ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 ноября 1998 года N 82
О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении
судами уголовных дел
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации от 3 июня 2002 года N 28
____________________________________________________________________
В связи с проводимыми в стране преобразованиями, направленными на формирование правового государства и системы правосудия, основанной на общепризнанных демократических принципах, значительно возросла роль и усложнились задачи прокуроров, участвующих в судебном производстве по уголовным делам, и прежде всего при поддержании государственного обвинения.
Участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса не ограничивается уголовным преследованием. Государственный обвинитель должен быть гарантом соблюдения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу судопроизводства, в том числе жертв преступлений.
В условиях состязательного процесса объективность, профессиональная грамотность прокурора при осуществлении обвинительной функции, его активность в представлении и исследовании доказательств становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Выполняя обязанности государственного обвинителя, прокурор должен всемерно способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела, правильному его разрешению, поддерживать обвинение лишь в меру его доказанности.
Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства, прокурор руководствуется принципом верховенства закона. Это требует соблюдения правовых предписаний прежде всего самим государственным обвинителем, а также возлагает на него обязанность реагировать на любые нарушения закона, чьи бы интересы они ни ущемляли. Неправосудные судебные постановления должны быть своевременно опротестованы.
Реализация стоящих перед участвующим в деле прокурором задач требует укрепления корпуса государственных обвинителей, повышения ответственности руководителей прокуратур, отраслевых управлений и отделов за улучшение деятельности прокуроров в судопроизводстве.
В целях реализации задач, стоящих перед прокурорами, участвующими в рассмотрении судами уголовных дел, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
приказываю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, иным территориальным, военным и специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении судами уголовных дел одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.
Принимать меры к постоянному совершенствованию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью, а непосредственное участие в поддержании государственного обвинения считать важнейшей служебной обязанностью прокурора.
Руководителям прокуратур личным участием в рассмотрении судами уголовных дел подчеркивать высокую степень значимости этой работы.
2. Обеспечить поддержание государственного обвинения, помимо дел, рассматриваемых судом присяжных, по всем делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также в тех случаях, когда участие прокурора признает обязательным суд. По остальным делам обвинение поддерживать, исходя из их важности, сложности либо общественной значимости и с учетом реальной возможности обеспечить качественное участие государственного обвинителя в судебном процессе.
3. Руководителям прокуратур назначать государственных обвинителей заблаговременно. При этом учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения.
Обеспечить активное участие прокуроров в исследовании доказательств при судебном разбирательстве, повысить их личную ответственность за правильность занимаемой позиции и соответствие ее результатам судебного следствия, обоснованность заключений по всем возникающим при рассмотрении дела вопросам, опротестование в кассационном порядке каждого незаконного или необоснованного судебного постановления.
По наиболее сложным, многоэпизодным делам, с большим количеством лиц, привлеченных к уголовной ответственности, решать вопрос о создании группы государственных обвинителей. Распределять обязанности среди членов группы применительно к особенностям каждого конкретного дела.
В регионах, где действует суд присяжных заседателей, в качестве государственных обвинителей назначать специально подготовленных прокуроров, обладающих навыками ораторского мастерства.
Для участия в рассмотрении дел судами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним военными судами назначать прокуроров, как правило, из числа работников республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратур, а где созданы отделы государственных обвинителей, - из работников этих отделов.
4. Прокурорам войсковых частей, транспортным, природоохранным прокурорам и прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поддерживать государственное обвинение в военных и территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор, руководствуясь при этом положениями п.п.2 и 3 настоящего Приказа. В остальных случаях о направлении дела в суд уведомлять соответствующего территориального прокурора с передачей ему надзорного производства.
5. Строго соблюдать принцип процессуальной самостоятельности государственного обвинителя, позиция которого не связана выводами обвинительного заключения и должна быть основана на результатах исследования обстоятельств дела в судебном заседании. Заключения и ходатайства прокурора должны основываться на нормах права, быть аргументированными. В необходимых случаях их следует представлять суду в письменной форме.
Неукоснительно следовать требованиям закона об отказе от обвинения при отсутствии убедительных доказательств вины подсудимого.
6. Государственным обвинителям при определении своей позиции по вопросу назначения наказания строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
Во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о назначении дополнительных наказаний, о возмещении причиненного преступлением материального ущерба и компенсации морального вреда.
