если обременение устанавливается на основании акта Московской городской администрации, копия такого акта подлежит направлению владельцу градостроительного объекта или официально публикуется для всеобщего сведения.
3. Датой прекращения обременения является дата аннулирования записи об обременении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или дата аннулирования записи об обременении в Реестре обременений Государственного градостроительного кадастра.
4. Владельцы градостроительных объектов несут обязанности в отношении обремененных эксплуатируемых или принятых в эксплуатацию градостроительных объектов с даты возникновения обременения.
5. С даты прекращения действия обременения прекращаются соответствующие обязанности владельцев ранее обремененных градостроительных объектов, а лица, имевшие право требовать исполнения обязанностей теряют такое право.
1. Московская городская администрация, федеральные органы через специально уполномоченных ими лиц вправе требовать от владельцев существующих градостроительных объектов исполнения обязанностей, установленных обременениями в заданные сроки и в полном объеме.
2. Исполнение обязанностей в соответствии с частью 1 настоящей статьи признается надлежащим исполнением обязанностей.
3. При обременении градостроительного объекта сервитутом по пункту 2 статьи 6 настоящего Закона, владелец обременяемого градостроительного объекта имеет право в течение одного календарного месяца с даты получения уведомления или даты официальной публикации об установлении сервитута обратиться в Московскую городскую администрацию с обоснованным требованием установления соразмерной платы с конкретных лиц, осуществляющих ограниченное пользование обремененным объектом.
Московская городская администрация в течение одного календарного месяца с даты получения обращения от владельца градостроительного объекта обязана предпринять меры по достижению соглашения о размере устанавливаемой платы.
При недостижении соглашения с владельцем градостроительного объекта о размере платы до даты регистрации сервитута, спор о размере платы подлежит разрешению в суде по иску владельца обремененного градостроительного объекта.
4. В случае, если установление сервитута по пункту 2 статьи 6 настоящего Закона, влечет существенные препятствия или невозможность использования градостроительного объекта в соответствии с его функциональным назначением, владелец такого объекта вправе потребовать прекращения сервитута через суд.
1. В качестве сервитутов могут устанавливаться следующие виды обременений: