Недействующий

Об одобрении методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (с изменениями на 23 ноября 2009 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 N 664-р)

2. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи


Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи возможно осуществить методом прямого счета и на основе федеральных нормативов.

2.1. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи методом прямого расчета

Применение данного метода возможно при наличии обоснованных данных о потребности населения в медицинской помощи.

2.2. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи на основе федеральных нормативов

Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи проводится на основании рекомендуемых федеральных нормативов с учетом территориальных особенностей. Расчеты следует проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи может быть проведен в точном соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Кроме того, данный расчет может быть проведен с использованием метода аналогий (опосредованного). В качестве примера приведем расчет уровня госпитализации населения с использованием данного метода.

Рассчитываются соответствующие показатели частоты госпитализации детей, взрослых и всего населения по факту за отчетный период, и данные вносятся в макеты так называемых сопоставительных таблиц (макет таблицы 1), по которым рассчитываются коэффициенты отклонений (или соответствия) от нормативов по Российской Федерации, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, к "Методическим рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".

Коэффициенты отклонений (в долях единицы) находятся путем деления показателей территорий на показатели по Российской Федерации.

Такие расчеты желательно провести по всем уровням организации медицинской помощи (клиническому, городскому и уровню ЦРБ). Кроме того, важно определить "средневзвешенную" величину отклонения по всем профилям отделений, для чего необходимо знать удельный вес данного профиля госпитализаций в общем числе госпитализированных, принимаемых за 100% или единицу. Путем умножения удельного веса данного профиля (в % или долях) на коэффициент отклонения с последовательным суммированием результатов этого умножения находим суммарное "средневзвешенное отклонение" территориального показателя.

Результатом такого анализа должна стать таблица региональных коэффициентов, характеризующих отношение региона к среднероссийскому уровню или нормативу по Российской Федерации.

Следует провести анализ отклонений по всем видам помощи: скорой медицинской помощи; амбулаторно-поликлинической; стационарной и стационарозамещающей помощи по всем показателям, характеризующим как уровень объема, так и структуру оказанной медицинской помощи.

Макет таблицы 1



РАСЧЕТ УРОВНЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ


Профиль отделения

Все уровни оказания медицинской помощи

(коек)

Число госпитализаций (на 1000 соответствующего населения)

детей

взрослых

всего жителей

тер-
ри-
то-
рия

Рос-
сий-
ская Фе-
де-
рация

коэффи-
циент откло-
нения
в долях единицы

терри-
тория

Рос-
сий-
ская Феде-
рация

коэф-
фициент отклоне-
ния в долях единицы

тер-
рито-
рия

Россий-
ская Федера-
ция

коэффи-
циент отклоне-
ния в долях единицы

Кардиология

1,3

1, 41

0,92

5,90

5,83

1,01

4,57

4, 86

0,94

Ревматология

0,2

0, 31

0,94

1,31

1,28

1,02

1,01

1,07

0,94

Гастроэнте-
рология

3,6

3,77

0,96

4,40

4,34

1,01

4,17

4,22

0,99

ВСЕГО


Соответствующим образом следует провести анализ заболеваемости населения и представить данные в виде макета таблицы 2.

Макет таблицы 2


Наиме-
нование классов,

Пере-
чень профи-

Число заболеваний на 1000 соответствующего населения

групп заболе-
ваний и

лей отделе-
ний

детей

взрослых

всего жителей

состоя-
ний*

тер-
рито-
рия

Рос-
сий-
ская Фе-
дера-
ция

коэф-
фици-
ент откло-
нений
+/-
(в долях едини-
цы)

тер-
рито-
рия

Рос-
сий-
ская Фе-
де-
рация

коэф-
фици-
ент откло-
нений
+ /-
(в долях едини-
цы)

тер-
рито-
рия

Рос-
сий-
ская Фе-
де-
ра-
ция

коэффи-
циент откло-
нений
+/-
(в до-
лях едини-
цы)

_______________

* Перечень берется из "Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" по формированию Территориальных программ Государственных гарантий. Возможна и более детальная группировка в соответствии с МКБ-10, однако в дальнейшем потребуется агрегирование (свертывание) этих показателей применительно к профилю медицинских специальностей в поликлинике и отделений в стационаре. Для полноты анализа младенческой смертности.

1. Инфек-
ционные и парази-
тарные болезни

Инфек-
ционное Педиат-
ричес-
кое Тера-
певти-
ческое

2. Венери-
ческие болезни

Венеро-
логи-
ческое Инфек-
ционное


Показатели уровня госпитализации и уровня заболеваемости сопоставляются по профилям во избежание ошибок при планировании сети ЛПУ.

Показатели уровня госпитализации, находящиеся длительный период времени в пределах +/-10% от федеральных нормативов, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, являются зоной внимания; от 10% до 20% - зоной управленческих воздействий, более 20% - зоной активных плановых приоритетов.

Каждое значительное отклонение от российских показателей требует анализа с целью выявления причин данного отклонения.

Если это отклонение обусловлено объективными факторами, оно должно быть учтено при определении потребности в объектах здравоохранения и планировании сети ЛПУ.