2.1. Подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров образования
Социальная поддержка учителей
Образование, подготовка кадров - органическая составляющая программ социально-экономического и социо-культурного развития города, основной механизм воспроизводства человеческих ресурсов. Вот почему актуальной задачей становится интегрирование работы с кадрами в единый цикл, базовый для всей образовательной системы города. Это предполагает личностно-ориентированную работу с кадрами. Развитие информационной культуры кадров, модернизация их базового психолого-педагогического и методологического образования, самообразования и повышения квалификации должны быть по темпу и содержанию, а также мотивационно согласованы с индивидуальными для каждого педагога циклами саморазвития, накопления творческого опыта, осознанной потребностью в публичном предъявлении своих достижений, в аттестации. На современной методологической; организационной и технической основе в городе должна развиваться система диагностики, обобщения и распространения педагогического опыта.
В ходе реализации программы "Столичное образование-1" Правительство Москвы, Московским комитетом образования в 1995 году был создан Московский городской педагогический университет, в 1997 году - Московский городской психолого-педагогический институт. Существенно расширено взаимодействие московских школ и высших учебных заведений. Благодаря этим мерам снизился дефицит в учительских кадрах. Ежегодно около 15 тыс. работников образования повышают квалификацию в городской системе повышения квалификации. На базе МГПУ создана Высшая школа управления для переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования.
В деле сохранения и развития единства московского образовательного пространства важнейшую роль играют городские методические службы и окружные методические центры. 0ни обеспечивают поддержку деятельности учителя в постоянно обновляющемся пространстве содержания образования, мониторинге процессов изменения, участвуют в формировании учебной, информационной, дидактической среды, повышении квалификации и аттестации кадров.
За последние годы в образовании наблюдается тенденция старения управленческих и преподавательских кадров, увеличение учебной нагрузки. Значительная часть учительского корпуса начальной школы и руководителей дошкольных учреждений не имеет высшего педагогического образования. Медленно идет перепрофилирование педагогических колледжей и училищ на подготовку учителей по новым, дефицитным специальностям. Совершенствование этой работы требует решения следующих задач:
- создание целостной программы обучения и переподготовки руководящих кадров различных звеньев системы образования и, прежде всего, по проблемам "Экономика образования'', "Образовательное право", "Новые педагогические и управленческие технологии", "Управление системой образования";
- расширение городской системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, включающей в себя все типы государственных и негосударственных образовательных учреждений по всему комплексу специальностей;
- предусмотреть меры по предупреждению перепроизводства педагогических кадров в связи с тенденцией сокращения рождаемости детей;
- создание Московского института физической культуры;
- осуществление системы мер социальной защиты и стимулирования для привлечения в сферу образования молодых специалистов, представителей науки, культуры, инженерно-технических работников;
- целевая подготовка учителей начальной школы и дошкольных учреждений с высшим образованием, прежде всего путем заочного и вечернего обучения работающих учителей и воспитателей;
- перепрофилирование педколледжей и педучилищ на подготовку кадров но новым дефицитным для образования Москвы специальностям;
- прямая зависимость аттестации, лицензирования, аккредитации работников и учреждений образования от уровня их квалификации и результативности работы.
Соответствующие предложения представлены в плане конкретных действий.
2.2. Обновление содержания образования и повышение его качества
Столичное образование - это образование повышенного уровня, органическая часть образовательного пространства .России. Оно должно отражать запросы московской городской среды, передавать свой опыт другим российским территориям, русскоязычным школам стран СНГ и воспринимать их достижения. Московское образование объединяют с образованием в других регионах России неисчислимые духовные, культурные, технологические, организационные связи и традиции. Особое внимание уделяется реализации проекта "Московское образование - сельской школе России".
Программа исходит из того, что этап борьбы в поддержку идеологии гуманистического, демократического, вариативного образования завершен. При наличии разнообразных образовательных учреждений и педагогических практик их объединяет главное - основой образования новой России является гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика, направленная на сотрудничество учителей, учеников и родителей.
За прошедшие годы стало очевидным, что образование -- катализатор социального сотрудничества, естественное пространство для консолидации территориального сообщества. Цели и задачи развития демократического образования определяются проблемами и запросами социума, жизненно важными для конкретных людей.
Ориентируясь на развитие творческого и исполнительского потенциалов личности, образование представляет собой практически единственные постоянно действующие интеграционный и инновационный факторы.
