Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 1999 года N 924


О мерах по сохранению, развитию и эффективному использованию интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 3 октября 2016 года на основании
постановления Правительства Москвы от 21 сентября 2016 года N 587-ПП
____________________________________________________________________

Усилиями государства и многих поколений москвичей в столице собран выдающийся научно-интеллектуальный потенциал, значительную часть которого составляют научные, инженерные и рабочие кадры оборонно-промышленного комплекса.

Однако в последние годы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Москвы наметилась опасная тенденция нарушения преемственности поколений научных и инженерных кадров, ослабления научных школ и снижения научно-технического потенциала научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций города. Происходит процесс старения научных и инженерных кадров (на большинстве предприятий оборонного комплекса средний возраст ИТР составляет более 50 лет), что в первую очередь связано с резким уменьшением притока молодых специалистов. Основной причиной этого является снижение престижности работы в оборонном комплексе и отсутствие условий для обеспечения перспектив роста и повышения квалификации, конкурентоспособного уровня оплаты труда при отсутствии системы государственного распределения выпускников вузов. Снижение интеллектуального потенциала на фоне старения технологического комплекса ведет к утрате имеющихся высоких технологий, потере темпов наработки новых заделов, разрушению сложившихся научных и инженерных школ.

В целях сохранения, дальнейшего развития и использования интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы, как основы для создания высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции и технологий двойного назначения, обеспечения занятости населения и решения задач отраслей городского хозяйства Правительство Москвы

постановляет:

1. Одобрить Концепцию программы поддержки и развития интеллектульного потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы, разработанную Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве (приложение).

2. Поддержать инициативу Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве:

- по разработке Программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы на основе одобренной концепции;

- по созданию Совета по поддержке и развитию интеллектуального потенциала оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, главной задачей которого является координация работ по реализации программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы и контроль за ходом ее выполнения;

- по организации контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на основе образовательного кредита Правительства Москвы для студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, и переподготовке работающих специалистов для удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, и малых инновационных предприятий, созданных при них.

3. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве:

3.1. До 31 января 2000 года в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в г.Москве (подпрограмма 1.4 "Кадры промышленности") разработать и утвердить Программу поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы.

3.2. В месячный срок разработать и утвердить Положение о Совете по поддержке и развитию интеллектуального потенциала оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, и предложения по его составу.

4. Департаменту науки и промышленной политики совместно с Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в месячный срок перепрофилировать одно из действующих государственных унитарных предприятий, находящихся в ведомственном подчинении Департамента науки и промышленной политики, изменив его название на государственное унитарное предприятие (ГУП) "Кадровый центр оборонно-промышленного комплекса", внести в его устав соответствующие изменения и дополнения в части видов деятельности и зарегистрировать их в установленном порядке.

5. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, совместно с ГУП "Кадровый центр обороннопромышленного комплекса" до 1 января 2000 года разработать, согласовать и утвердить Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим образованием и дополнительном профессиональном образовании инженерно-технических работников для предприятий оборонной промышленности, расположенных в городе Москве, на основе образовательного кредита Правительства Москвы и форму типового контракта между студентом, высшим учебным заведением и предприятием, заключаемого в рамках целевой контрактной подготовки специалистов на условиях предоставления образовательного кредита Правительства Москвы.

6. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Управлением бюджетного планирования городского заказа, Департаментом финансов, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, Московским комитетом образования и Комитетом труда и занятости в 2-месячный срок отработать схему финансирования целевой профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.

7. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства предусмотреть повышение квалификации и переподготовку специалистов для малых инновационных предприятий, созданных на оборонных предприятиях, в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве по заявкам Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.

8. Комитету труда и занятости проработать в месячный срок вопрос проведения опережающей переподготовки специалистов предприятий ОПК г.Москвы и их трудоустройства, а также предусмотреть ежегодное финансирование в рамках согласованных сумм программы с целью повышения квалификации и переподготовки специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих в период массового высвобождения и реструктуризации предприятий.

