Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и города Москвы и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок). Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может продать (применить) свою рабочую силу.
Безработные граждане - лица трудоспособного возраста, которые не имеют работы (доходного занятия), зарегистрированные в установленном порядке в органах труда и занятости, занимаются поиском работы и готовы приступить к работе.
Граждане, ищущие работу, - лица, намеренные найти место работы, новое место работы при потере прежнего или изменить место работы в том случае, если оно по каким-либо причинам не устраивает.
Работодатели - организации (юридические лица) независимо от форм собственности и организационно-правовой формы, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.
Граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы - инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы или после принудительного лечения по решению суда; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
Статья 2. Законодательство о занятости населения
Законодательство о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона, законодательных и иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в сфере трудовых отношений и занятости населения, а также норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Законодательство города Москвы о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Нормативные правовые акты в области занятости, принимаемые органами власти города Москвы, не могут противоречить настоящему Закону.
Статья 3. Государственная политика в области содействия
занятости в городе Москве
1. Законодательные и исполнительные органы города Москвы проводят государственную политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
развитие трудовых ресурсов и рост их мобильности;
поддержку трудовой и предпринимательской активности и инициативы граждан, осуществляемых в рамках законности;
обеспечение социальной защиты в области содействия занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих эффективные рабочие места и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
сочетание самостоятельности органов с согласованностью действий власти города Москвы, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения при реализации Программы содействия занятости населения города Москвы;
координацию деятельности в области занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику;
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, и иных представительных органов работников, работодателей и их объединений в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Москвы, соблюдение международных трудовых норм.
Статья 4. Социальное партнерство и политика занятости
Реализация государственной политики в области содействия занятости населения осуществляется Правительством Москвы на основе развития системы социального партнерства в городе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном партнерстве и Законом города Москвы "О социальном партнерстве".
Статья 5. Органы труда и занятости населения города Москвы
1. Органом исполнительной власти, осуществляющим на территории города Москвы государственную политику в социально-трудовой сфере, направленную на реализацию установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы прав и гарантий в области занятости населения, является орган труда и занятости городской администрации (далее - орган труда и занятости).
2.Орган труда и занятости в соответствии с потребностями населения в условиях по защите от безработицы и ее последствий создает в административных округах города и районах свои структурные подразделения.
3. Территориальные подразделения органа труда и занятости работают в тесном взаимодействии с администрациями округов и районов, органами городской администрации, профессиональными союзами, местными общественными объединениями. Проекты территориальных разделов городских программ содействия занятости населения согласовываются с префектами.
4. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами труда и занятости бесплатно.
В отдельных случаях (консультирование, переподготовка, обучение) услуги могут осуществляться на платной основе.