УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопросы Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации
от 21 сентября 2002 года N 1011
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", а также в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в количестве 831 единицы, в том числе 310 военнослужащих войск гражданской обороны (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
3. Разрешить иметь в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя, коллегию в количестве 17 человек и, наряду с другими подразделениями центрального аппарата, 9 следующих департаментов по основным направлениям деятельности Министерства: предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, войскам гражданской обороны и спасательным формированиям, гражданской защите, финансово-экономической деятельности, инвестициям и эксплуатации основных фондов, инспектированию территорий и сил гражданской обороны, кадрам и профессиональной подготовке, а также организационно-мобилизационный и международного сотрудничества.
Президент Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
2 августа 1999 года
N 953
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 2 августа 1999 года
N 953
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий
1. Общие положения
1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются чрезвычайные ситуации), проводящим единую государственную политику и осуществляющим государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. МЧС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
4. МЧС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства, эмблему, флаг.
II. Основные задачи МЧС России
5. Основными задачами МЧС России являются:
1) реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
2) осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
3) осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;
4) осуществление государственного управления и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
5) осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обмена ею.
III. Основные функции МЧС России
6. МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает предложения по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
2) организует разработку и вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
3) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны и осуществляет контроль за их исполнением;
4) осуществляет в соответствии с Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству координацию деятельности и взаимодействия компонентов военной организации при решении задач обеспечения обороны страны и безопасности государства в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) участвует в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
6) разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации для представления Президенту Российской Федерации предложения о введении в действие Плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;
7) участвует в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
8) организует в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти формирование и доставку гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;
9) подготавливает в установленном порядке предложения о финансировании мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и контролирует использование выделенных для этих целей материальных ресурсов и финансовых средств;
10) осуществляет на федеральном уровне управление единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также руководство функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
11) осуществляет методическое руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
12) осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф;
13) осуществляет методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
14) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку концепций и предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях;
15) координирует в установленном порядке деятельность аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также организует и проводит в установленном порядке аттестацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти и спасателей, организует в пределах своей компетенции проведение подводных работ особого назначения;
16) организует в установленном порядке подготовку должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку работников мобилизационных органов;
17) осуществляет методическое руководство, координацию и контроль при решении вопросов подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
18) организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и разработку методик оценки последствий чрезвычайных ситуаций, участвует в разработке требований по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций;
19) участвует в установлении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от их роли в экономике государства или влияния на безопасность населения;
20) разрабатывает в установленном порядке предложения об отнесении территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также о создании убежищ и иных объектов гражданской обороны, о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
21) осуществляет нормативное регулирование и контроль за разработкой и реализацией федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по гражданской обороне;
22) участвует в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне, осуществляет надзор за выполнением установленных требований по гражданской обороне;
23) разрабатывает и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации для утверждения Президентом Российской Федерации проект плана гражданской обороны;
24) участвует в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся мероприятий в области гражданской обороны;
25) осуществляет меры, направленные на сохранение объектов МЧС России, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создает и содержит в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, разрабатывает и реализует план гражданской обороны МЧС России, организует проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны МЧС России;
26) участвует в создании территориальных систем централизованного оповещения гражданской обороны и контролирует их работу;
27) осуществляет методическое руководство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке гражданских организаций гражданской обороны и обучении населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
28) участвует в разработке Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, обеспечивает осуществление мероприятий в части, касающейся гражданской обороны и оперативного оборудования территорий, в целях обороны Российской Федерации;
29) организует по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации планирование действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, организует в установленном порядке подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность войск гражданской обороны;
30) осуществляет по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации текущее и перспективное планирование мобилизационного развертывания войск гражданской обороны;
31) определяет потребность войск гражданской обороны в офицерах и организует их подготовку в военных образовательных учреждениях МЧС России и других образовательных учреждениях;
32) создает и реорганизует в установленном порядке отдельные бригады, воинские части и подразделения войск гражданской обороны, организации МЧС России, осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации комплектование соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны, производит тарификацию утвержденных штатов, а также организует материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения войск гражданской обороны, поисково-спасательных служб и организаций МЧС России;
33) осуществляет разработку проектов годовых и перспективных планов строительства и реконструкции объектов жилищного и производственного назначения МЧС России, их эксплуатацию, а также капитальное строительство, содержание и эксплуатацию объектов казарменно-жилищного и других фондов;
34) участвует в установленном порядке в организации экспертизы деклараций безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, а также в пределах своей компетенции в работах по сертификации, стандартизации и метрологии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
35) осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке, производству, поставке продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
36) обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите государственной тайны, развитию специальной связи, защите служебной информации;
37) осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф.
IV. Полномочия МЧС России
7. МЧС России в пределах своей компетенции:
1) принимает решения, обязательные для исполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
2) проводит в установленном порядке проверки федеральных органов исполнительной власти по вопросам гражданской обороны;
3) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) запрашивает и получает в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;
5) привлекает в установленном порядке специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы проектов, оценки и контроля потенциально опасных объектов и производств и решения других задач;
6) имеет специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи.
V. Руководство МЧС России
8. МЧС России возглавляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуется - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.