Главными приоритетами политики занятости Правительства Москвы в 1999-2000 годах являются: сдерживание массового высвобождения, стабилизация занятости и поддержание уровня регистрируемой безработицы в г.Москве ниже 1,0% на конец 2000 года; повышение конкурентоспособности москвичей на рынке труда, обеспечение адресной помощи при безработице молодежи, инвалидам, женщинам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; финансовая поддержка социально-трудовой сферы (приложения 1-11).
На состояние рынка труда в 1999 году будут влиять кризисные процессы в экономике города, социально-трудовой сфере, а также неблагополучная демографическая ситуация, разбалансированность спроса и предложения рабочей силы, рост масштабов высвобождения.
Стабилизация экономики будет достигаться за счет проведения активной инвестиционной политики, направленной на развитие и модернизацию машиностроения, автомобилестроения, пищевой и текстильной промышленности, производств, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, поддержку государственными и городскими заказами организаций оборонно-промышленного комплекса, развитие строительной индустрии и инфраструктуры города.
Правительством Москвы предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение адресной социальной помощи наименее защищенным группам населения.
Вместе с тем, кризисные явления в экономике в 1999 году повлияют на рост высвобождения работников с нерентабельных и обанкротившихся предприятий, возрастет число обратившихся граждан в городскую службу труда и занятости. При этом при сокращении объема городского банка вакансий будет наблюдаться тенденция роста зарегистрированной безработицы.
Ожидается, что к концу 1999 года списочная численность зарегистрированных безработных может составить 60 тыс. человек. При этом уровень официально зарегистрированной безработицы может составить 1,1% от численности экономически активного населения.
Реализация Комитетом труда и занятости экстренных мер антикризисной программы, включающих конкретную помощь организациям города, испытывающим временные финансовые трудности при высвобождении работников, путем адресной помощи в подборе вариантов трудоустройства до момента высвобождения, наращивания объемов опережающего обучения высвобождаемых работников в связи с модернизацией производства, увеличения объемов компенсационных выплат, создания (сохранения) рабочих мест для инвалидов и подростков до 18 лет путем квотирования рабочих мест, финансовой поддержки предприятий, создающих и модернизирующих рабочие места, и других мер позволят в 1999 году сдержать высвобождение работников, рост регистрируемой безработицы.
В 2000 году на формирование рынка труда будут влиять активизация инвестиционной политики, рост производства в ряде отраслей промышленности и других отраслях экономики города, стабилизация в финансовой сфере.
В 2000 году в связи с планируемой стабилизацией экономики ожидается рост численности занятых в экономике города, главным образом в малом бизнесе, в сфере финансов, кредитования и страхования, пищевой и легкой промышленности.
Предусматривается, что реализация социально-экономической политики Правительства Москвы и комплекса мер Программы содействия занятости позволит сократить регистрируемую безработицу к концу 2000 года. При этом уровень регистирируемой безработицы может составить 0,9% от численности экономически активного населения.
По заказам организаций города планируется подготовить и переподготовить в 1999 году более 20 тыс. человек, в том числе около 4 тыс. человек за счет опережающего обучения. В 2000 году эти показатели составят соответственно 22 тыс. человек и 5 тыс. человек.
Городской службой труда и занятости на профессиональное обучение будут направлены в 1999 году 13 тыс. безработных граждан и в 2000 году - 14 тыс. человек по приоритетным для города профессиям и специальностям.
Инвестиционная политика Правительства Москвы и финансовая поддержка экономики Москвы Комитетом труда и занятости за счет средств Фонда занятости населения г.Москвы будут способствовать стабилизации занятости и сокращению масштабов безработицы.
В 1999 году путем финансового содействия Комитета труда и занятости будет создано и сохранено 10,6 тыс. рабочих мест, в 2000г. - 12 тыс. рабочих мест. Кроме того, за счет компенсационных выплат будут сохранены в 1999 году 12,1 тыс. и в 2000 году - 12 тыс. рабочих мест.
Инвестиции будут направлены в приоритетные отрасли городского хозяйства с учетом преимущественного трудоустройства безработных и ищущих работу граждан - молодежи, инвалидов, многодетных и одиноких женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан, уволенных с военной службы без пенсионного обеспечения.
В результате проведения активной политики занятости в различные отрасли экономики будут направлены в 1999 году 355 тыс. человек, в 2000г. - 375 тыс. человек, из них до 50 тыс. иностранных граждан ежегодно - в отрасли, хронически испытывающие дефицит рабочей силы (строительство, транспорт и др.).
Материальной поддержкой при безработице планируется обеспечить в виде пособий по безработице, материальной помощи, дотаций и компенсаций, досрочных пенсий, стипендий (при профессиональном обучении): в 1999 году - около 180 тыс., в 2000 году - около 155 тыс. безработных граждан и членов их семей (иждивенцев).
Финансирование Программы содействия занятости на 1999-2000 годы будет осуществляться за счет средств Фонда занятости населения г.Москвы в соответствии со сметами бюджета, утверждаемыми ежегодно Московской городской Думой.
Реализация Программы позволит стабилизировать занятость в 1999 - 2000 годы, расширить возможности трудоустройства, обеспечить социальную защиту населения при безработице, смягчить экономическую и социально-политическую ситуацию в городе.