Ситуацию на рынке труда в Ленинградской области в 1997 году по сравнению с 1996 годом можно считать началом стабилизации. Наметившиеся позитивные сдвиги в экономике региона, активизация работы службы занятости, комитетов и подразделений Правительства Ленинградской области, органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций позволили приостановить рост безработицы в целом по области и в большинстве муниципальных образований.
На протяжении 1997 года наблюдалось положительное изменение ряда показателей, влияющих на степень социальной напряженности в регионе. Однако, несмотря на то, что уровень безработицы по состоянию на 1 января текущего года снизился с 6,3 до 4,6 процента, сумма задолженности по выплате пособий по безработице составляет более 80 миллионов рублей, а выплаты пособий задерживаются до 12 месяцев. В течение всего года количество вакансий было значительно меньше, чем спрос на них. Так, на 1 января текущего года было 1368 вакансий, а количество безработных составляло 35797 человек.
Важным моментом стабилизации рынка труда стало сокращение по сравнению с 1996 годом общего количества граждан, ищущих работу. Вместе с тем внутри данной категории увеличилось число обращающихся в службу занятости за различными консультациями, в том числе по вопросам переподготовки и наличия вакансий.
В 1997 году клиентами службы занятости были 181084 человека, что на 2,7 процента меньше по сравнению с 1996 годом.
В 1997 году по сравнению с 1996 годом во всех муниципальных образованиях заметно сократилось число зарегистрированных безработных (в зависимости от района оно составило от 6,6 до 39,2 процента). Кроме того, в отличие от каждого соответствующего месяца 1996 года произошло снижение числа граждан, поставленных на учет, с 11,2 до 37,1 процента.
Важно отметить, что эти процессы затронули пять районов Ленинградской области с критической ситуацией на рынке труда. Уменьшение масштабов безработицы незначительно, но повлияло на смягчение социальной напряженности.
Социальный состав безработных, поставленных на учет в 1997 году, по сравнению с 1996 годом почти не изменился (приложение 3 к настоящей Программе).
Каждый третий безработный - в возрасте от 16 до 29 лет, каждый четвертый - проживал в сельской местности. Зарегистрировано - 55,7 процента женщин (в 1996 году - 55,2 процента), 2,3 процента инвалидов (в 1996 году - 1,8 процента), 0,3 процента беженцев (в 1996 году - 0,4 процента).
Половина безработных (18164 человека), оставшихся на учете в службе занятости в конце 1997 года, имела среднее и неполное среднее образование. Граждане этой категории не могли выдержать высокой конкуренции на рынке труда. Они вынуждены были обращаться за помощью в службу занятости.
Доля безработных, имеющих как среднее, так и начальное профессиональное образование, составляла по 20,7 процента. Высшее профессиональное образование имели лишь 2836 человек или каждый тринадцатый.
При всей сложности ситуации с занятостью на территории Ленинградской области особое внимание обращает на себя отсутствие возможности трудоустройства в сельской местности, где к концу 1997 года проживали 27,6 процента безработных, оставшихся на учете. В разрезе муниципальных образований этот показатель колебался от 2,3 процента в муниципальном образовании Кировский район до 83,9 процента в муниципальном образовании Ломоносовский район. По данным семи муниципальных образований Ленинградской области более половины безработных проживали в сельской местности.
Ухудшение материального положения сказалось и на социальном составе безработных. Многие из тех, кто ранее длительное время не работал, были вынуждены обращаться за помощью в трудоустройстве в службы занятости. В конце 1996 года такие граждане составляли 24,8 процента общей численности граждан, оставшихся на учете. В конце 1997 года их доля возросла до 33,2 процента. Среди безработных доля тех, кто не приступал к трудовой деятельности, увеличилась с 12,6 до 14,4 процента.
Ограниченный спрос на рабочую силу привел к росту продолжительности безработицы, которая к концу 1997 года в среднем составила 7,6 месяца в отличие от семи месяцев в конце 1996 года.
Среди безработных возросла доля тех, кто был клиентом службы занятости более одного года (с 17,2 до 25,9 процента). Каждый четвертый безработный к концу 1997 года попал в зону "хронической безработицы".
Таким образом, ситуация на рынке труда в Ленинградской области остается напряженной, организация рабочих мест для проведения общественных работ достаточно актуальна.
Оплата труда безработных граждан, занятых на общественных работах, производится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В Ленинградской области в 1997 году средняя заработная плата безработных граждан, участвующих в общественных работах, составила 200 деноминированных рублей, без учета доплат к заработку, которые равны размеру причитающегося им пособия по безработице. Предполагается, что и в 1998 году уровень заработной платы безработных граждан, участвующих в общественных работах, сохранится.
1.2. Прогноз численности граждан, которые
примут участие в общественных работах
Уровень безработицы является одним из основных показателей, характеризующих напряженность на рынке труда.
В Ленинградской области регистрируемая безработица выше показателя по России на 1,9 процентных пункта (2,7 процента), по Санкт-Петербургу - на 3,37 процентных пункта (1,23 процента).
По состоянию на 1 января 1998 года в службе занятости было зарегистрировано 35 797 безработных. В то же время число вакансий в 29 муниципальных образованиях области составило 1368 (приложения 2, 4 к настоящей Программе).
Распределение численности безработных по территориям в 1997 году отражено в приложении 5 к настоящей Программе.
На протяжении всего 1997 года на рынке труда сохранялся значительный и устойчивый разрыв между спросом на рабочую силу и ее предложением. Исходя из этого предполагается, что к участию в общественных работах можно привлечь до 7000 безработных граждан.
Основные причины, которые могут побудить безработных к участию в общественных работах:
задержка выплаты пособия;
отсутствие подходящих вакансий на предприятиях;
возможность получения дополнительной финансовой поддержки;
перспектива постоянного трудоустройства;
возможность адаптации к труду после длительного перерыва и при отсутствии трудовых навыков у впервые ищущих работу.