Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 1987 года N 123

Об утверждении типового положения о проведении
конкурсного проектирования в строительстве

Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 9 марта 1987 года N 287 "Об организации конкурсного проектирования машиностроительной продукции, объектов строительства и товаров народного потребления" Государственный строительный комитет СССР постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1987 года разработанное с участием Министерства финансов СССР и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам прилагаемое Типовое положение о проведении конкурсного проектирования в строительстве.

2. Признать утратившими силу с 1 июля 1987 года:

Временные методические указания по проектированию на конкурсной основе предприятий, зданий и сооружений промышленности и других отраслей народного хозяйства, а также объектов и комплексов жилищно-гражданского назначения, утвержденные Госстроем СССР 14 мая 1981 года;

Положение о порядке проведения конкурсов на разработку проектов зданий, сооружений, индустриальных конструкций и деталей, проектов планировки и застройки городов, поселков, сельских населенных пунктов, жилых и промышленных районов, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 5 мая 1982 года N 117;

письмо Госстроя СССР от 18 декабря 1986 года N АЧ-1635-6 о разработке типовых проектов на конкурсной основе.

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Госстроя СССР
от 29 июня 1987 года N 123

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Типовое положение разработано во исполнение постановления Совета Министров СССР от 9 марта 1987 года N 287 "Об организации конкурсного проектирования машиностроительной продукции, объектов строительства и товаров народного потребления" и предусматривает порядок организации и проведения конкурсного проектирования в строительстве.

Действие настоящего Типового положения распространяется также на проектирование, осуществляемое советскими проектно-изыскательскими организациями для строительства объектов за рубежом.

1.2. Целью конкурсного проектирования является обеспечение высокого технического уровня проектов, архитектурно-художественной выразительности и существенного улучшения качественных показателей проектируемых объектов на основе широкого привлечения к актуальным разработкам коллективов объединений, предприятий, организаций и отдельных специалистов, повышения их творческой активности и энтузиазма в условиях соревнования.

1.3. В условиях конкурсного проектирования должны разрабатываться проекты (или их отдельные разделы) строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения крупных и сложных предприятий, производств и объектов по приоритетным направлениям развития народного хозяйства, типовые проекты зданий и сооружений, содержащие принципиально новые технические и архитектурно-планировочные решения, проекты планировки и застройки населенных пунктов или их отдельных районов, проекты объектов жилищно-гражданского назначения, имеющих важное градостроительное значение, обеспечивающие комплексные решения социально-экономических и экологических проблем, а также экономное использование всех видов ресурсов.

Конкурсное проектирование памятников, монументов, архитектурно-художественного решения важнейших градостроительных ансамблей, зданий и сооружений, скульптурно-декоративного оформления городов и населенных пунктов следует осуществлять в соответствии с Положением о порядке проведения конкурсов на создание проектов памятников и монументов общегосударственного значения и на комплексное архитектурно-художественное решение важнейших градостроительных ансамблей, зданий и сооружений в городах Москве, Ленинграде, столицах союзных республик и других крупнейших городах страны, утвержденным Госгражданстроем, Минкультуры СССР, Академией художеств СССР, Союзом художников СССР и Союзом архитекторов СССР 21 ноября 1986 года, а также Положением об организации и проведении конкурсов на проекты памятников и скульптурно-декоративного оформления городов и населенных пунктов, утвержденным Минкультуры СССР 10 августа 1984 года по согласованию с Союзом художников СССР, Союзом архитекторов СССР и ВААП.

1.4. Конкурсное проектирование осуществляется путем проведения заказных (закрытых) и открытых конкурсов.

Заказные конкурсы предусматривают разработку проектно-сметной документации силами организаций с финансированием в установленном порядке, а открытые - творческими коллективами и отдельными специалистами. Работы, выполняемые в условиях открытых конкурсов, оплате не подлежат.

К участию в заказных конкурсах могут быть допущены организации стран-членов СЭВ, а в открытых конкурсах граждане этих стран.

Государственные, кооперативные и общественные организации к участию в открытых конкурсах не допускаются.

С согласия организаторов заказного конкурса к рассмотрению его итогов допускаются встречные предложения, если они отвечают его заданию и условиям.

Одновременное проведение заказного и открытого конкурсов по одной и той же теме не разрешается.

  2. Организация и финансирование конкурсного проектирования

     2.1.   Конкурсы  организуются  и  проводятся  министерствами  и
ведомствами,          объединениями,         предприятиями         и
организациями-заказчиками*  с  участием  Союза архитекторов СССР или
НТО "Стройиндустрия" (или их местных отделений), которых организатор
конкурса   должен   своевременно  информировать  о  его  проведении.
----------------

* Министерства, ведомства, объединения, предприятия и организации-заказчики конкурсов в дальнейшем именуются "организаторы конкурсов".


