ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 28 февраля 1996 года N 14/7
Об усилении прокурорского надзора за исполнением
законодательства о своевременной выплате заработной
платы и соблюдении платежной дисциплины
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации
от 13 декабря 2001 года N 77
____________________________________________________________________
В связи с массовыми фактами задержки выплаты заработной платы, пенсий и других социальных выплат Президентом Российской Федерации принят Указ от 19.01.96 N 66 "О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат".
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что одной из основных причин, повлекших многочисленные коллективные трудовые споры, забастовки, другие действия, дестабилизирующие общественный порядок в стране, является нарушение должностными лицами законодательства об оплате труда. Подобные нарушения выявлены в тех регионах и на предприятиях, где руководители отвлекают денежные средства на цели, не связанные с производством либо не предусмотренные бюджетом.
Предназначенные для выплаты заработной платы средства используются на погашение задолженности по кредитам, на выдачу беспроцентных или льготных ссуд, личные нужды. Руководители государственного производственного объединения "Приморскуголь" длительное время задерживали заработную плату работникам шахты "Авангард", используя средства фонда заработной платы на безвозмездную финансовую поддержку коммерческих структур. По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело.
Аналогичные нарушения выявлены на ряде угольных шахт Ростовской области и непосредственно в АО "Ростовуголь".
Имеют место также факты длительных задержек выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, особенно учреждений образования и медицинского обслуживания. В Воронежской области из-за отсутствия средств на счетах местных бюджетов задолженность по заработной плате работникам бюджетных учреждений только в одном из районов составила 388,7 млн.руб.
Широкое распространение на местах получила практика создания различных внебюджетных, социальных фондов, средства которых зачастую направляются на коммерциализацию. Главой администрации Ленинского района г.Мурманска был создан внебюджетный фонд районного управления социального страхования за счет средств местного бюджета и предприятий. В результате этих действий использовано не по назначению 280 млн.руб. бюджетных средств.
Основными причинами несвоевременной выплаты зарплаты, пенсий и иных социальных пособий являются неплатежеспособность заказчиков, затоваривание готовой продукцией, увеличение тарифов на электроэнергию, задержки финансирования из федерального и местного бюджетов. Только по четырем ведущим отраслям экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство и транспорт) неплатежи на конец 1995 года составили свыше 200 трлн.руб. Неблагополучное состояние платежной дисциплины повлекло массовые нарушения прав трудящихся. По состоянию на 01.11.95 задолженность по зарплате и другим выплатам в Республике Карелия составила 48 млрд.руб., в Орловской области - 60 млрд.руб., в Тульской - более 123 млрд.руб., в Тюменской - 835,7 млрд.руб.
Кроме того, одной из причин экономической дестабилизации обстановки в стране являются противоправные действия коммерческих банков, которые нарушают сроки исполнения поручений клиентов по перечислению средств в бюджет. Задержки платежей допускаются от нескольких дней до года, а нередко указанные средства (включая предназначенные на заработную плату) используются на собственные нужды. Например, коммерческий банк "Юлдуз" (Республика Дагестан) из 2,2 млрд.руб., перечисленных банку на выплату заработной платы, фактически выдал только 799 млн.руб., необоснованно удерживая остальную сумму.
Нарушения трудовых прав граждан обусловлены также бездеятельностью администрации предприятий, низким уровнем организации работы юридических служб, поверхностным подходом к оформлению договорных отношений, а нередко и совершением правонарушений руководителями предприятий, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и фонда заработной платы.
Беспрецедентных масштабов достигли нарушения финансовой дисциплины, злоупотребления, преступное разбазаривание государственных средств, выделяемых агропромышленному комплексу. По данным Федерального казначейства, в 21 регионе страны выявлено нецелевое использование более 40 млрд.руб. бюджетных средств.
В сложившейся ситуации прокуроры на местах стали более эффективно использовать предоставленные полномочия по устранению нарушений законности в экономике. В 1995 году органами прокуратуры направлено в суды более 2 тыс. исковых заявлений на сумму 110 млрд.руб.
Однако состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере оплаты труда, различных социальных выплат, соблюдением платежной дисциплины еще не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Учитывая изложенное,
предлагаю:
1. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением Указа Президента Российской Федерации от 19.01.96 N 66 в деятельности республиканских, областных, местных органов исполнительной власти и самоуправления, должностными лицами и руководителями государственных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ и товариществ. В случае выявления нарушений прав работников, задержек выплаты заработной платы по вине должностных лиц и руководителей государственных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ и товариществ безотлагательно принимать меры прокурорского реагирования.
2. Совместно с территориальными органами финансового контроля, Рострудинспекции провести проверки соблюдения законодательства о своевременной выплате заработной платы и соблюдения платежной дисциплины, по результатам которых принять меры прокурорского реагирования.
Особое внимание уделить надзору за исполнением данного законодательства в системе образования, медицины, органов внутренних дел, угольной промышленности.
3. При решении вопроса о возбуждении уголовных дел по ст. 138 УК РСФСР иметь в виду, что субъектами этого преступления являются руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности. Направлять в управление по надзору за расследованием преступлений Генеральной прокуратуры специальные донесения о возбуждении уголовных дел о задержке заработной платы.
4. Активизировать предъявление исков в суд в защиту работников предприятий с применением ст. 81_1 КЗоТ РФ, участвовать при рассмотрении споров о взыскании заработной платы в судах, опротестовывать незаконные судебные постановления, принимать меры к возмещению причиненного ущерба за счет виновных.
5. Проверить законность создания на местах внебюджетных, социальных фондов и целевое расходование их средств. При выявлении нарушений законности принять меры по ликвидации данных фондов с направлением высвобождающихся средств на погашение задолженности федерального бюджета по выплате заработной платы и иных социальных пособий.
Поручить местным налоговым органам проверить исполнение налогового законодательства в части своевременности и полноты перечисления платежей в федеральный и иные бюджеты. При этом особое внимание обратить на деятельность банков по перечислению в бюджет платежей.
О принятых мерах сообщить докладными записками в Генеральную прокуратуру Российской Федерации к 15.04, 15.05, 30.06, 15.07.1996 года.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
Ю.И.Скуратов
Текст документа сверен по:
"Сборник основных приказов
и указаний Генерального прокурора
Российской Федерации",
Москва, 1999 год