1.1. Настоящие рекомендации предназначены для предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию коммунальных систем водоснабжения и канализации населенных пунктов, именуемых в дальнейшем "организации ВКХ".
1.2. Рекомендации позволяют определить нормативную численность руководителей, специалистов, служащих и рабочих; установить оптимальную структуру организаций ВКХ; произвести рациональную расстановку кадров; использовать для расчета нормативные затраты на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих нормативной себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению и канализации.
1.3. Нормативы численности носят рекомендательный характер и являются основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления региональных нормативно-методических материалов.
1.4. Понятие "нормативы численности" означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях и определяемую производительностью сооружений водоснабжения и канализации и технологической схемой.
1.5. В основу разработки рекомендаций положены действующие нормативно-технические документы и нормативно-правовые акты, включая правила технической эксплуатации, охраны труда и безопасности с учетом наиболее распространенных условий выполнения работ, обеспечения рабочих мест необходимой техникой, оборудованием и инструментом применительно к характеру выполняемой работы.
1.6. Нормативами предусмотрена: для руководителей, специалистов и служащих - списочная численность; для рабочих - явочная численность. Для определения списочной численности необходимо учесть коэффициент планируемых невыходов, принимающий во внимание ежегодные отпуска, неявки на работу, оформленные листками нетрудоспособности, неявки в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей и т.д.
1.7. Нормативы численности установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания.
1.8. Под производительностью очистных сооружений водопровода и очистных сооружений канализации подразумевается установленная производственная мощность очистных сооружений, которая определяется с учетом проектной мощности, акта приемки этих сооружений в эксплуатацию Госкомиссией.
1.9. При отсутствии в сборнике нормативов численности по отдельным профессиям рабочих, необходимых предприятяию для обеспечения технологического процесса в связи с улучшением технологии очистки природных и сточных вод, введением новых элементов по очистке и обеззараживанию сточных вод и т.д. допускается разработка местных технически обоснованных норм и нормативов.
1.10. Наименования профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих указаны в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. Содержание выполняемых работ приведено в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденных постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС и действующих на территории России в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 года N 15а, с учетом дополнений и изменений, утвержденных постановлениями Минтруда России с декабря 1991 года по февраль 1999 года.
1.11. С введением настоящих Рекомендаций ранее действовавшие "Рекомендации по нормированию и оплате труда работников водопроводно-канализационного хозяйства", раздел 2, утвержденные приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.10.93 N 50, утрачивают силу.