Необходимость проведения заказных и открытых конкурсов на разработку проектов (или их отдельных разделов) предусматривается в утверждаемых в установленном порядке планах проектно-изыскательских работ.

2.2. Для проведения заказного конкурса привлекаются, как правило, по объектам производственного назначения 2-3, а по объектам жилищно-гражданского назначения 3-5 проектных и проектно-изыскательских организаций, их отделений, филиалов или подразделений.

В заказных конкурсах могут принимать участие проектные и проектно-изыскательские организации, их филиалы и отделения, находящиеся в подчинении как одного, так и различных министерств (ведомств), а также другие организации, которым в установленном порядке предоставлено право выпуска проектно-сметной документации.

При определении состава организаций-участников заказного конкурса его организатор имеет право давать рекомендации по привлечению конкретных специалистов указанных организаций.

2.3. Объявление о проведении открытых конкурсов должно опубликовываться в печати не позднее чем за две недели до их начала.

В отдельных случаях может быть предусмотрено проведение открытого конкурса в два тура:

первый тур - на разработку идеи проекта;

второй тур - на дальнейшую разработку проекта.

Ко второму туру допускаются только участники первого тура, проекты которых отмечены одинаковыми по сумме премиями.

2.4. Разработка проектов в условиях заказных конкурсов осуществляется по единому для всех участников заданию на проектирование, составляемому в соответствии с действующими нормативными документами, а при разработке их отдельных разделов по соответствующим заданиям, в которых организатором приводятся основные данные и требования. Необходимость проведения инженерных изысканий определяется организатором конкурса. Их выполнение поручается, как правило, одной проектно-изыскательской организации.

К заданию должны прилагаться условия заказного конкурса, в которых устанавливаются количество, конкретный размер премии и другие виды поощрения, сроки подведения итогов конкурса, а в необходимых случаях и состав жюри.

Указанные задания и условия подготавливаются и утверждаются организаторами заказных конкурсов.

2.5. Открытые конкурсы проводятся по единым для всех участников программам и условиям на разработку документации, которые составляются и утверждаются организаторами этих конкурсов.

В программе должны, как правило, указываться: наименование темы и содержание конкурса, его цель и задачи, стадия разработки и исходные данные, необходимые для разработки конкурсных материалов, требования по применению действующих норм на проектирование, состав и масштабы представляемых чертежей, требования к их оформлению, а также номенклатура технико-экономических показателей.

Условиями открытого конкурса должны быть установлены: срок представления конкурсных работ, количество и размеры премий и других видов поощрения (дипломов, почетных грамот и др.), состав жюри, сроки подведения итогов конкурса, количество туров, адрес, по которому следует направлять конкурсные материалы и вести переписку по вопросам конкурса, порядок возврата конкурсных материалов, не отмеченных денежными премиями или другими видами поощрения.

После распространения программы и условий открытого конкурса внесение в них изменений допускается лишь в исключительных случаях и только в пределах первой половины срока, установленного для представления материалов на конкурс. Об этих изменениях организатор конкурса обязан своевременно информировать его участников в том же порядке, в каком были сообщены программа и условия конкурса.

2.6. При проведении открытых конкурсов в целях сохранения анонимности авторов конкурсные материалы представляются под девизом, выраженным одной буквой русского алфавита и пятизначным числом, который указывается в верхнем правом углу всех материалов проекта, представляемых на конкурс, а также на девизном конверте. К конкурсным материалам прилагается информационный лист в запечатанном девизном конверте, в котором указывается фамилия, имя, отчество и адрес автора (авторов) проекта, а также (для определения налоговых отчислений) его возраст и наличие детей. Если проект выполнен группой авторов, то в девизный конверт должен быть вложен отдельный лист, в котором за подписями авторов указывается процентное распределение премии между ними.

Проекты считаются представленными в установленный срок, если они сданы на почту для отправки на конкурс или представлены лично не позднее срока, указанного в условиях конкурса.

Иногородние участники открытого конкурса одновременно с отправкой проектов должны послать в адрес его организаторов телеграмму с указанием номера и даты квитанции, удостоверяющей высылку документации.

2.7. Стоимость работ, выполняемых в условиях заказного конкурса, определяется в порядке, установленном действующим Сборником цен на проектные работы. При этом организатор конкурса имеет право предусматривать в установленном порядке для каждой из организаций-участников заказных конкурсов средства на доплату за качество и экономическую эффективность проектных решений в размере до 20 процентов стоимости этих работ.

