(с изменениями на 27 февраля 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Мэра Москвы от 17 октября 2019 года N 737-РМ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Мэра Москвы от 27 февраля 2002 года N 103-РМ (Вестник мэрии Москвы, Приложение, март, 2002 год).
____________________________________________________________________
_____________________
* Здесь и далее по тексту слова "в историческом центре города Москвы" заменены словами "на территории города Москвы" - распоряжение Мэра Москвы от 27 февраля 2002 года N 103-РМ.
В целях упорядочения деятельности Городской комиссии по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий:
1. Утвердить подготовленные Городской комиссией:
- Концепцию Программы обеспечения перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий (приложение 1),
- Порядок обеспечения перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий (приложение 2),
- Методику комплексной оценки затрат по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий, организаций и отдельных производств, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий (приложение 3).
____________________________________________________________________
На основании распоряжения Мэра Москвы от 27 февраля 2002 года N 103-РМ действие Концепции программы, Порядка обеспечения перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий и Методики комплексной оценки затрат по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий, организаций и отдельных производств, расположенных на территории города Москвы, и реабилитации освобождаемых территорий распространено на территорию города Москвы.
____________________________________________________________________
2. Установить, что перебазирование, реформирование, ликвидация предприятий и организаций, расположенных на территории города Москвы, и реабилитация освобождаемых территорий осуществляется в соответствии с положениями нормативно-методической документации, предусмотренной п.1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на председателя Городской комиссии, первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
Мэр Москвы
Ю.М.Лужков
Концепция
Программы обеспечения перебазирования,
реформирования, ликвидации предприятий
и организаций, расположенных на территории города Москвы,
и реабилитации освобождаемых территорий
(с изменениями на 27 февраля 2002 года)
____________________________________________________________________
На основании распоряжения Мэра Москвы от 27 февраля 2002 года N 103-РМ действие Концепции программы распространено на территорию города Москвы.
____________________________________________________________________
1. Экстенсивное развитие города, сопровождающееся значительным увеличением площади застройки в периферийных районах, все более исчерпывает себя.
Продолжающееся жилищное строительство на присоединенных в 80-х годах к городу Москве территориях становится все более дорогостоящим вследствие возрастания затрат на создание инфраструктуры.
Отсутствие в настоящее время достаточно широкой прослойки так называемого "среднего класса", имеющего средства на приобретение жилья, в совокупности с удаленностью районов массовой застройки от центра города и неразвитостью социально-культурной сферы в них, привело к заметному снижению потребительского спроса на предлагаемые к продаже квартиры. Для поддержания минимально достаточного уровня спроса московская городская администрация вынуждена все более приближать цену реализации жилья к расчетной себестоимости его строительства. Вследствие этого для осуществления городской социальной жилищной программы необходимо продавать на рыночных условиях все большее количество построенных квартир. Это вызывает необходимость дальнейшего увеличения и без того значительных объемов жилищного строительства в периферийных районах чтобы обеспечить хотя бы минимальное движение муниципальной очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Выходом из сложившейся ситуации может стать предложение высококачественного жилья в центральных районах города. Однако решение вопроса тормозится в связи с отсутствием достаточного числа свободных земельных участков для осуществления масштабного жилищного строительства.
2. Превращение города Москвы в современный финансовый и деловой центр требует развития соответствующей инфраструктуры.
Взяв курс на превращение города Москвы в экономический и финансовый центр мирового уровня, Московская городская администрация должна решить и вопросы, связанные с обеспечением бизнеса достаточным количеством офисных помещений. В настоящее время их количество в центральной части города крайне недостаточно. Для удовлетворения спроса необходимо дать возможность частным инвесторам вести строительство деловых и торговых комплексов прежде всего в центральной части города. Однако и здесь дело сдерживается отсутствием достаточного числа подходящих земельных участков.
3. Проблемы экологии становятся все острее и требуют своего решения.
За последние годы значительно повысилась общая экологическая культура, ужесточились нормы экологических стандартов. Все более нежелательным становится существование на территории центральной части города в его историческом центре не отвечающих современным экологическим требованиям предприятий и организаций.
4. Градостроительный облик города должен соответствовать современным требованиям, его территория должна использоваться эффективно.
Отсутствие в течение длительного периода времени у государства и новых собственников средств на реконструкцию предприятий привело к тому, что на территории центральной части города в настоящее время находятся предприятия, внешний облик которых не соответствует современным представлениям о городской застройке. Значительные территории в историческом центре города заняты предприятиями и объектами, не имеющими отношения к обеспечению жизнедеятельности города. Многие территории, необходимые городу для дальнейшего развития и привлекательные с точки зрения инвестиционных вложений, используются крайне неэффективно с точки зрения их экономического потенциала. Вследствие отсутствия надлежащего законодательного регулирования, в том числе в части размеров земельных платежей, эти территории зачастую приносят доход только конкретным физическим и юридическим лицам, нанося при этом экономический ущерб городу в целом.