9. Комплексу социальной сферы предусмотреть ежегодное выделение средств по соответствующим статьям расходной части бюджета города на целевую подготовку специалистов для предприятий высокотехнологичного промышленного комплекса Москвы в рамках реализации Программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы.

10. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, по согласованию с Департаментом финансов определить коммерческий банк для реализации образовательного кредита Правительства Москвы в рамках Программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы из числа уполномоченных банков Правительства Москвы.

11. Принять предложение префекта Зеленоградского административного округа и Комитета по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, по контрактной подготовке специалистов с высшим образованием и переподготовке работающих специалистов оборонных предприятий на базе Московского государственного института электронной техники и предприятий электронной промышленности Зеленограда с использованием в качестве источника финансирования части льгот, представленных предприятием Особой зоны г.Зеленограда.

Префекту Зеленоградского административного округа в месячный срок подготовить предложения о внесении необходимых изменений в нормативные документы по Особой зоне г.Зеленограда.

12. Комитету по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, в 2-месячный срок проработать предложения по социальной защите молодых специалистов, введению грантов Премьера Правительства Москвы по наиболее выдающимся научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, организации системной переподготовки руководящих кадров предприятий ОПК, введению системы городского планирования подготовки и трудоустройства специалистов с высшим образованием, внесению необходимых законодательных инициатив в Московскую городскую Думу и Государственную Думу Российской Федерации и внести необходимые документы по их реализации на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке.

13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.


Премьер Правительства Москвы
                  Ю.М.Лужков

     

Приложение
к постановлению  Правительства
Москвы от 5 октября 1999 года N 924


Концепция  программы поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы

     

Введение

В Москве сосредоточено свыше 30% производственного и 75% научного потенциала оборонной промышленности России. Сохранение, развитие и эффективное использование этого потенциала для создания продукции и технологий двойного назначения позволит реализовать двухступенчатую модель конверсии, предусматривающей развитие перспективных, наукоёмких технологий с их использованием для производства конкурентоспособных товаров и технологий гражданского назначения.

Ключевым элементом потенциала ОПК являются высококвалифицированные кадры учёных, инженеров и рабочих. Это связано с тем, что научные знания и перспективные технологии в современной экономике являются важнейшим фактором ее развития, что требует особого внимания и выделения ресурсов для кадрового потенциала - носителя научного знания , представленного российскими научными школами.

В последнее десятилетие происходил ускоренный процесс старения кадров ОПК, связанный с оттоком специалистов в другие отрасли, и в первую очередь, с резким уменьшением притока молодых специалистов, так, например, средний возраст ИТР составляет: на Машиностроительном производственном объединении им. И.Румянцева - 50 лет, Авиационном комплексе С.В.Ильюшина - 51,8 года, Московском научно-исследовательском институте приборостроения -52,3 года. Усиливается опасная тенденция, связанная с нарушением преемственности поколений учёных и инженеров, ослаблением научных школ, снижением научно-технического потенциала московских научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, занятых разработкой высокотехнологичной наукоёмкой продукции, ядром которых являются предприятия ОПК. Основной причиной этого является снижение престижности профессий, связанных с оборонной промышленностью, и отсутствие условий, необходимых для закрепления молодых специалистов на предприятиях ОПК: обеспечение перспектив роста и повышения квалификации, конкурентоспособного уровня оплаты труда при отсутствии системы государственного распределения выпускников вузов на рабочие места. Такое положение требует незамедлительной реализации программных мероприятий, направленных на совершенствование и поддержание системы подготовки кадров, системы повышения квалификации и переподготовки кадров учёных, специалистов и рабочих, как основных механизмов обеспечения сохранения и развития интеллектуального потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса Москвы.

Возможность исправления сложившейся ситуации реальна только при совместном участии Правительства России и Правительства Москвы. В связи с тем, что в вузах сосредоточен и активно действует как академический, так и отраслевой кадровый потенциал, в сущности, система вузов остается надеждой и опорой возрождения российской науки, которая послужит исходным условием воссоздания фундаментальных академических и отраслевых исследований, направленных на создание сложных систем и комплексов специального и гражданского назначения.