2.8. В смете затрат на проведение открытого конкурса должны быть предусмотрены следующие расходы: на оплату работы ответственного секретаря (не занимающего штатной должности на каком-либо предприятии, в организации и учреждении) и экспертов; подготовку исходных материалов (включая тиражирование); устройство выставок; денежные премии и другие виды поощрения участников конкурса; фотографирование и изготовление каталога и фотоальбомов премированных проектов; публикацию объявлений, связанных с проведением конкурса, в периодической печати; почтовые и транспортные расходы, включая отправку востребованных непремированных проектов иногородним участникам; аренду, охрану и уборку помещений; оплату разработки программ и условий конкурса; изготовление и тиражирование плаката и объявления, а также другие необходимые виды затрат по проведению конкурса.

Указанная смета затрат утверждается организатором открытого конкурса.

2.9. Финансирование расходов по проведению конкурсов осуществляется в установленном порядке за счет средств, предназначенных на проектно-изыскательские работы, а также фонда развития производства (фонда развития производства, науки и техники).

Вознаграждение победителей и участников конкурсов, проводимых Госстроем СССР по вопросам проектирования и строительства, осуществляется за счет средств, предназначенных на их организацию.

3. Подведение итогов конкурсов и премирование их участников

3.1. Рассмотрение представленных материалов и подведение итогов заказных конкурсов осуществляется их организаторами на основании заключения соответствующих экспертных органов. При необходимости организатор конкурса может создавать для этих целей жюри. Его формирование, состав и обязанности осуществляются в порядке, предусмотренном для открытых конкурсов.

Итоги заказного конкурса доводятся до сведения всех участников в месячный срок со дня принятия решения по его результатам.

3.2. Конкретные размеры средств для вознаграждения организаций-участников заказного конкурса устанавливаются организатором до его проведения. По его итогам должны присуждаться все установленные премии. Организатор конкурса вправе присуждать лишь часть премий, определенных условиями конкурса. Отчисления средств за высокое (отличное) качество осуществляется только по проектам (или их отдельным разделам), отвечающим требованиям, предъявляемым Положением об оценке качества проектно-сметной документации для строительства, утвержденным Госстроем СССР и ГКНТ СССР 6 июня 1985 года N 28-Д.

Проекты (или их отдельные разделы), разработанные в условиях заказных конкурсов и не отмеченные премиями, не относятся к документации, не использованной в строительстве в плановый срок.

3.3. Рассмотрение представленных материалов и подведение итогов открытых конкурсов осуществляется на закрытых заседаниях специально создаваемого организаторами конкурса жюри.

Состав жюри открытого конкурса формируется (выбирается) из числа ведущих специалистов отраслей народного хозяйства в соответствии с темой конкурса и вместе с председателем жюри и ответственным секретарем утверждается приказом организатора конкурса.

Рекомендуется устанавливать количество членов жюри не более 11 человек. Ответственный секретарь жюри может быть представителем организатора конкурса или приглашенным. Он несет ответственность за сохранение конкурсных материалов.

Председателем жюри открытого конкурса может быть только архитектор или инженер (в зависимости от темы конкурса).

На жюри возлагается:

проверка соответствия представляемых на конкурс проектов требованиям программы и условий конкурса, вынесение решения о принятии или отклонении конкурсных проектов;

организация экспертизы с заключением в письменном виде по каждому проекту и составления общего заключения силами привлекаемых экспертов;

подведение итогов конкурса с вынесением решения о присуждении денежных премий и других видов поощрения;

подготовка предложений и рекомендаций по дальнейшей разработке премированных проектов.

Ответственный секретарь жюри открытого конкурса осуществляет:

своевременную рассылку по запросам утвержденных программ и условий конкурса и дает по ним необходимые разъяснения;

приемку проектов, поступающих на конкурс;

связь со всеми членами жюри, организаторами конкурса и экспертами, организацию заседаний жюри, а также оформление протоколов и решений жюри;

организацию выставки конкурсных проектов;

отправку непремированных проектов;

подготовку трудовых соглашений по работам, предусмотренным утвержденной сметой расходов по конкурсу, подготовку ведомостей и документов на выплату денежных премий и других видов поощрения;

подготовку публикаций в печати и объявлений о проведении и итогах открытого конкурса.

Ответственный секретарь жюри участвует в заседаниях жюри без права голоса.

3.4. Решение о результатах открытого конкурса принимается на закрытых заседаниях жюри в присутствии не менее 2/3 его состава открытым голосованием по каждому проекту в отдельности простым большинством голосов. При равном "за" и "против" голос председателя жюри является решающим. Решение жюри оформляется протоколом за подписями всех членов жюри, принимавших участие в голосовании.

Решение жюри является окончательным.

После вынесения решения жюри при подведении итогов открытых конкурсов вскрываются девизные конверты только проектов, отмеченных наградами, установленными условиями этих конкурсов.

Организатор открытого конкурса, как правило, должен обеспечить устройство выставки и общественное обсуждение представленной документации, к участию в котором должны привлекаться общественные организации.