Об утверждении
Методологических положений
по организации и проведению обследования
потребительских ожиданий населения
Государственный комитет Российской Федерации по статистике
постановляет: *1)
Утвердить прилагаемые Методологические положения по организации и проведению обследования потребительских ожиданий населения и ввести их в действие с 1 августа 1999 года.
Генеральный директор
Российского статистического агентства
В.Л.Соколин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Российского
статистического агентства
от 2 августа 1999 года N 62
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
по организации и проведению обследования
потребительских ожиданий населения
1. Основные принципы
организации и проведения обследования
Обследование потребительских ожиданий населения (далее - обследование) проводится органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ.
Теоретической предпосылкой настоящего обследования является положение о том, что потребительские решения населения влияют на перспективы развития экономики. Оценка человеком своего личного материального положения и общих экономических условий во многом определяет его потребительские намерения. В совокупности такие намерения оказывают серьезное воздействие на экономику и служат достаточно точными показателями изменений в будущих расходах и сбережениях потребителей.
Во многих странах, в том числе и в тех, где происходит становление рыночной экономики, проводятся опросы потребителей, на основе которых рассчитываются обобщающие показатели (например, consumer sentiment index - индекс потребительских настроений, consumer confidence index - индекс уверенности потребителя). Многолетний опыт проведения подобных исследований показал эффективность применения получаемых результатов для анализа и прогнозирования основных тенденций развития экономических процессов.
Целью обследования является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России.
В соответствии с целью определены следующие задачи обследования:
- изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;
- изучение мнения населения о динамике личного материального положения;
- изучение мнения населения о рынках товаров/услуг и сбережений;
- расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;
- исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения;
- анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения.
Объект обследования - население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания - предмет обследования.
Единица наблюдения - отдельный человек.
Проведение обследования потребительских ожиданий населения на региональном уровне осуществляется территориальными органами Госкомстата России. Опросы населения проводятся методом формализованного персонального интервью по месту жительства респондентов.
Опрос строится на основе принципов добровольности участия респондентов. Данные по конкретному респонденту конфиденциальны и используются только в обобщенном виде. Организаторы обследования и интервьюеры в своей работе руководствуются инструкциями, разработанными Госкомстатом России.
Входной информацией являются показатели формы федерального статистического наблюдения "Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения", утвержденной постановлением Госкомстата России N 102 от 21.10.98.
Выходные данные обследования приводятся в таблицах, содержащих характеристики совокупности респондентов и их домохозяйств, распределение ответов респондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий населения.
Госкомстат России обеспечивает методологическое и программное сопровождение проведения обследования потребительских ожиданий населения.
2. Формирование выборочной совокупности
Обследование потребительских ожиданий населения организуется как выборочное. Применяется территориальная многоступенчатая выборка.
Базой выборочной совокупности для обследования потребительских ожиданий является сформированная сеть для выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого органами государственной статистики. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, является многомерной территориальной двухступенчатой выборкой, отражающей социально-экономическую и демографическую структуру всех типов домохозяйств за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
Общий объем выборочной совокупности обследования потребительских ожиданий населения равен 5000 респондентов.
Структура общероссийской выборочной совокупности обследования учитывает доли взрослого (в возрасте 16 лет и старше) населения отдельных регионов (субъектов) Российской Федерации, участвующих в обследовании, в общей численности взрослого населения России по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса, при этом численность подвыборок от каждого региона не должна быть малой (менее 30 единиц):
5000
при условии30
где n - объем выборочной совокупности;
- объем подвыборки по региону (субъекту) Российской Федерации;
i - субъект Российской Федерации, где проводится обследование потребительких ожиданий населения;
r - число субъектов Российской Федерации, где проводится обследование потребительских ожиданий населения (в настоящем обследовании r = 88);
- доля взрослого населения региона в общей численности взрослого населения России.
Структура подвыборки для каждого региона учитывает структуру населения этого региона, проживающего в населенных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса:
где - объем подвыборки внутри региона по типу населенного пункта и его размеру по численности проживающих;
k - группы населенных пунктов по типу и размеру по численности проживающих;
h - число используемых в обследовании групп населенных пунктов (в настоящем обследовании h=5);
- доля населения региона, проживающего в населенных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, в общей численности населения региона.