     

     

Цель программы

Сохранение и развитие интеллектуального потенциала обороннопромышленного комплекса Москвы, как основы для реализации целей промышленной политики города в области создания высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции и технологий двойного назначения, обеспечения занятости населения и решения задач, стоящих перед городским хозяйством.

Задачи программы

Задачами программы являются:

- создание системы государственного (городского) заказа на обучение и выпуск молодых специалистов для предприятий ОПК Москвы;

- создание системы целевой контрактной подготовки и закрепления специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК Москвы;

- разработка нормативно-методической базы для системы целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий оборонного комплекса Москвы, а также для реализации других программных мероприятий;

- разработка системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и инженерно-технических кадров;

- разработка и внедрение системы мер для закрепления выпускников на оборонных предприятиях города Москвы, включая установление соответствующего уровня оплаты труда, внеконкурсное поступление в аспирантуру по заявке предприятия, бронирование от призыва в Вооружённые Силы Российской Федерации на период работы на предприятиях оборонного комплекса;

- разработка и внедрение системы адресных мер поддержки высших учебных заведений, отдельных факультетов и кафедр, занятых подготовкой кадров молодых специалистов для оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;

- разработка системы мер по возмещению затрат на образование специалистов при их трудоустройстве не по специальности.

Основные принципы программы

Комплексность:

- охват высших учебных заведений, играющих определяющую роль в под готовке кадров и выполнении научных исследований для предприятий ОПК Москвы.

Взаимная увязка программных мероприятий:

- по вертикали: программа - подпрограмма - конкретные проекты;

- по горизонтали: подготовка молодых специалистов, переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих.

Взаимная увязка и координация действий всех исполнителей федерального и регионального уровней, включая Минобразования России, Минэкономики России, Минтруда России, Минатом России, Правительство Москвы, РКА РФ, оборонные предприятия, высшие учебные заведения. Блочный принцип, который предусматривает возможность встраивания в структуру программы дополнительных мероприятий, например, подготовку кадров для развития предпринимательства в процессе реструктуризации предприятий ОПК Москвы.

Эффективность программы:

- повышение уровня кадрового обеспечения молодыми специалистами оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;

- закрепление молодых специалистов на оборонных предприятиях, расположенных в городе Москве;

- повышение роли ресурсов системы вузов Москвы, как интегрированного потенциала академической и отраслевой науки;

- развитие в московском регионе различных форм интеграции образования, науки и промышленности.

Источники и схема финансирования:

Образовательный кредит складывается из:

- средств от целевого использования части льгот, предоставляемых городом предприятиям ОПК в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 1998 года N 264;

- средств, предоcтавляемых Комитетом труда и занятости на финансирование программ, в рамках согласованных сумм с целью повышения квалификации и переподготовки специалистов;

- средств, предоставляемых Департаментом поддержки малого предпринимательства для целевой профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для оборонных предприятий;

- средств бюджета города.

Образовательный кредит погашается предприятием в течение нескольких лет в соответствии с условиями, определенными в заключенных договорах. Погашение кредита начинается с момента окончания срока отработки специалиста на предприятии (3 года).

Формирование образовательного кредита, схема его расходования и возврата финансирования определяются Положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК и Программой поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно-промышленного комплекса Москвы, разработанных в соответствии с данной концепцией.

Участие в программе:

- в этой программе могут принимать участие предприятия, включенные в Программу реструктуризации и конверсии оборонных предприятий, расположенных в городе Москве, заключившие договор с Комитетом по реформированию оборонных предприятий и имеющие удостоверение участника программы.

Государственный заказчик программы:

Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве

Основные разработчики программы:

Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;     

Минтруда России;

Минобразования России;

Минэкономики России;

Департамент науки и промышленной политики;

Департамент финансов;

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства;

Комитет труда и занятости;

Московский центр структурных преобразований промышленности;

Московский фонд подготовки кадров.


Текст документа сверен по:
файл - рассылка мэрии Москвы




Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»