ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 июля 1994 года N 18-51

Об утверждении Положения о проведении конкурсов
на лучшие проекты планировки и застройки поселений,
зданий и сооружений, памятников, монументов
и скульптурно-декоративных работ

В целях повышения эффективности проведения конкурсов на лучшие проекты планировки и застройки поселений, зданий и сооружений, памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ, направленных на улучшение качества проектов и обеспечение творческой состязательности авторских коллективов Госстрой России и Минкультуры России

постановляют:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении конкурсов на лучшие проекты планировки и застройки поселений, зданий и сооружений, памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ, представленное Главградостроительства Госстроя России и Управлением по делам изобразительных искусств Минкультуры России, согласованное с Союзом архитекторов России, Союзом художников России, Союзом дизайнеров России и Российским научно-техническим союзом строителей.

2. Считать утратившими силу:

Типовое положение о проведении конкурсного проектирования ив строительстве, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29 июня 1987 года N 123;

Положение о порядке проведения конкурсов на создание проектов памятников и монументов общегосударственного значения и на комплексное архитектурно-художественное решение важнейших градостроительных ансамблей, зданий и сооружений в городах Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и других крупнейших городах страны, утвержденное 21 ноября 1986 года Госгражданстроем, Минкультуры СССР, Академий художеств СССР, Союзом художников СССР, Союзом архитекторов СССР.

Председатель Госстроя России
Е.В.Басин

Министр культуры России
Е.Ю.Сидоров

     

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Госстроя России
и Минкультуры России
от 12 июля 1994 года N 18-51

Положение
о проведении конкурсов на лучшие проекты планировки
и застройки поселений, зданий и сооружений, памятников,
монументов и скульптурно-декоративных работ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о проведении конкурсов на лучшие проекты планировки и застройки поселений, зданий и сооружений, памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ* предусматривает порядок организации и проведения конкурсов на проекты, осуществляемые как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, если проектирование осуществляется организациями России.

---------------

* Далее в тексте: "Положение".

Настоящее Положение не распространяется на проведение международных конкурсов, порядок и организация которых должны определяться на основе требований международных организаций.

1.2. Целью конкурсного проектирования является получение в условиях конкурсной состязательности прогрессивных градостроительных решений, современных проектов на строительство зданий и сооружений, уникальных памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ, характеризующихся высокими архитектурно-художественными, дизайнерскими, технико-экономическими, экологическими, эксплуатационными и другими показателями проектируемого объекта.

1.3. Конкурсы могут объявляться на идею, концепцию, проекты:

всех видов планировки и застройки поселений или их функциональных зон;

важнейших градостроительных ансамблей;

общественных центров;

отдельных жилых, общественных зданий и сооружений (или их реконструкцию), имеющих важное градостроительное значение;

производственных зданий и комплексов (в том числе расширение, реконструкцию и техническое перевооружение);

памятников, монументов и скульптурно-декоративных работ, объектов дизайна.

Конкурсом также может определяться право на дальнейшее проектирование и строительство (осуществление в натуре) объекта.

1.4. Участниками конкурсов могут быть коллективы предприятий и организаций всех форм собственности, творческих мастерских и студий и отдельные специалисты, а также иные юридические и физические лица, в том числе иностранные.

1.5. Конкурсы могут быть заказными (закрытыми) и открытыми.

Заказные конкурсы предусматривают разработку проектной документации силами коллективов организаций различных форм собственности и отдельными специалистами, назначаемыми организаторами конкурсов.

В открытых конкурсах принимают участие все желающие.

1.6. Единовременное проведение заказного и открытого конкурсов по одной теме не допускается.

1.7. В отдельных случаях может быть предусмотрено проведение открытого конкурса в два тура.

Ко второму туру допускаются участники первого тура, проекты которых по решению жюри рекомендованы к дальнейшей разработке.

2. Организация конкурсного проектирования

2.1. Конкурсы организуются и проводятся министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами управления субъектов Российской Федерации, администрациями городов (поселений), предприятиями и организациями всех форм собственности и иными юридическими и физическими лицами (в том числе иностранными), общественными организациями и творческими союзами*.

---------------

* Далее по тексту "организатор конкурса".

Проведение конкурсов во всех случаях согласовывается с субъектами Российской Федерации, администрациями городов (поселений), на территории которых проводятся конкурсы.

Для подготовки программ и условий конкурсов, состава жюри и групп экспертов должны привлекаться творческие общественные организации, объединяющие архитекторов, художников, дизайнеров и других деятелей искусств (Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств, Союз архитекторов, Союз художников, Союз дизайнеров России, Российский научно-технический Союз строителей).

2.2. Организаторами конкурсов могут выступать как одна, так и несколько организаций.

2.3. Решение о необходимости проведения заказного или открытого конкурса, количестве его туров и сроках проведения принимает организатор конкурса.

2.4. Сроки проведения конкурсов определяются его организаторами и зависят от тематики конкурсов и объема требуемых конкурсных материалов.

2.5. Подведение итогов конкурсов должно осуществляться, как правило, в срок, не превышающий одного месяца после сдачи конкурсных проектов и оговаривается условиями конкурсов.

