Действующий

О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации ... (с изменениями на 8 августа 2003 года)

3. Денежно-кредитная политика и политика валютного курса

30. Денежно-кредитная политика будет проводиться с использованием режима плавающего валютного курса, и прежде всего с учетом предполагаемой динамики денежной базы. Однако оценка денежной базы затруднена в связи с неопределенностью в отношении спроса на ликвидность со стороны банков в рамках начального этапа реструктуризации банковской системы и возобновления функционирования межбанковского рынка, а также в отношении динамики спроса на деньги по мере предоставления физическим лицам доступа к вкладам в банках, подлежащих реструктуризации. В этих условиях динамика валютного рынка будет служить важным показателем обоснованности мер денежно-кредитной политики. Соответственно Банк России будет пристально отслеживать изменения на валютном рынке и сдерживать рост денежной базы путем сокращения чистых внутренних активов в случае усиления давления на этом рынке.

31. Денежно-кредитная программа на 1999 год основана на предположении о том, что скорость обращения денег будет иметь тенденцию к некоторому увеличению в течение 1999 года, поскольку физические лица получат доступ к своим вкладам в реструктурируемых банках, а полное доверие к мерам экономической политики еще не будет достигнуто. В программе учитывается воздействие в течение последних месяцев повышения общего уровня ликвидности на денежный мульти-пликатор при значительном увеличении свободных резервов банков в Банке России и росте объема валюты на руках у населения. В течение 1999 года Банк России не будет переучитывать векселя или осуществлять целевое кредитование конкретных отраслей экономики, в том числе путем целевого кредитования коммерческих банков. Банк России не станет предоставлять новые стабилизационные кредиты или использовать иные механизмы предоставления долгосрочных кредитов неплатежеспособным банкам. Квартальные обзоры выполнения программы и ежемесячный мониторинг позволят регулярно анализировать соответствие денежно-кредитной программы текущим условиям.

32. Несмотря на снижение уровня инфляции в феврале и марте до 3 -  4 процентов в месяц, имевшее место в конце марта давление на валютный курс при незначительном росте ликвидности свидетельствовало о неустойчивости ситуации. Сохраняющиеся значительные остатки на счетах коммерческих банков в Банке России представляют собой дополнительный потенциальный источник давления на цены и валютный курс. Поэтому Банк России будет широко использовать операции по привлечению средств коммерческих банков на депозитные счета в территориальных учреждениях Банка России. Однако в настоящее время Банк России ограничен в выборе инструментов связывания избыточной ликвидности. Для решения вышеизложенной проблемы к 15 июля 1999 года будут введены в действие поправки к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которыми Банк России будет наделен полномочиями по принятию решений о выпуске, объемах обращения и ценах облигаций Банка России. Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат рассмотрение вопроса о достаточности инструментов денежно-кредитной политики, располагаемых Банком России для достижения целей денежно-кредитной политики, и целесообразности их дальнейшего развития. Учитывая, что в результате реструктуризации государственного долга коммерческие банки лишились краткосрочных инструментов управления ликвидностью, Банк России совместно с ММВБ организует межбанковский рынок РЕПО. Наконец, в проекте федерального закона о федеральном бюджете на 2000 год будут отражены Положения, предусматривающие выплату процентов по рыночной ставке по кредитам, предоставленным Банком России Правительству Российской Федерации начиная с 1 июля 1999 года.

33. Валютный курс будет определяться на основе рыночных механизмов. Интервенции Банка России будут осуществляться только исходя из соображений макроэкономической политики и только с целью сглаживания колебаний валютного курса. Банк России совместно с ММВБ и другими валютными биржами будет гарантировать доступ к валютному рынку на основе свободной конкуренции и создаст условия для невозможности оказания давления на валютный курс со стороны отдельных участников рынка.

34. 29 июня 1999 года была осуществлена унификация валютного рынка. Все остальные существующие валютные ограничения, требующие согласования с МВФ по статье VIII Устава МВФ, будут отменены в течение срока действия программы. В отношении реализации требования о 100-процентном депонировании средств при покупке валюты на специальной сессии для выполнения импортных контрактов и введенного исключения для добросовестных импортных операций, таких, как импорт, оплачиваемый аккредитивами, будет принято решение о начислении по депозитам процентов по рыночной ставке. Требование о депонировании средств будет отменено до 30 сентября 1999 года. Правительство Российской Федерации и Банк России обеспечат введение в действие необходимых поправок к действующим нормативным и правовым актам, позволяющих органам власти обнаруживать и пресекать незаконный отток капитала через фиктивные контракты по импорту, не препятствуя ведению нормальной внешнеторговой деятельности. Кроме того, 30 июня 1999 года отменен запрет на использование рублевых остатков на корреспондентских счетах иностранных банков для покупки валюты. В период реализации программы Российская Федерация не будет: 1) вводить новые или ужесточать действующие валютные ограничения; 2) вносить изменения в действующий порядок валютного регулирования, приводящие к множественности валютных курсов; 3) заключать двусторонние платежные соглашения, противоречащие статье VIII Устава МВФ; 4) вводить новые или ужесточать действующие ограничения на импорт в целях воздействия на платежный баланс. До внесения изменений в механизм контроля за капиталом будут проводиться консультации с сотрудниками МВФ.

35. Банк России продолжит работу по повышению прозрачности своих операций и установит требования по повышению прозрачности деятельности коммерческих банков. В июне 1998 года было положено начало практике еженедельного опубликования данных о величине золотовалютных резервов Российской Федерации и денежной базы. Аудит Банка России за 1998 год, проведенный международной аудиторской компанией, завершен в мае 1999 года. При проведении аудита особое внимание было уделено финансовым отношениям Банка России и принадлежащих ему коммерческих банков, находящихся как в Российской Федерации, так и за рубежом. Комплексный годовой аудит всей деятельности Центрального банка будет проводиться в сроки, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". К 10 июля будет завершена проверка взаимоотношений Банка России и компании "Фимако", отчетности, представленной МВФ ранее и касающейся взаимоотношений между Банком России и принадлежащими ему коммерческими банками, находящимися как в Российской Федерации, так и за рубежом, а также произведена проверка использования средств МВФ, предоставленных в июле 1998 года. Информация о результатах проверок будет опубликована. Банк России будет добиваться принятия поправок к Федеральному закону "О банках и банковской деятельности", предусматривающих введение к 31 декабря 1999 года требований о ежегодной публикации кредитными организациями ключевых показателей финансовой деятельности, таких, как нормативы достаточности капитала, величины резервов на покрытие сомнительных активов и отчета о прибылях и убытках, в частности за 1999 финансовый год; также будут требоваться составление годовых отчетов с проведением их аудита квалифицированными компаниями и публикация квартальных отчетов. Банк России продолжит публикацию сводных отчетов о финансовом состоянии крупнейших банков на ежемесячной основе.