Для реализации Программы необходимо разработать целый комплекс нормативных правовых актов, устанавливающих:
1) порядок и процедуру изъятия земельных участков, в том числе у недобросовестных землепользователей;
2) порядок и процедуру внесения обременений в договора аренды земельных участков, а также наложения иных обременений на землепользователей. В настоящее время этот вопрос не урегулирован. Принципиальная основа возможности внесения обременений заложена в Закон города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве", однако процедура внесения обременений в действующие договора аренды земельных участков недостаточно проработана;
3) разграничение прав на земельные участки на территории города Москвы между городом и федеральным центром. Нечеткость норм федерального законодательства по этому вопросу не способствует повышению эффективного использования территории города;
4) порядок обеспечения перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий, организаций и отдельных производств и реабилитации освобождаемых территорий, регламентирующего порядок принятия и исполнения решений по вопросам перебазирования, реформирования, ликвидации конкретных предприятий, организаций и отдельных производств и реабилитации освобождаемых территорий;
5) методика комплексной оценки затрат по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий, организаций и отдельных производств и реабилитации освобождаемых территорий. Отсутствие такой методики, утвержденной в установленном порядке, не позволяет осуществлять планирование и надлежащее обоснование затрат по перебазированию, реформированию, ликвидации конкретных предприятий и реабилитации освобождаемой в результате этого территории;
6) комплексная методика оценки вреда, наносимого городу тем или иным объектом, в том числе с учетом уже накопленного вреда. В состав этой комплексной методики должны входить разделы, которые позволили бы оценить:
- недополучение городом возможных доходов при неэффективном использовании территории (в частности из-за снижения стоимости участков, соседствующих с "производством"),
- нанесение экологического ущерба окружающей среде, жителям и облику города,
- нанесение культурологического вреда путем неблагоприятного воздействия предприятия на окружающее городское пространство;
7) порядок включения предприятий и организаций в Перечень предприятий и организаций, предназначенных к перебазированию, реформированию, ликвидации и порядок исключения из него. Необходимо сформулировать, рассмотреть и закрепить законодательно принципы, определяющие необходимость пребывания как тех или иных предприятий, так и их категорий на территории г.Москвы исходя из их платежей в городской бюджет, выхода полезной продукции и отходов в самом широком смысле и выплачиваемой работникам заработной платы;
8) порядок установления для предприятий и организаций, включенных в Перечень предприятий и организаций, предназначенных к перебазированию, реформированию, ликвидации, повышенных ставок земельного налога и ставок арендной платы в особом порядке и процедура приостановления действия этих ставок в случае выполнения предприятием согласованной с уполномоченной Московской городской администрацией организацией системы мероприятий по перебазированию, реформированию, ликвидации;
9) система мер, гарантирующих частному капиталу возврат средств, вложенных в вывод (перебазирование) предприятий, в том числе и путем разработки схем, предусматривающих залоговое обеспечение вложенных средств в виде права самостоятельной реализации права аренды рекультивируемого земельного участка. В рамках этой системы необходима разработка типового инвестиционного контракта на осуществление работ по выводу (перебазированию) предприятий, предусматривающего ответственность всех сторон, участвующих в этом процессе, итогом которого являлось бы освобождение территории, ранее занимаемой предприятием, и ее подготовка для проведения конкурса по продаже прав аренды, а также возможность проведения конкурса по продаже права аренды еще не освобожденного земельного участка на условиях инвестирования средств на его освобождение;
10) методика оценки стоимости выкупа права аренды земельных участков исходя из их рыночной стоимости. Существующая в настоящее время методика дает значительно завышенную величину стоимости выкупа прав аренды;
11) законодательный порядок предоставления земельных участков в собственность инвесторам при условии выполнения инвестиционной программы, согласованной с Московской городской администрацией. В связи с этим требуют уточнений и дополнений Закон города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве", распорядительные документы Мэра, Правительства и Премьера Правительства Москвы.