7. Обеспечить неуклонное исполнение требований закона об опротестовании в кассационном порядке каждого незаконного или необоснованного приговора, определения или постановления суда, для чего организовать работу таким образом, чтобы ни одно дело, рассмотренное без участия государственного обвинителя, не осталось без соответствующей проверки в кассационный срок. Исходить из того, что обязанность принесения в вышестоящий суд кассационного или частного протеста возлагается в первую очередь на государственного обвинителя, а также на прокурора или его заместителя в пределах их компетенции.
Прокурор, принесший кассационный или частный протест, может лично поддержать его. Если в суде кассационной инстанции по поручению соответствующего прокурора участвует другой прокурорский работник, он не связан доводами протеста и дает заключение, руководствуясь требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на материалах дела. При отсутствии оснований для поддержания протеста до его рассмотрения судом прокурор, участвующий в кассационном рассмотрении дела, уведомляет об этом прокурора, принесшего протест.
Прокурорам войсковых частей, транспортным, природоохранным прокурорам и прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях опротестовывать незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых они участвовали. Обязанность принесения протестов по другим делам возложить на территориальных либо военных прокуроров. Ими же опротестовываются судебные постановления, вступившие в законную силу, в том числе по представлениям специализированных прокуроров.
Возложить проверку в кассационные сроки законности судебных постановлений по делам, рассмотренным без участия государственных обвинителей, на соответствующих территориальных либо военных прокуроров.
Прокуроры войсковых частей, являющиеся прокурорами закрытых административно - территориальных образований, осуществляют надзор за законностью постановлений судов, функционирующих в указанных образованиях, исходя из объема прав и полномочий, предоставленных ст.36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" соответствующим территориальным прокурорам.
Всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и опротестования неправосудных судебных постановлений, поддерживать постоянное взаимодействие.
Улучшить качество кассационных и частных протестов, обращая особое внимание на строгое соответствие закону и материалам дела приводимых в них доводов, конкретность и аргументированность позиции по делу.
Обеспечить участие в суде прокурора, как правило, по всем делам, рассматриваемым в кассационном порядке, их своевременное и тщательное изучение с учетом доводов, содержащихся в жалобах и протестах.
8. При оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом исходить из его реального вклада в исследование обстоятельств дела, учитывать проявленные им при этом активность и профессиональное мастерство, объективность позиции и влияние на законность и обоснованность принятого по делу судебного решения.
Стремиться к тому, чтобы оценка деятельности прокурора способствовала развитию его творческой инициативы, служила стимулом к выполнению им служебного и нравственного долга.
9. Не допускать поверхностного, формального отношения к разрешению жалоб на судебные постановления, вступившие в законную силу. Проверку жалоб проводить, как правило, с истребованием уголовных дел и составлением мотивированных заключений с учетом изложенных в них доводов. Аргументированное сообщение о принятом решении своевременно направлять заявителю. Решения об отказе в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, в республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратурах принимать руководителям этих прокуратур.
Незаконные и необоснованные судебные постановления опротестовывать в порядке надзора либо входить с представлением об опротестовании к вышестоящему прокурору, имеющему право принесения протеста.
10. Управлению по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам, отраслевым управлениям и отделам регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, опротестования незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений судов, работу по рассмотрению и разрешению жалоб на вступившие в законную силу постановления судов, используя результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуратур, повышения качества государственного обвинения. В полной мере использовать материалы судебной и прокурорской практики для устранения ошибок, допускаемых при расследовании уголовных дел.
Обратить особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях организовать надежную систему профессиональной учебы; постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая к участию в проведении учебных мероприятий опытных практических работников, а там, где это возможно, - ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику деловые игры и другие положительно зарекомендовавшие себя нетрадиционные формы обучения; развивать и поощрять творческую активность и стремление к самосовершенствованию; повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях.
Использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей. Обеспечить достоверность материалов, подлежащих опубликованию, их юридическую грамотность.
11. Управлению по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам Генеральной прокуратуры Российской Федерации постоянно совершенствовать организацию руководства нижестоящими прокуратурами и контроля за их деятельностью. Регулярно анализировать состояние работы по участию прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел, практику применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, своевременно выявлять тенденции ее изменения и вырабатывать соответствующие рекомендации.
Совместно с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, с учетом потребностей практики, разрабатывать пособия и рекомендации для прокуроров, участвующих в судебном разбирательстве уголовных дел.
12. Считать недействующим Приказ и.о.Генерального прокурора Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 44 "О повышении качества и эффективности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства в условиях судебной реформы".
Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В.
Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, иным территориальным, военным и специализированным прокурорам.
Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный
государственный
советник юстиции
Ю.И.Скуратов
Текст документа сверен по:
рассылка