5. Возможности экстенсивной застройки центральной части города исчерпаны, для дальнейшего осуществления строительства необходимы новые подходы.
Территория центральной части Москвы (в границах Центрального административного округа) практически вся застроена. Поэтому новое строительство здесь можно осуществлять либо путем уплотнения имеющейся застройки, либо путем освобождения территорий занятых в настоящее время различными предприятиями и организациями. Здесь имеются существенные резервы. Только промзонами на территории Центрального административного округа занято около 500 га, при этом 40% этих площадей практически не используются.
Таким образом перед Московской городской администрацией все более в практической плоскости встает проблема перебазирования, реформирования, ликвидации промышленных предприятий и организаций из исторической части города и реабилитации освобождаемых территорий в целях обеспечения дальнейшего эффективного развития города как мегаполиса с одной стороны, так и социокультурной общины с другой.
Основные причины неудач в решении проблемы вывода (перебазирования), реформирования предприятий и экономические предпосылки ее решения.
1. Административно-командные методы регулирования не обеспечивают решение вопроса.
Проблема вывода (перебазирования), реформирования предприятий стоит перед городской администрацией уже более 20 лет. Тем не менее неоднократно принимавшиеся на самом высоком административном уровне постановления о выводе или перебазировании тех или иных предприятий не давали результата. Это происходило потому, что эти постановления основывались на использовании исключительно административно-командных методов для решения проблемы вывода (перебазирования) или реформирования. Ни одно из этих решений не подкреплялось одновременно следующими взаимосвязанными факторами:
- существованием конкретного платежеспособного заказчика, которому земельный участок, освободившийся после вывода (перебазирования), реформирования предприятия, был бы необходим для реализации своих экономических или политических интересов и готовым финансировать работы по выводу (перебазированию) предприятия, включая осуществление на освобождающемся земельном участке нового строительства;
- наличием у государства средств, необходимых для реализации работ по выводу (перебазированию) предприятия или его реформированию;
- существованием у местных органов власти экономической заинтересованности в реальном выполнении этих работ;
- согласованием межведомственных интересов, направленных на вывод (перебазирование), реформирование конкретного предприятия;
- отсутствием экономической заинтересованности у собственника предприятия в осуществлении вывода (перебазирования), реформирования.
2. Магистральный путь решения проблемы вывода (перебазирования), реформирования предприятий - использование административно-экономических методов.
В настоящее время появилась реальная возможность перехода в решении проблемы вывода (перебазирования) предприятий от административно-командных методов к административно-экономическим.
Предпосылки к этому следующие:
1) формирование у Московской городской администрации четкого представления о том, какие промышленные предприятия и отрасли должны стать приоритетными для города и в каком направлении в целом должен развиваться город;
2) появление потенциальных инвесторов, которые имеют капитал и готовы оплатить работы, связанные с выводом (перебазированием), реформированием предприятий с конкретных территорий и их последующей реабилитацией;
3) переход предприятий, предполагаемых к выводу (перебазированию), реформированию на рыночные отношения, в условиях которых для собственников предприятий определяющим становится экономическая целесообразность условий вывода (перебазирования), предлагаемых предприятию и величина обременений в случае его отказа от них.
В сложившихся условиях возможен переход от решения достаточно узкой задачи вывода (перебазирования) предприятий к решению более широкой задачи перебазирования, реформирования и ликвидации предприятий и организаций и реабилитации освобождаемых территорий.
В 1998 году Московская городская администрация фактически впервые запланировала выделение определенных средств на осуществление работ, связанных с осуществлением перебазирования предприятий. Однако количество предприятий, по которым уже имеются решения о выводе (перебазировании), велико, а затраты на вывод каждого из них весьма существенны. Для решения проблемы необходимо привлечение в значительных объемах заемного капитала и капитала частных инвесторов. Однако частный капитал требует определенных гарантий, то есть разработки соответствующей правовой базы и утвержденного в установленном порядке механизма взаимодействия между Московской городской администрацией, инвестором и перебазируемым (выводимым) предприятием, позволяющего осуществить весь комплекс работ в разумные сроки с минимальными затратами и тем самым обеспечить инвестору расчетную прибыль.
Целью Программы является создание системы организационных, финансово-экономических и правовых норм и мер, обеспечивающих возможность осуществления перебазирования, реформирования и ликвидации предприятий и организаций и реабилитации освобождаемых территорий как единой и целостной комплексной задачи в целях создания благоприятных условий для проживания граждан на территории города Москвы, стимулирования инвестиционной активности, предотвращения возможной социальной напряженности в связи с перебазированием или ликвидацией предприятий, организаций и отдельных производств.
Система мер должна носить универсальный характер, учитывая в то же время особенности различных организационно-правовых форм и форм собственности перебазируемых, реформируемых или ликвидируемых предприятий и организаций, и позволять применять различные источники и схемы финансирования при осуществлении перебазирования, реформирования или ликвидации предприятий и организаций и реабилитации освобождаемых территорий.
