____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МВД России от 28 февраля 2000 года N 230
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола.
2. Начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области, автономной области и автономных округов, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте:
2.1. Организовать изучение настоящей Инструкции сотрудниками оперативных служб и подразделений, следователями органов внутренних дел. Обеспечить неуклонное выполнение положений Инструкции в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, имеющих международный характер.
2.2. В месячный срок пересмотреть списочный состав сотрудников, осуществляющих взаимодействие с Национальным центральным бюро Интерпола в Российской Федерации, и при необходимости увеличить их количество. Копии соответствующих приказов с указанием номеров телефонов вновь выделенных работников направить в НЦБ.
3. Начальнику НЦБ Интерпола в Российской Федерации (Мельникову Ю.А.), ГУК МВД России (Астапкину И.В.) по согласованию с МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в целях совершенствования навыков практической работы организовать и провести в НЦБ Интерпола в течение 1994 - 1995 гг. 10-дневные стажировки сотрудников, на которых возложены функциональные обязанности по взаимодействию с НЦБ в борьбе с преступностью, имеющей международный характер.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра, генерал - полковника милиции М.К. Егорова.
Министр,
генерал армии
В.Ерин
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке исполнения и направления органами
внутренних дел Российской Федерации запросов
и поручений по линии Интерпола
Целью Инструкции является регламентация порядка исполнения и направления органами внутренних дел запросов и поручений по линии Интерпола в процессе предупреждения, раскрытия и расследования преступлений международного характера*.
________________
* В настоящей Инструкции под преступлением, имеющим международный характер или международную направленность, понимается преступление, затрагивающее интересы нескольких государств.
Настоящая Инструкция разработана на основе законодательства Российской Федерации, положений, вытекающих из обязательств, принятых Россией по международным договорам, Устава Международной организации уголовной полиции (Интерпол), Регламента международного полицейского сотрудничества и внутреннего контроля учетов Интерпола, а также Положения о Национальном центральном бюро Интерпола в Российской Федерации*.
________________
* Далее - НЦБ Интерпола, НЦБ.
1. Органы внутренних дел и подразделений МВД России* взаимодействуют с правоохранительными органами зарубежных стран членов Интерпола (приложение N 1) по вопросам борьбы с уголовной преступностью, имеющей международную направленность.
2. Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации является подразделением, предназначенным для обеспечения сотрудничества правоохранительных органов России и зарубежных стран как в целом, так и по отдельным направлениям борьбы с преступностью.
3. НЦБ Интерпола, не принимая непосредственного участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, обеспечивает выполнение следующих задач:
- обработка и направление запросов по уголовным делам и делам оперативного учета, подготовка инициативных запросов;
- обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, а также архивной информацией;
- содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;
- обмен опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, учебно-методической литературой по вопросам деятельности полиции (милиции);
- обмен научно-технической информацией по вопросам борьбы с международной преступностью.
4. Для направления в НЦБ Интерпола запросов относительно проведения правоохранительными органами зарубежных стран необходимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий подразделения органов внутренних дел России используют все имеющиеся у них каналы связи. Запросы направляются по адресу:
117836, Москва, ул.Новочеремушкинская, 67.
телеграф: 112962 АТЛАНТ;
телекс: 411309 KORT SU;
факс: (095) 310-70-40;
телефоны для справок: (095) 332-30-64, (095) 332-30-33.
5. Направляемые в НЦБ Интерпола запросы и ответы должны быть соответствующим образом оформлены и иметь необходимые реквизиты наименование органа внутренних дел, его полный адрес, телефон или факс, исходящий или ссылочный номера, фамилию и телефон исполнителя.
Запросы и ответы на них исполняются только в машинописном виде, подписываются руководителями органов внутренних дел (от начальника горрайоргана внутренних дел и его заместителей и выше).
6. Фамилии, имена иностранных граждан, наименования зарубежных фирм, предприятий, организаций или учреждений, при наличии их написания на языке запрашиваемой страны, воспроизводятся в оригинале.
7. Запросы, полученные органами внутренних дел России из НЦБ Интерпола, должны быть исполнены в следующие сроки:
- в течение суток со дня поступления - с грифом "немедленно";
- трех суток - "очень срочно";
- пяти суток - "срочно";
- десяти суток - "обычно".
8. Ответственность за своевременное и качественное исполнение запросов НЦБ Интерпола несет руководитель органа внутренних дел, в который поступил запрос.
Изменить срок исполнения запроса при наличии объективных обстоятельств, а также снять с контроля исполненный запрос может лишь руководитель, который дал поручение об исполнении, или лицо, его замещающее.
Приостанавливать исполнение запроса или отменить его имеет право только начальник НЦБ Интерпола и его заместители, НЦБ страны инициатора запроса или Генеральный секретариат Интерпола.
