Травмы и болезни опорно-двигательного аппарата занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения Российской Федерации.
Уровень травматизма и болезней костно-мышечной системы составляет соответственно 8623,9 и 8721,4 на 100 тысяч населения.
Временная утрата трудоспособности по поводу травм среди всех ее причин занимает второе место и за последние 5 лет возросла на 12,7 процентов, составив 5,4 в сл. и 116,0 в днях. Временная нетрудоспособность, обусловленная болезнями костно-мышечной системы, хотя и имеет тенденцию к снижению, остается на высоком уровне - 6,0 в сл. и 97, 2, 6 в днях.
Первичный выход на инвалидность вследствие травм и болезней костно-мышечной системы занимает четвертое место в структуре его причин. При этом полная утрата трудоспособности (I и II группы инвалидности) составляет более 60 процентов.
Особую тревогу вызывает высокий уровень травматизма и тенденция к его росту у детей и подростков. Увеличивается число детей с заболеваниями костно-мышечной системы, обусловленными врожденными пороками развития, наследственно-системными болезнями, экологически детерминированными повреждениями опорно-двигательного аппарата. В структуре детской инвалидности на травмы приходится 3,1, на болезни костно-мышечной системы - 4,6 процентов. У каждого третьего ребенка -инвалида имеются нарушения двигательных функций, требующие ортопедической помощи.
В структуре причин смертности населения травмы занимают третье место, а среди лиц трудоспособного возраста - первое.
Учитывая социальную значимость проблемы, Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в сложившихся сложных экономических условиях изыскиваются возможности повышения качества специализированной травматолого-ортопедической помощи населению посредством совершенствования форм ее организации, внедрения в практическое здравоохранение современных методов диагностики, лечения и реабилитации.
Наметившаяся тенденция к увеличению объема амбулаторной медицинской помощи создает предпосылки для более эффективного использования дорогостоящих специализированных коек.
Последние годы отмечены внедрением в практику современных медицинских технологий при лечении сложных травматических повреждений и ортопедических заболеваний. В большинстве травматолого-ортопедических отделений внедрено эндопротеэирование тазобедренных суставов, активно осваиваются методы артроскопической диагностики и лечения суставов, операции с использованием микрохирургической техники, реконструктивные операции при врожденных пороках развития костей у детей и подростков, современные методы лечения ложных суставов и поврежденных зон роста длинных костей.
Повышению эффективности травматолого-ортопедической помощи способствуют научные разработки отечественных ученых . Совершенствуются модели эндопротезов тазобедренных и коленных суставов, выпускаемых отечественной промышленностью, разработаны и разрешены к производству конструкции плечевых и локтевых суставов, имплантаты и инструменты для проведения корригирующих и стабилизирующих операций на позвоночнике, внедряются методы использования аллопланта при онкологических заболеваниях костей, повреждениях сухожилий.
Наряду с научными исследованиями НИИ травматологии и ортопедии обеспечивают основной объем травматолого-ортопедической помощи с использованием новейших высокотехнологичных ее видов.
Вместе с тем в организации и качестве травматолого-ортопедической помощи населению имеются недостатки и нерешенные проблемы. При наличии развитой сети травматолого-ортопедических отделений и квалифицированных кадров внедрение новых методов диагностики и лечения сдерживается крайне неудовлетворительным оснащением учреждений специальным, оборудованием, аппаратами, эндопротезами, металлоконструкциями. Не соответствует современному уровню оказание медицинской помощи больным с ортопедическими заболеваниями. Недостаточно развита сеть детских травматолого-ортопедических коек.
Не получили достаточного развития такие экономически эффективные формы организации медицинской помощи, как стационары дневного пребывания больного, дневные стационары в поликлиниках, стационары на дому. Повсеместно сократилось число отделений реабилитации.
Все это отрицательно сказывается на сроках и результатах лечения, уровне временной утраты трудоспособности и инвалидности.
Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации ослабили работу по экспертизе отдаленных результатов лечения, недооценивая ее значимость в планировании развития службы, снижения временной и стойкой утраты трудоспособности, и, как следствие, сокращении экономических потерь от заболеваний опорно-двигательного аппарата.
В целях совершенствования организации травматолого-ортопедической службы, повышения качества оказания медицинской помощи больным с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата
приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Обеспечить расширение объема амбулаторной помощи травматолого-ортопедическим больным, создав соответствующие условия в амбулаторно-поликлинических учреждениях для специализированных подразделений (отделения, кабинеты, дневные стационары), оснастив их оборудованием и изделиями медицинского назначения, и организовав работу в соответствии с положением и табелем оснащения (приложения 1,2).
1.2. Организовать травматолого-ортопедическую помощь в амбулаторно-поликлинических учреждениях для детей в соответствии с положением (приложение 3).
1.3. Провести перераспределение травматолого-ортопедических коек с учетом уровня и структуры травматизма и заболеваний опорно-двигательного аппарата, организовав специализированные ортопедические и детские травматолого-ортопедические отделения (приложения 4, 5).
1.4. При направлении больных на консультацию и лечение в клиники НИИ травматологии и ортопедии Минздрава России руководствоваться "Перечнем специализированных центров для взрослых и детей по травматологии и ортопедии" (приложение 6) и порядком направления больных на консультацию и лечение в клиники федеральных учреждений, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
1.5. Организовать работу Медицинских советов по экспертизе отдаленных результатов лечения травматолого-ортопедических больных в соответствии с положением о них (приложение 7).
1.6. Разработать и внести в установленном порядке предложения :
1.6.1. О создании Межведомственной комиссии по профилактике травматизма.
1.6.2. О включении в состав лицензионно-аккредитационных комиссий специалистов травматологов-ортопедов для проведения лицензирования лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих оказание травматологической и ортопедической помощи больным.
2. Департаменту организации медицинской помощи населению разработать стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и представить на утверждение: по разделу "Травматология" - к 01.06.99; по разделу "Ортопедия" - к 01.12.99.
3. Отделу медицинской статистики и информатики совместно с Департаментом организации медицинской помощи населению и Управлением охраны здоровья матери и ребенка до 01.06.99 пересмотреть отчетную форму N 57 "Сведении о травмах и отравлениях" с учетом МКБ-Х и внести дополнения и изменения, обеспечивающие принятие своевременных решений по организации и развитию травматолого-ортопедической службы.
4. Российскому центру медицины катастроф "Защита" Минздрава России использовать травматолого-ортопедические клиники профильных НИИ и высших образовательных медицинских учреждений для оказания медицинской помощи пострадавшим в вооруженных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.