ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 1999 года N 924
____________________________________________________________________
Утратило силу с 3 октября 2016 года на основании
постановления Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 587-ПП
____________________________________________________________________
Усилиями государства и многих поколений москвичей в столице собран выдающийся научно-интеллектуальный потенциал, значительную часть которого составляют научные, инженерные и рабочие кадры оборонно-промышленного комплекса.
Однако в последние годы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Москвы наметилась опасная тенденция нарушения преемственности поколений научных и инженерных кадров, ослабления научных школ и снижения научно-технического потенциала научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций города. Происходит процесс старения научных и инженерных кадров (на большинстве предприятий оборонного комплекса средний возраст ИТР составляет более 50 лет), что в первую очередь связано с резким уменьшением притока молодых специалистов. Основной причиной этого является снижение престижности работы в оборонном комплексе и отсутствие условий для обеспечения перспектив роста и повышения квалификации, конкурентоспособного уровня оплаты труда при отсутствии системы государственного распределения выпускников вузов. Снижение интеллектуального потенциала на фоне старения технологического комплекса ведет к утрате имеющихся высоких технологий, потере темпов наработки новых заделов, разрушению сложившихся научных и инженерных школ.
В целях сохранения, дальнейшего развития и использования интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы, как основы для создания высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции и технологий двойного назначения, обеспечения занятости населения и решения задач отраслей городского хозяйства Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Концепцию программы поддержки и развития интеллектульного потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы, разработанную Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве (приложение).
2. Поддержать инициативу Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве:
- по разработке Программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы на основе одобренной концепции;
- по созданию Совета по поддержке и развитию интеллектуального потенциала оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, главной задачей которого является координация работ по реализации программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы и контроль за ходом ее выполнения;
- по организации контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на основе образовательного кредита Правительства Москвы для студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, и переподготовке работающих специалистов для удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, и малых инновационных предприятий, созданных при них.
3. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве:
3.1. До 31 января 2000 года в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в г.Москве (подпрограмма 1.4 "Кадры промышленности") разработать и утвердить Программу поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы.
3.2. В месячный срок разработать и утвердить Положение о Совете по поддержке и развитию интеллектуального потенциала оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, и предложения по его составу.
4. Департаменту науки и промышленной политики совместно с Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в месячный срок перепрофилировать одно из действующих государственных унитарных предприятий, находящихся в ведомственном подчинении Департамента науки и промышленной политики, изменив его название на государственное унитарное предприятие (ГУП) "Кадровый центр оборонно-промышленного комплекса", внести в его устав соответствующие изменения и дополнения в части видов деятельности и зарегистрировать их в установленном порядке.
5. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, совместно с ГУП "Кадровый центр обороннопромышленного комплекса" до 1 января 2000 года разработать, согласовать и утвердить Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим образованием и дополнительном профессиональном образовании инженерно-технических работников для предприятий оборонной промышленности, расположенных в городе Москве, на основе образовательного кредита Правительства Москвы и форму типового контракта между студентом, высшим учебным заведением и предприятием, заключаемого в рамках целевой контрактной подготовки специалистов на условиях предоставления образовательного кредита Правительства Москвы.
6. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Управлением бюджетного планирования городского заказа, Департаментом финансов, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, Московским комитетом образования и Комитетом труда и занятости в 2-месячный срок отработать схему финансирования целевой профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.
7. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства предусмотреть повышение квалификации и переподготовку специалистов для малых инновационных предприятий, созданных на оборонных предприятиях, в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве по заявкам Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.
8. Комитету труда и занятости проработать в месячный срок вопрос проведения опережающей переподготовки специалистов предприятий ОПК г.Москвы и их трудоустройства, а также предусмотреть ежегодное финансирование в рамках согласованных сумм программы с целью повышения квалификации и переподготовки специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих в период массового высвобождения и реструктуризации предприятий.
9. Комплексу социальной сферы предусмотреть ежегодное выделение средств по соответствующим статьям расходной части бюджета города на целевую подготовку специалистов для предприятий высокотехнологичного промышленного комплекса Москвы в рамках реализации Программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы.
10. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, по согласованию с Департаментом финансов определить коммерческий банк для реализации образовательного кредита Правительства Москвы в рамках Программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы из числа уполномоченных банков Правительства Москвы.
11. Принять предложение префекта Зеленоградского административного округа и Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, по контрактной подготовке специалистов с высшим образованием и переподготовке работающих специалистов оборонных предприятий на базе Московского государственного института электронной техники и предприятий электронной промышленности Зеленограда с использованием в качестве источника финансирования части льгот, представленных предприятием Особой зоны г.Зеленограда.
Префекту Зеленоградского административного округа в месячный срок подготовить предложения о внесении необходимых изменений в нормативные документы по Особой зоне г.Зеленограда.
12. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, в 2-месячный срок проработать предложения по социальной защите молодых специалистов, введению грантов Премьера Правительства Москвы по наиболее выдающимся научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, организации системной переподготовки руководящих кадров предприятий ОПК, введению системы городского планирования подготовки и трудоустройства специалистов с высшим образованием, внесению необходимых законодательных инициатив в Московскую городскую Думу и Государственную Думу Российской Федерации и внести необходимые документы по их реализации на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы от 5 октября 1999 года N 924
Концепция программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы
В Москве сосредоточено свыше 30% производственного и 75% научного потенциала оборонной промышленности России. Сохранение, развитие и эффективное использование этого потенциала для создания продукции и технологий двойного назначения позволит реализовать двухступенчатую модель конверсии, предусматривающей развитие перспективных, наукоёмких технологий с их использованием для производства конкурентоспособных товаров и технологий гражданского назначения.
