(с изменениями на 14 июля 2020 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 года N 919 (Российская газета, N 9, 18.01.2003);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2020 года N 1040 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.07.2020, N 0001202007170019).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения необходимых правовых, социально-экономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Министерству культуры Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Союза театральных деятелей Российской Федерации осуществлять меры государственной поддержки следующих приоритетных направлений в области театрального искусства:
а) сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела;
б) осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ;
в) обеспечение стабильного финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работников.
2. Утвердить прилагаемые:
Положение о театре в Российской Федерации;
Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Российской Федерации.
3. Министерству культуры Российской Федерации:
а) расширить практику государственных заказов на создание новых драматургических произведений и театральных постановок, в том числе для детей и юношества, обратив особое внимание на поддержку одаренной творческой молодежи;
б) направлять необходимые средства на обеспечение гастрольной деятельности театров, обменных гастролей столичных и провинциальных театров, на организацию театральных фестивалей, конкурсов, семинаров и других творческих мероприятий общероссийского значения;
в) разработать и осуществить совместно с заинтересованными организациями комплекс мер по привлечению внебюджетных средств для поддержки театрального искусства, созданию механизмов для объединения на долевых началах средств бюджетов всех уровней с целью финансирования театров;
г) совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации подготовить предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты в области образования с целью регулирования вопросов подготовки кадров для театров и театральных организаций;
д) совместно с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством труда и социального развития Российской Федерации осуществить в установленном порядке целевые наборы в высшие образовательные учреждения искусства для подготовки актеров и режиссеров детских и юношеских театров, а также возобновить практику повышения квалификации творческих работников театров, в том числе стажировок у ведущих деятелей и специалистов театрального искусства в Российской Федерации и за рубежом, разработать и утвердить положение о повышении квалификации творческих работников театров;
е) совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Российским комитетом профсоюза работников культуры внести до 1 июля 1999 года в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию системы социальной защиты работников театров с учетом специфики их профессиональной деятельности;
ж) совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по печати внести в месячный срок в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам, касающимся государственной поддержки ведущих театральных периодических изданий.
4. Доходы от сдачи в аренду имущества театров, находящихся в федеральной собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в смете доходов и расходов указанных театров. При этом поступающие доходы полностью используются указанными театрами в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития материально-технической базы театров в порядке, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
5. Комиссии по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации рассмотреть во II квартале 1999 года предложения Министерства культуры Российской Федерации об отнесении к гуманитарной помощи оборудования и материалов, ввозимых по контрактам на территорию Российской Федерации для технического переоснащения театров по перечням, представляемым Государственному таможенному комитету Российской Федерации Министерством культуры Российской Федерации.
6. Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании и общероссийскому государственному телевизионному каналу "Культура" предусматривать в сетке вещания программы, посвященные театральному искусству народов Российской Федерации.
Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год предусматривать средства на указанные цели.
7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
а) предусматривать в соответствующих бюджетах в приоритетном порядке средства на постановку спектаклей, в том числе для детей и юношества, проведение гастролей театров и исполнителей как важнейшего инструмента сохранения единого культурного пространства страны, развития межнациональных и межрегиональных культурных связей, обеспечения всем гражданам равного доступа к культурным ценностям;
б) освободить театры от платы за пользование зданиями, сооружениями, оборудованием и иным имуществом, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности;
в) устанавливать для театров тарифы за пользование коммунальными услугами на уровне тарифов, установленных для бюджетных организаций;
г) предусмотреть при реструктуризации сети городских клубных учреждений создание свободных сценических площадок, находящихся в совместном ведении органов культуры субъектов Российской Федерации и региональных отделений Союза театральных деятелей Российской Федерации, обеспечив их предоставление на конкурсной основе театрам и театральным организациям на ограниченный срок;
д) создавать совместно с региональными отделениями Союза театральных деятелей Российской Федерации творческие мастерские, обеспечивающие на конкурсной основе реализацию инновационных проектов и программ в области театрального искусства.
8. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 31 мая 1991 года N 297 "О социально-экономической защите и государственной поддержке театров и театральных организаций в РСФСР".
Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.Примаков
ПОЛОЖЕНИЕ
о театре в Российской Федерации
(с изменениями на 14 июля 2020 года)
1. Признавая основополагающую роль театра в развитии и самореализации личности в сценическом искусстве, в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры, настоящее Положение определяет основные принципы деятельности театров в Российской Федерации, правовые, экономические и социальные условия их создания и функционирования и меры государственной поддержки.
2. Настоящее Положение распространяется на театры, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Для иных театров настоящее Положение является примерным.
3. Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве (далее именуется - театр).
4. В своей деятельности театр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
5. Основными принципами деятельности театра в Российской Федерации являются:
а) обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, предоставляемыми театром, равный доступ к сценическому искусству;
б) создание необходимых условий для гуманизации личности, сохранения самобытности российской культуры, национального самосознания и языка;
в) независимость театра в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, представлений, публикации любых рекламных и других материалов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
г) содействие в сохранении единого культурного пространства, развитии межнациональных, межрегиональных и межгосударственных культурных связей;
д) защита исключительных прав на результаты творческой деятельности театра в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах.
6. Театр является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свое наименование, самостоятельный баланс или смету, расчетный и иные счета в кредитных организациях, печать, штамп и бланки установленного образца. Театр в соответствии с законодательством Российской Федерации может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
7. Театр является некоммерческой организацией.
8. Учредителем (учредителями) театра могут быть:
а) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
б) граждане и юридические лица, в том числе иностранные, и лица без гражданства. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, допускается совместное учредительство театров.
9. Театры создаются учредителем (учредителями) по собственной инициативе и регистрируются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Учредительными документами театра являются устав, либо устав и учредительный договор, либо учредительный договор.
11. Театр как юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
12. Театр имеет право:
а) использовать результаты интеллектуальной деятельности, приравненные к ним средства индивидуализации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством об авторском праве и смежных правах;
б) самостоятельно формировать свою экономическую программу, определять порядок реализации билетов, услуг и продукции, устанавливать на них цены в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
в) нанимать и увольнять работников в соответствии с законодательством о труде;
г) участвовать в установленном порядке в реализации федеральных и межгосударственных целевых программ в сфере культуры и искусства, в которых участвует Российская Федерация;
д) создавать филиалы и открывать представительства;
е) заключать договоры об оказании услуг в целях организации оказания хозяйствующими субъектами зрителям услуг разносной мелкорозничной торговли, соответствующей целям деятельности театра.
(Подпункт дополнительно включен с 25 июля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2020 года N 1040)
13. Театр обязан:
а) надлежащим образом выполнять свои обязательства в соответствии с их условиями, требованиями законов, иных нормативных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями;
б) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования своих работников, обеспечивать им условия для трудовой деятельности, своевременно выплачивать заработную плату в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) обеспечивать гарантированные законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников, нести ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью.
14. Театру не может быть отказано в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности.
15. Театру обеспечивается защита его прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации, государственная поддержка при его участии в реализации федеральных и межгосударственных целевых программ в сфере культуры и искусства.
16. Органы государственной власти не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность театра, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрет на публичное исполнение спектаклей и другие виды их использования, а также на публикацию театральных рекламных материалов не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
17. Управление театром осуществляется его органами, образуемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и уставом театра.
18. Учредитель (учредители) театра утверждает устав и изменения устава, назначает на должность и освобождает от должности руководителей театра, осуществляет контроль за соответствием деятельности театра законодательству Российской Федерации и учредительным документам.
19. Руководство деятельностью государственного или муниципального театра, имеющего форму учреждения, по выбору учредителя осуществляется:
на основе единоначалия - директором или художественным руководителем, с которым учредитель заключает трудовой договор (контракт);
на основе разделения сфер ведения - директором и художественным руководителем, с каждым из которых учредитель заключает трудовой договор (контракт).
20. Руководители театра в соответствии с уставом и в пределах своей компетенции действуют без доверенности от имени театра, представляют его интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, распоряжаются имуществом театра, заключают договоры, в том числе трудовые, выдают доверенности, открывают в кредитных организациях расчетный и другие счета театра, пользуются правом распоряжения средствами, утверждают штатное расписание, издают приказы и дают указания, обязательные для всех работников театра, и несут ответственность за результаты деятельности театра.
21. В театре в соответствии с уставом может создаваться художественный совет или иной совещательный орган.