Перечень домохозяйств для последующего отбора конкретных респондентов ежеквартально определяется территориальными органами государственной статистики случайным образом в соответствии с рекомендациями по объему и структуре выборочной совокупности обследования потребительских ожиданий населения, разрабатываемыми Госкомстатом России для всех регионов.
В каждом отобранном домохозяйстве опрашивается только один человек, определяемый "методом последнего дня рождения" (в опросе участвует тот взрослый член домохозяйства, чей прошедший день рождения был ближайшим ко дню проведения опроса).
Для корректировки ("ремонта") выборки применяется специальная техника взвешивания с учетом показателей, определяемых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунктов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешивания разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса.
По каждому респонденту рассчитываются веса для проведения взвешивания по поло-возрастной структуре взрослого населения (в пределах каждого региона и по России в целом), по структуре населенных пунктов - их типу и размеру по численности населения (в пределах каждого региона и по России в целом), по структуре регионов
с учетом национальных автономных округов (в пределах регионов), а также по региональной структуре численности взрослого населения (по России в целом).
Веса, рассчитываемые на федеральном уровне, записываются в базу индивидуальных данных в качестве дополнительных переменных по каждому опросному листу (каждому респонденту) и используются при формировании выходных таблиц. Общий индивидуальный вес определяется как произведение соответствующих весов. Формирование системы весов осуществляется каждый третий месяц отчетного квартала.
Выборка, определенная для обследования потребительских ожиданий населения, репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим показателям.
Данная многоступенчатая выборка относится к разряду случайных, так как на всех ступенях используются случайные способы формирования выборочной совокупности.
Характеристики точности рассчитываются по алгоритму ошибки многоступенчатой выборки с учетом применения стратификации.
Разработанная выборка позволяет ежеквартально с достаточной степенью надежности проводить расчеты показателей потребительских ожиданий населения России, делать выводы об особенностях мнения отдельных групп потребителей России, а также рассчитывать показатели для изучения динамики потребительских настроений по каждому субъекту Российской Федерации.
3. Инструментарий обследования
Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения включает опросный лист с бланком "Мнение интервьюера", инструкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру.
Инструментарий разработан в соответствии с целью, задачами и основными принципами организации обследования.
В Инструкции по организации обследования потребительских ожиданий населения излагаются основные методологические положения обследования, порядок проведения обследования и обработки первичных данных, требования к собранной информации.
В Инструкции интервьюеру по проведению обследования потребительских ожиданий населения рассматриваются общие принципы проведения опроса, процедура отбора респондента, правила заполнения опросного листа, особенности постановки вопросов и фиксирования ответов, пояснения к некоторым вопросам.
Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения состоит из трех основных блоков:
А - вводный блок;
В - блок-вопросник;
С - блок социально-демографических характеристик.
Вводный блок (А) включает обращение к респонденту, а также основные идентификационные коды обследования:
- номер опросного листа;
- код формы;
- код территории;
- код населенного пункта;
- дата опроса;
- номер опрашиваемого домохозяйства;
- номер опрашиваемого члена домохозяйства;
- дата последнего опроса данного члена домохозяйства;
- участие данного члена домохозяйства во всех опросах текущего года.
Построение блока-вопросника (В) определено целью обследования. Содержательная структура блока-вопросника приводится в приложении 1.
Блок включает 27 вопросов, которые можно объединить в три группы по основным аспектам мнений потребителей:
- об общей экономической ситуации;
- о личном материальном положении;
- о конъюнктуре рынка товаров/услуг и рынка сбережений.
На основе 12 вопросов рассчитываются частные индексные показатели, отражающие различные аспекты потребительских мнений и ожиданий населения, 6 из которых применяются для расчета обобщающих показателей. Остальные вопросы включены для более глубокого понимания поведения потребителей: 8 вопросов дают респондентам возможность обосновать свое мнение, 4 вопроса уточняют некоторые субъективные оценки респондентов, 3 вопроса позволяют получить