В предшествующий период импульс инноваций шел, главным образом, от идей дифференциации: дифференциации обучения, профилизации школ, видового разнообразия учебных заведений и других. Новую творческую энергию могут придать идеи интеграла: создание единого образовательного пространства города на основе органического сочетания форм дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования (государственного и негосударственного); формирование единой управляемой адаптивной образовательной среды; взаимодействие региональной, окружных и муниципальных образовательных систем, в условиях их программно-целевого развития; интеграции московской системы образования в общероссийское и мировое образовательное пространство. Необходимо продолжить взаимодействие с негосударственными образовательными учреждениями в рамках Закона РФ "Об образовании", совместно с окружными управлениями образования координировать деятельность ведомственных дошкольных учреждений, в т.ч. контролировать качество воспитательно-образовательного процесса.
В соответствии с российскими, европейскими и общемировыми тенденциями развития образования в Москве осуществляется переход на 4-летнее начальное образование и ведется подготовка к переходу на 12-летнее среднее (полное) общее образование.
Как и ранее, принципиально важными направлениями работы являются освоение государственных региональных образовательных стандартов, развитие государственно-общественной системы аттестации, лицензирования и аккредитации учреждений образования, педагогов; создание единого информационного образовательного пространства; развитие общегородских инфраструктур: в первую очередь, системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, разработка и производство современных средств обучения. Все это стимулирует рост качества образования, повышает обоснованность образовательной политики, обеспечивает устойчивость и динамизм региональной образовательной системы в целом. Вместе с тем необходимы последующие шаги в развитии названных направлений и кардинально новые решения.
В области содержания образования и стандартизации необходимо подготовить по всем предметам московского базисного учебного плана требования к качеству и результатам обучения с учетом выявленной специфики столичного образования. Для каждого класса общеобразовательной школы необходимо создать комплекты московских программ и учебников, обеспечивающих необходимый уровень качества обучения и одновременно - вариативность содержания образования. Московский стандарт должен стать операциональным, т.е. доступным для использования всеми педагогами Москвы; целесообразно создание общегородского банка средств педагогической аттестации, а также банка прошедших независимую экспертизу учебных (в т.ч. авторских) программ общего, профессионального, дополнительного образования. Необходимо разработать и предъявить педагогам отвечающие московским образовательным стандартам требования к их квалификации. В условиях Москвы учебный труд должен рассматриваться как прямой вклад в общественное богатство города, его необходимо соответствующим образом учитывать, определив меру прав и меру ответственности учащихся и их родителей за предоставляемое городом бесплатное образование.
Качественно новая задача - определение московских стандартов владения русским языком, приобщение к основам мировой, российской и московской культуры, владение коммуникативными умениями и. навыками. Необходимо разработать специальную программу "Русский язык".
Задача образования - в максимальной степени сохранить и упрочить национальное достояние страны - математический, естественно-научный и технологический компоненты среднего образования. Именно на них базировался приоритет российской и советской науки и технологии, именно они станут основой экономического процветания России третьего тысячелетия. Существенно должна возрасти значимость гуманитарного и экологического компонентов образования, приоритетность обязательного среднего образования для обучающихся московских школьников.
Особого внимания требует коррекционное образование, которое становится не только дополнительной, но в обозримом будущем вполне самостоятельной областью деятельности всех образовательных учреждений Москвы. Одаренные дети, дети-инвалиды и сироты, подростки с отклонениями в физическом развитии, с девиантным поведением - все они требуют постоянного внимания и заботы.
Представленные в городе 140 этносов России идентифицируют себя в культурно-образовательном отношении прежде всего как жители Москвы. Поэтому для регионального компонента столичного образования интегрирующим фактором должен выступать курс "Москвоведение", представляющий культуру Москвы как результат и процесс взаимодействия разных культур и цивилизаций в русле развития общероссийской и столичной культур. Одновременно с этим стремление не утратить свои культурно-исторические и этнические корни выражается у разных этносов (российских и зарубежных) в потребности создания образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования. Важно сохранить культуру, язык, национальные традиции различных этнических групп. Этому должен способствовать накопленный опыт этнокультурного образования в Москве и многих других крупных городах, свидетельствующий о возможности преодолевать межэтнические конфликты средствами образования.