Целью реализации Программы является не получение финансовой выгоды от продажи права аренды территории, освобожденной в результате перебазирования, реформирования, ликвидации конкретного предприятия или организации, а в первую очередь в создании современной городской среды на долговременную перспективу.
Задача перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и реабилитации освобождаемых территорий - это сложная, комплексная задача, которая не может быть решена одним постановлением или по одной, наперед заданной схеме. Необходимо создание определенной системы взаимодействия нескольких десятков органов Московской городской администрации, определения их функций при осуществлении мероприятий по перебазированию, реформированию, ликвидации предприятий и организаций и реабилитации освобождаемой территории. Необходима перестройка сложившихся отношений с федеральными министерствами и ведомствами, подключение к процессу перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и реабилитации освобождаемых территорий частных инвесторов, в том числе банков, иных финансовых институтов, а также использование всех возможностей, предоставляемых действующим законодательством. Эта задача может быть решена только при условии разработки полномасштабной городской комплексной Программы обеспечения перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций и реабилитации освобождаемых территорий. А реализация этой программы должна быть начата с предприятий и организаций, находящихся на территории города Москвы.
Первоочередными вопросами, требующими решения для создания системы, обеспечивающей возможность осуществления перебазирования, реформирования, ликвидации предприятий и организаций и реабилитации освобождаемой территории являются следующие:
1. Определение перечня предприятий, которые подлежат либо закрытию, либо безусловному выводу из Москвы, а также предприятий, которые могут быть перебазированы в другие районы Москвы или реформированы; создание механизма обновления этого перечня.
Существующий до настоящего времени перечень предприятий, подлежащих выводу (перебазированию), составленный на основе простого перечисления объектов, по которым принимались решения о выводе (перебазировании) Советом Министров СССР, исполкомом Моссовета и другими органами, устарел. Проведенная в соответствии с решениями Правительства Москвы инвентаризация показала, что часть предприятий и организаций либо перебазировалась, либо реформировалась, либо прекратила свое существование. Практически все они изменили форму собственности. Вместе с тем Перечень необходимо будет расширить за счет предприятий, не отвечающих экологическим, градостроительным, культурологическим критериям. Поэтому актуальным является разработка и утверждение в установленном порядке механизма, обеспечивающего реализацию объективного всестороннего подхода к пополнению указанного перечня предприятиями, организациями и отдельными производствами, которые подлежат ликвидации, выводу из Москвы или перебазированию на другую территорию в пределах Москвы, реформированию, а также механизма исключения предприятий, организаций и отдельных производств из указанного перечня в результате проведенного реформирования или реабилитации территории и/или изменения режима ее целевого использования после передачи ее новому арендатору.
2. Определение перечня районов города Москвы, Московской и иных областей, куда можно было бы осуществлять вывод, перебазирование предприятий и организаций, так и конкретных предприятий, на территории которых можно было бы проводить такое перебазирование.
Под "выводом", "ликвидацией" предприятия (организации, отдельного производства) понимается прекращение его деятельности на территории Москвы с переходом прав собственности на имущественный комплекс предприятия, оставшийся после освобождения им ранее занимаемой территории, к городу Москве или третьему лицу в установленном порядке. В отличие от ликвидируемого выводимому предприятию должна быть, как правило, предоставлена территория или имущественный комплекс вне территории Москвы.
Под "перебазированием" предприятия (организации, отдельного производства) понимается прекращение его деятельности на ранее выделенном участке территории города Москвы и возобновление той же или аналогичной деятельности на новой территории в пределах границ Москвы. Перебазируемому предприятию (организации, отдельному производству) должна быть, как правило, предоставлена аналогичная по площади территория или имущественный комплекс для размещения оборудования и возобновления хозяйственной деятельности.
Под "реформированием" предприятия понимается сочетание в различных комбинациях перебазирования, перепрофилирования и реорганизации. Где под "реорганизацией" понимается слияние, присоединение, разделение, преобразование предприятия, сопровождаемое, как правило, изменением режима разрешенного использования занимаемой предприятием территории.
Под "перепрофилированием" понимается изменение вида деятельности предприятия в соответствии с изменившимся режимом разрешенного использования территории, на котором расположено предприятие. Перепрофилирование сопровождается, как правило, реконструкцией и/или техническим перевооружением предприятия.
В настоящее время Правительством Москвы принято решение о рассмотрении возможности перебазирования предприятий на земельные участки, занимаемые предприятиями строительного комплекса, однако необходимо найти комплексное решение этого вопроса по всем категориям землепользователей, неэффективно использующих занимаемые земельные участки. В связи с этим необходимо осуществить нормативное закрепление понятия неэффективного использования земельного участка землепользователем, разработать и реализовать на практике механизм применения в этом случае штрафных санкций.