Действующий

О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации ... (с изменениями на 8 августа 2003 года)

     Пруденциальный надзор


Совместно с Минфином России и МНС России Банк России введет требования о распространении на активы, не являющиеся ссудами, положение о классификации ссуд и создании резервов на возможные потери по ссудам, а также о разработке положения о создании прочих резервов (например, на покрытие налоговых и правовых обязательств) в первом квартале 2000 года. Одновременно будет предусмотрено введение требования о создании стопроцентных резервов средств на возможные потери по ссудам, иным категориям активов и утверждении положения о прочих резервах. В Государственную Думу Федерального Собрания направлены поправки к Закону "О банках и банковской деятельности", с целью их принятия в четвертом квартале 1999 года, обязывающие кредитные организации:

- публиковать ежеквартальные отчеты (балансы и отчеты о финансовых результатах);

- ежегодно раскрывать для сведения общественности такие ключевые финансовые показатели банков, как коэффициенты достаточности капитала, величина резерва на покрытие сомнительных активов, а также отчеты о финансовых результатах, которые должны быть введены в практику до конца текущего года за 1999 финансовый год;

- поручать подготовку и аудиторскую проверку их отчетности квалифицированным фирмам.

Имея в виду необходимость принятия в четвертом квартале 1999 года поправок к Федеральному закону "О банках и банковской деятельности", предусматривающих надлежащие структуры управления и строгое применение соответствующих правил к акционерам и руководству банков в случае подачи организациями заявлений на утверждение новых банковских лицензий или для перевода/продления  лицензии в рамках реструктурированной организации. В эти же сроки будут внесены поправки в соответствующие нормативные акты Банка России, Кроме того, Банк России ввел уточненные и более жесткие критерии лицензирования банков. Они включают:

- изменения в порядке расчета начального капитала;

- ликвидацию перекрестного владения активами как источника капитала;

- изучение жизнеспособности бизнес-планов банков;

- оценку "прозрачности" корпоративных групп акционеров.

Невыполнение требований лицензирования, даже после выдачи лицензии, будет считаться достаточным основанием для отзыва лицензии, В соответствии с международной практикой совершение акционерами каких-либо действий, имеющих результатом несостоятельность банка, должно приводить к ограничению их участия в акционерном капитале любых банков 5 процентами.

В 1998 году были приняты весьма жесткие пруденциальные правила, в особенности в отношении валютных операций и позиций банков. Нормативные основы пруденциального банковского надзора были укреплены за счет предъявления к кредитным организациям требования покрытия собственным капиталом величины кредитного риска по финансовым инструментам, отражаемым на забалансовых счетах бухгалтерского учета, включая операции с производными инструментами. Банк России рекомендовал кредитным организациям, являющимся головными в составе финансовых групп, начиная с отчетности по состоянию на 1 января 1999 года составлять и представлять консолидированную отчетность по полному кругу участников группы. Банк России усилит контроль за соблюдением этих новых мер. Требование о предоставлении консолидированной отчетности будет распространено на небанковские финансовые организации. Правительством России внесены в Государственную Думу Федерального Собрания поправки к Закону "О банках и банковской деятельности", предусматривающие распространение требования о предоставлении консолидированной отчетности на небанковские дочерние организации коммерческих банков. Принятие этих поправок предусматривается в четвертом квартале.