9. НЦБ Интерпола (начальник и его заместители) отказывает полностью или частично в удовлетворении запросов:
- не относящихся к компетенции Интерпола;
- связанных с преступлениями политического, военного, религиозного или расового характера;
- выполнение которых повлечет за собой нарушение законодательства Российской Федерации или запрашиваемой страны, прав человека, суверенитета и безопасности России;
- если они не оформлены в соответствии с требованиями, указанными в пунктах 5 и 6 настоящей Инструкции;
- поступивших от ведомств, учреждений и организаций, не являющихся правоохранительными, а также частных лиц.
10. Органы внутренних дел обязаны обеспечить эффективную защиту содержания получаемой и передаваемой информации от доступа к ней посторонних лиц, ее искажения и разглашения.
Вся информация, полученная в процессе взаимодействия с НЦБ, предназначенная только для использования правоохранительными органами в борьбе с преступностью. Вопросы ознакомления заинтересованных лиц с имеющейся в отношении их информацией решаются в соответствии с действующим законодательством. Сведения, направленные НЦБ или в НЦБ, могут быть переданы средствам массовой информации только с разрешения соответственно НЦБ или органа внутренних дел, который их отправил.
11. Степень закрытости сведений определяется передающей стороной. Органы внутренних дел могут специально просить НЦБ Интерпола не раскрывать какие-либо сведения или их источник кому бы то ни было или ограничить круг лиц, которые могут знакомиться с этими сведениями.
12. Если та или иная информация частично или полностью не является более достоверной, то органы внутренних дел должны обратиться в НЦБ с просьбой исправить ее или (при необходимости) уничтожить.
13. В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по раскрытию преступлений в сфере экономики и финансов органы внутренних дел могут получить из Генерального секретариата Интерпола или НЦБ зарубежных государств следующую информацию:
- официальные названия коммерческих структур (фирм, совместных предприятий и т.п.), расположенных за рубежом;
- их юридический адрес, номера и даты регистрации;
- фамилии и имена руководителей коммерческих структур;
- основные направления деятельности;
- размеры уставного капитала;
- сведения о прекращении деятельности;
- сведения криминального характера относительно деятельности коммерческих структур.
Возможно также получение информации о заключенных инофирмами сделках с участием российских государственных и частных структур.
Сведения об открытии физическими лицами, в том числе гражданами России, и юридическими лицами финансовых счетов в зарубежных банках, а также о движении средств по ним, составляют, как правило, банковскую тайну и могут сообщаться иностранными правоохранительными органами только после рассмотрения верховным органом юстиции, прокуратурой страны или соответствующим судом официального обращения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
14. В процессе оперативно-розыскной деятельности по раскрытию и расследованию транснациональных преступлений в сфере экономики и финансов, а также установлению за рубежом лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, органы внутренних дел направляют в НЦБ Интерпола соответствующие запросы к зарубежным партнерам (образец 1).
14.1. В запросах необходимо отражать следующие сведения:
- полные установочные данные проверяемого лица;
- фабулу совершенного преступления или характер имеющихся сведений с указанием органа, проводящего расследование (проверку);
- конкретные факты, послужившие основанием для обращения к органам полиции зарубежных стран;
- названия иностранных фирм.
К запросам (при необходимости) прилагаются копии контрактов или иных документов, имеющих отношение к данному делу.
15. В случае необходимости проверки за рубежом иностранных фирм, филиалов или совместных предприятий, зарегистрированных за рубежом, и других коммерческих структур в запросе указывается:
- название коммерческой структуры;
- ее юридический адрес, телефоны, факсы;
- основания и цели проверки;
- конкретные вопросы, на которые предполагается получить ответы.
16. Основания для проверки фирм или предприятий, указанных в пункте 13 настоящей инструкции, являются:
- возбужденное уголовное дело о преступной деятельности сотрудников фирм;
- наличие оперативной или иной информации о незаконной деятельности сотрудников фирм.
Б. В сфере борьбы с фальшивомонетничеством
17. При обнаружении поддельных денежных знаков органы внутренних дел России, используя каналы Интерпола, могут получить информацию об обстоятельствах их изъятия, о других изымавшихся фальшивых банкнотах, имеющих один источник происхождения с обнаруженными, а также о местонахождении лиц, причастных к фальшивомонетничеству, при наличии оснований предполагать, что они находятся за пределами России.
18. Для упорядочения обмена информацией с зарубежными партнерами используется формат сообщения о фактах обнаружения фальшивых денежных знаков, который рекомендован для передачи по телетайпу соответствующих сведений на территории Российской Федерации (образец 2).
19. При обнаружении поддельных денежных знаков иностранных государств органы внутренних дел России в течение 3 суток направляют в НЦБ Интерпола учетно-регистрационную форму 88-1/F на каждую обнаруженную фальшивую банкноту (Приказ МВД России N 051 от 30 июня 1993 года).