Ключевым элементом потенциала ОПК являются высококвалифицированные кадры учёных, инженеров и рабочих. Это связано с тем, что научные знания и перспективные технологии в современной экономике являются важнейшим фактором ее развития, что требует особого внимания и выделения ресурсов для кадрового потенциала - носителя научного знания , представленного российскими научными школами.
В последнее десятилетие происходил ускоренный процесс старения кадров ОПК, связанный с оттоком специалистов в другие отрасли, и в первую очередь, с резким уменьшением притока молодых специалистов, так, например, средний возраст ИТР составляет: на Машиностроительном производственном объединении им. И.Румянцева - 50 лет, Авиационном комплексе С.В.Ильюшина - 51,8 года, Московском научно-исследовательском институте приборостроения -52,3 года. Усиливается опасная тенденция, связанная с нарушением преемственности поколений учёных и инженеров, ослаблением научных школ, снижением научно-технического потенциала московских научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, занятых разработкой высокотехнологичной наукоёмкой продукции, ядром которых являются предприятия ОПК. Основной причиной этого является снижение престижности профессий, связанных с оборонной промышленностью, и отсутствие условий, необходимых для закрепления молодых специалистов на предприятиях ОПК: обеспечение перспектив роста и повышения квалификации, конкурентоспособного уровня оплаты труда при отсутствии системы государственного распределения выпускников вузов на рабочие места. Такое положение требует незамедлительной реализации программных мероприятий, направленных на совершенствование и поддержание системы подготовки кадров, системы повышения квалификации и переподготовки кадров учёных, специалистов и рабочих, как основных механизмов обеспечения сохранения и развития интеллектуального потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса Москвы.
Возможность исправления сложившейся ситуации реальна только при совместном участии Правительства России и Правительства Москвы. В связи с тем, что в вузах сосредоточен и активно действует как академический, так и отраслевой кадровый потенциал, в сущности, система вузов остается надеждой и опорой возрождения российской науки, которая послужит исходным условием воссоздания фундаментальных академических и отраслевых исследований, направленных на создание сложных систем и комплексов специального и гражданского назначения.
Сохранение и развитие интеллектуального потенциала обороннопромышленного комплекса Москвы, как основы для реализации целей промышленной политики города в области создания высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции и технологий двойного назначения, обеспечения занятости населения и решения задач, стоящих перед городским хозяйством.
Задачами программы являются:
- создание системы государственного (городского) заказа на обучение и выпуск молодых специалистов для предприятий ОПК Москвы;
- создание системы целевой контрактной подготовки и закрепления специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК Москвы;
- разработка нормативно-методической базы для системы целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий оборонного комплекса Москвы, а также для реализации других программных мероприятий;
- разработка системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и инженерно-технических кадров;
- разработка и внедрение системы мер для закрепления выпускников на оборонных предприятиях города Москвы, включая установление соответствующего уровня оплаты труда, внеконкурсное поступление в аспирантуру по заявке предприятия, бронирование от призыва в Вооружённые Силы Российской Федерации на период работы на предприятиях оборонного комплекса;
- разработка и внедрение системы адресных мер поддержки высших учебных заведений, отдельных факультетов и кафедр, занятых подготовкой кадров молодых специалистов для оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
- разработка системы мер по возмещению затрат на образование специалистов при их трудоустройстве не по специальности.
Комплексность:
- охват высших учебных заведений, играющих определяющую роль в под готовке кадров и выполнении научных исследований для предприятий ОПК Москвы.
Взаимная увязка программных мероприятий:
- по вертикали: программа - подпрограмма - конкретные проекты;
- по горизонтали: подготовка молодых специалистов, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих.
Взаимная увязка и координация действий всех исполнителей федерального и регионального уровней, включая Минобразования России, Минэкономики России, Минтруда России, Минатом России, Правительство Москвы, РКА РФ, оборонные предприятия, высшие учебные заведения. Блочный принцип, который предусматривает возможность встраивания в структуру программы дополнительных мероприятий, например, подготовку кадров для развития предпринимательства в процессе реструктуризации предприятий ОПК Москвы.
Эффективность программы:
- повышение уровня кадрового обеспечения молодыми специалистами оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
- закрепление молодых специалистов на оборонных предприятиях, расположенных в городе Москве;
- повышение роли ресурсов системы вузов Москвы, как интегрированного потенциала академической и отраслевой науки;
- развитие в московском регионе различных форм интеграции образования, науки и промышленности.
Источники и схема финансирования:
Образовательный кредит складывается из:
- средств от целевого использования части льгот, предоставляемых городом предприятиям ОПК в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 264;
- средств, предоcтавляемых Комитетом труда и занятости на финансирование программ, в рамках согласованных сумм с целью повышения квалификации и переподготовки специалистов;
- средств, предоставляемых Департаментом поддержки малого предпринимательства для целевой профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для оборонных предприятий;
- средств бюджета города.
Образовательный кредит погашается предприятием в течение нескольких лет в соответствии с условиями, определенными в заключенных договорах. Погашение кредита начинается с момента окончания срока отработки специалиста на предприятии (3 года).
Формирование образовательного кредита, схема его расходования и возврата финансирования определяются Положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК и Программой поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы, разработанных в соответствии с данной концепцией.
Участие в программе:
- в этой программе могут принимать участие предприятия, включенные в Программу реструктуризации и конверсии оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, заключившие договор с Комитетом по реформированию оборонных предприятий и имеющие удостоверение участника программы.
Государственный заказчик программы:
Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве
Основные разработчики программы:
Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
Минтруда России;
Минобразования России;
Минэкономики России;
Департамент науки и промышленной политики;
Департамент финансов;
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства;
Комитет труда и занятости;
Московский центр структурных преобразований промышленности;
Московский фонд подготовки кадров.
Текст документа сверен по:
файл - рассылка мэрии Москвы