2.6. Количество участников заказных конкурсов определяется их организаторами.

2.7. При проведении заказных конкурсов организатор имеет право рекомендовать организациям - участникам, которым было направлено приглашение, привлекать конкретных специалистов указанных организаций в состав творческих коллективов.

2.8. При организации открытых конкурсов по решению его организаторов может быть установлен регистрационный взнос на право участия в этих конкурсах. Оплата регистрационного взноса является основанием для регистрации участника конкурса и передачи ему пакета исходных материалов. Для участников, желающих подать более одного проекта на конкурс, сумма регистрационного взноса за каждый последующий конкурсный проект может уменьшаться на 20%.

Регистрационный взнос частично (или полностью) компенсирует затраты на проведение конкурсов (подготовку исходных данных, оплату работы экспертов, членов жюри, аренду помещений и т.д.).

Часть регистрационного взноса, по решению организаторов конкурсов, может быть возвращена их участникам после представления конкурсных проектов.

Размеры регистрационного взноса и его части, возвращаемой участникам, определяются условиями конкурсов.

2.9. Размеры и количество премий назначаются с учетом важности темы и объемов работ по программам конкурсов.

Рекомендуется принимать следующее соотношение размеров премий и их количество:

I премия - 100% - одна,

II премия - 75% - не более двух,

III премия - 50% - не более трех,

поощрительные - 20-30% - количество их не ограничивается.

При проведении открытых конкурсов в два тура конкурсные работы, рекомендуемые для участия во втором туре конкурсов, оцениваются несколькими равными по сумме премиями. Количество премий оговаривается условиями конкурсов.

Премии второго тура назначаются обычным порядком (как для конкурсов в один тур).

2.10. Организаторы конкурсов издают приказы об объявлении конкурсов, в которых:

- указываются организации, осуществляющие проведение данного конкурса, и определяются ответственные (управление, учреждение и т.д.), на которых возлагается организация конкурса, контроль за его проведением и реализацией его итогов;

- утверждаются программа и условия конкурса;

- указываются источники финансирования.

2.11. Организаторы конкурсов обеспечивают:

- подготовку информации и объявлений, связанных с проведением открытых конкурсов, для опубликования в периодической печати;

- подготовку, тиражирование и рассылку программ и условий конкурсов, а также соответствующих исходных данных;

- представление необходимых помещений для работы жюри, ответственного секретаря и экспертов, приема конкурсных проектов и временного их хранения, устройства выставок конкурсных проектов и их общественного обсуждения;

- проведение (в случае необходимости) экспертизы конкурсных проектов;

- отправка востребованных непремированных проектов иногородним участникам конкурсов;

- сохранность конкурсных материалов.

2.12. Выполнение отдельных вышеперечисленных функций организаторы конкурсов могут передать другим организациям.

2.13. Все вопросы, связанные с проведением конкурсов, которые возникают у зарегистрированных участников открытых конкурсов, обобщаются организаторами конкурсов и вместе с ответами направляются всем зарегистрированным участникам по месту их жительства, указанному при регистрации. Срок представления вопросов и получения ответов на них определяется условиями конкурсов.

3. Финансирование конкурсного проектирования

3.1. Финансирование расходов по проведению конкурсов осуществляется за счет средств организаторов конкурсов.

3.2. В сметах расходов на проведение конкурсов рекомендуется учитывать затраты на:

- денежные премии и другие виды поощрения участников конкурсов;

- приобретение (в случае необходимости) непремированных конкурсных проектов;

- оплату разработки программ и условий конкурсов;

- публикацию в периодической печати информации и объявлений, связанных с проведением конкурсов;

- изготовление и тиражирование плакатов-объявлений;

- оплату работы членов жюри, ответственного секретаря и экспертов (не занимающих штатных должностей в организациях организаторах конкурсов), в том числе командировочные расходы;

- подготовку исходных материалов, включая их тиражирование;

- устройство выставок конкурсных проектов;

- аренду, охрану и уборку необходимы помещений;

- издание каталогов (или фотоальбомов) премированных конкурсных проектов;

- почтовые и транспортные расходы, включая отправку востребованных непремированных проектов иногородним участникам конкурсов.

3.3. По итогам проведения конкурса составляется исполнительная смета.

4. Программы и условия конкурсов

4.1. Разработка проектов в условиях как заказных, так и открытых конкурсов осуществляется по единым для всех участников программам и условиям на разработку документации, которые согласовываются с субъектами Российской Федерации, администрациями городов (поселений) и утверждаются организаторами конкурсов.

4.2. В программах, как правило, указываются: наименование темы, содержание и вид (заказной или открытый) конкурса; его цель и задачи; стадия разработки; исходные данные, необходимые для разработки конкурсных материалов; дополнительные нормативные требования; состав, масштабы и размеры представляемых чертежей и макетов; требования к их оформлению, девизным конвертам и девизам; критерии оценки проекта, их приоритетность; перечень технико-экономических показателей, а также предполагаемое использование результатов конкурса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»