Недействующий

О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации (утратил силу на основании приказа Минздрава России от 23.09.2003 N 455)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 октября 1997 года N 295


О совершенствовании деятельности органов и учреждений
здравоохранения в области гигиенического обучения
и воспитания населения Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава России от 23 сентября 2003 года N 455
____________________________________________________________________

Крайне негативные тенденции в состоянии здоровья населения в значительной степени являются следствием резкого увеличения количества курящего населения, особенно среди подростков, молодых людей в возрасте 30-39 лет, обострившейся проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании, уменьшения числа лиц, занимающихся физкультурой и спортом, нерационального питания и, как следствие этого, наличие избыточного веса у значительной части населения. За последнее десятилетие резко обострилась проблема психического здоровья. В настоящее время более 70% взрослого населения испытывает состояние хронического психологического стресса. Все это требует целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится гигиеническое обучение и воспитание населения с целью формирования здорового образа жизни, в том числе расширения и совершенствования психотерапевтической и психопрофилактической помощи. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности этой профилактической деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляют 267 республиканских, краевых, областных и городских центров медицинской профилактики и 60 соответствующих отделений (кабинетов) в лечебно-профилактических учреждениях, а научно-методическое обеспечение - Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья и Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины.

Несмотря на сложные социально-экономические условия, в Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Калининградской, Мурманской, Пермской, Свердловской, Тульской, Челябинской областях, республиках Башкортостан и Татарстан успешно выполняется работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

Однако во многих субъектах Российской Федерации эта работа не носит массового характера и не в состоянии существенным образом способствовать формированию здорового образа жизни. Руководители органов и учреждений здравоохранения снизили требовательность к медицинским работникам в вопросах гигиенического обучения и воспитания как основного метода профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, как правило, полностью возлагается на центры медицинской профилактики, которые, в ущерб организационно-методической и координационной деятельности, подменяют работу специалистов и учреждений здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы.

В лечебно-профилактических учреждениях сельских районов полностью или частично упразднены должности врачебного и среднего медицинского персонала, занимающегося вопросами профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания.

Сложившаяся система пропаганды медико-гигиенических знаний не отвечает современным требованиям, так как не предусматривает вовлечение для этих целей заинтересованных организаций и учреждений, прежде всего образования, культуры, экологических служб, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации.

В стране не решены вопросы подготовки и повышения квалификации медицинских работников по вопросам профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания населения.

Научно-исследовательские учреждения практически устранились от разработки научных подходов и систем гигиенического обучения и воспитания различных групп населения, критериев оценки его эффективности, психологических, педагогических и других аспектов пропаганды здорового образа жизни.

В целях коренной перестройки и совершенствования системы гигиенического обучения и воспитания, формирования у населения навыков здорового образа жизни

приказываю:

1. Создать Совет по гигиеническому обучению и воспитанию населения при Минздраве России (Приложения 1, 2).

2. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Управлению организации медицинской помощи населению (Вялков А.И.), Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.), совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, до 01.01.98 подготовить предложения о включении в базовую программу обязательного медицинского страхования профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.

3. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Отделу медицинской статистики и информатики (Погорелова Э.И.) доработать и утвердить, в установленном порядке, до 01.06.98 формы статистической отчетности учреждений, осуществляющих деятельность в области профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания населения.

4. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.), Управлению кадров (Торопцев А.И.) подготовить до 01.11.97 предложения о внесении в номенклатуру специальностей специальности: "врач по гигиеническому воспитанию" и "средний медицинский работник по гигиеническому воспитанию".

5. Департаменту госсанэпиднадзора (Монисов А.А.) осуществить организационные и практические мероприятия по расширению перечня регионов Российской Федерация, участвующих в работе по выполнению международных профилактических программ ВОЗ и ЕРБ ВОЗ (СИНДИ, "Здоровые города", "Здоровые школы" и др.).

6. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений (Володин Н.Н.):

6.1. Подготовить совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора, до 01.02.98 предложения Высшему государственному аттестационному комитету (ВАК) о включении в реестр специальностей специальность "гигиеническое воспитание".

6.2. При пересмотре типовых программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников дополнять их вопросами профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания населения независимо от профиля кафедр.

6.3. При рассмотрении планов НИР и заключении договоров на их проведение требовать включения вопросов профилактики заболеваний, гигиенического обучения и воспитания.

7. Управлению международного сотрудничества (Савельев М.Н.), Департаменту госсанэпидпадзора (Монисов А.А.) уделять приоритетное внимание развитию сотрудничества с международными организациями, а также в рамках двусторонних соглашений с отдельными государствами в области профилактики заболеваний, воспитания здорового образа жизни у населения,

8. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

8.1. Восстановить в 1997-1998 годы специализированную сеть структурных учреждений службы медицинской профилактики, организовать их деятельность, в соответствии с типовым положением о республиканском, краевом, областном, окружном, городском центре медицинской профилактики (Приложение 3).

8.2. Создать в 1997-1998 годы в лечебно-профилактических учреждениях отделения (кабинеты) медицинской профилактики, в соответствии с типовым положением об отделении (кабинете) медицинской профилактики лечебно-профилактического учреждения (Приложение 4).

8.3. Учитывать работу по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни на основании журнала учета работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни и инструктивного указания по ведению журнала учета работы (Приложения 5, 6), включая результаты ее в критерии оценки качества и модели конечного результата деятельности медицинских работников, отделений и учреждения в целом.