Недействующий

О порядке проведения финансовыми органами проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджетов и смет расходов учреждений (не действует на территории РФ на основании приказа Минфина России от 20.08.2020 N 872)

III. Проверка в учреждениях, централизованных
бухгалтериях и сельских Советах

15. При проверке учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей следует установить:

- все ли материальные ценности находятся на ответственном хранении лиц, назначенных приказом руководителя учреждения; наличие письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии с действующим порядком;

- имеются ли у материально ответственных лиц учетные регистры (ф.ОС-13, ф.М-17) и своевременность записей в них;

- соблюдается ли порядок выдачи и учета доверенностей на получение материальных ценностей;

- правильно ли ведется учет материальных ценностей (материально ответственными лицами и в бухгалтерии) и оформляются документы по приемке и выдаче этих ценностей со склада; осуществляется ли контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, и сверяются ли записи бухгалтерии по учету материалов с записями, ведущимися на складе;

- своевременно ли и полностью оприходованы материальные ценности, поступившие в порядке централизованного снабжения за счет средств бюджета, и соблюдается ли установленный порядок учета этих ценностей;

- представляются ли в бухгалтерию документы материально ответственными лицами в установленные для них сроки;

- правильность составления и оформления накопительных ведомостей по выбытию и перемещению основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, по приходу и расходу продуктов питания, по расходу материалов, а также списания топлива, горючего, смазочных и других материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Кроме того, по основным средствам выборочно проверяется правильность: отнесения ценностей к основным средствам по соответствующим субсчетам и группам; списания пришедших в негодность основных средств; безвозмездных передач основных средств другим учреждениям или реализации этих средств; ведения карточек по учету основных средств (фф.ОС-6, ОС-8 и ОС-9), а также регистрация этих карточек в описи инвентарных карточек по учету основных средств (ф.ОС-10). Следует проверить, присваиваются ли инвентарные номера объектам (предметам) и маркируется ли специальным штампом несмывающейся краской мягкий инвентарь, а также наличие технической и другой документации по объектам (предметам) основных средств.

16. При проверке учета ассигнований, кассовых и фактических расходов установить:

- правильность ведения учета ассигнований, кассовых и фактических расходов по соответствующим подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам и статьям) и своевременность записей их в учетных регистрах;

- правильность определения сумм экономии за год против установленных норм ассигнований по смете расходов бюджетного учреждения при условии выполнения показателей деятельности;

- нет ли случаев, когда кассовые расходы по отдельным подразделениям бюджетной классификации превышали бы суммы ассигнований, предусмотренные сметами расходов с учетом изменений, внесенных в течение года, а также неправильного отнесения кассовых и фактических расходов на соответствующие подразделения бюджетной классификации.

17. При проверке учета средств, находящихся на бюджетных (текущих) счетах (по финансированию за счет бюджета и по внебюджетным средствам), а также в кассе учреждений необходимо установить:

- правильность открытия в учреждении банка бюджетных (текущих) счетов и ведения операций по ним; соответствие записей по движению средств на этих счетах данным выписок банка;

- соблюдение действующих Правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве и, в частности, правильность ведения кассовой книги, своевременность передачи кассиром в бухгалтерию в качестве отчета второго отрывного листа (копии записей в кассовой книге) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге; не было ли случаев выдачи денег из кассы под расписки отдельных лиц и хранения в кассе денег и других ценностей, не принадлежащих данному учреждению; производятся ли ежемесячно внезапные ревизии кассы, составляются ли акты по результатам ревизии; ведется ли журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; на кого выписываются чеки на получение денег в банке и на кого возложена выплата заработной платы работникам учреждений; делается ли кассиром в платежной ведомости против фамилии лиц, у которых заработная плата (оплата труда), пособия по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком, стипендии остались неполученными, отметка "Депонировано"; составляется ли реестр депонированных сумм; делается ли в конце ведомости надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме, подлежащей депонированию, и скрепляется ли эта надпись подписью кассира.

По операциям, связанным с приемом и выдачей из кассы различных денежных документов (оплаченные талоны на бензин и масла, талоны на питание, полученные извещения на почтовые переводы и др.), проверяется правильность их оформления;

- правильность ведения накопительных ведомостей по кассовым операциям, по движению средств на бюджетных (текущих) счетах, а также на текущих счетах внебюджетных средств.

18. При проверке учета средств, находящихся расчетах, следует, в частности, установить:

- причины образования дебиторской и кредиторской задолженности; сроки возникновения задолженности по каждому дебитору и кредитору, реальность дебиторской и кредиторской задолженности и какие меры принимались к ее взысканию (погашению). При этом необходимо иметь в виду, что суммы кредиторской и депонентской задолженности, числящейся на балансе, по которым истек срок исковой давности, подлежат взносу в доход соответствующего бюджета, а суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списываются с разрешения руководителя учреждения на уменьшение финансирования.

Кроме того, необходимо проверить по расчетам:

- с подотчетными лицами - соблюдение порядка выдачи авансов под отчет (оформляются ли выдачи авансов заявлениями получателей и другими документами с указанием назначения аванса, имеются ли на них распорядительные надписи руководителя учреждения); нет ли случаев выдачи авансов рабочим и служащим в счет заработной платы и лицам, не работающим в проверяемом учреждении, выдач повторных авансов без представления отчета об израсходовании ранее полученного аванса, своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, и возврата остатка неиспользованного аванса; утверждение руководителем учреждения авансовых отчетов, а также правильность ведения учета расчетов с подотчетными лицами;

- по недостачам - своевременность взыскания сумм выявленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей, а также потерь от порчи этих ценностей, отнесенных на свет виновных лиц, и какие принимаются меры к устранению условий, способствующих образованию недостач и хищений.

При проверке особое внимание обратить на списание сумм задолженности как безнадежной к взысканию вследствие неплатежеспособности должников и на отражение списанной задолженности на забалансовом счете для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения этих должников. Правильность применения коэффициентов в случаях взыскания с виновных лиц ущерба, причиненного хищением, недостачей и утратой материальных ценностей;

- по социальному страхованию - полноту и своевременность начисления страховых взносов со всех сумм заработной платы рабочих и служащих штатного персонала и на оплату труда лиц, не состоящих в штате данного учреждения, а также отнесение на расчеты с профсоюзами начисленных пособий рабочим и служащим по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, выплаченных пенсий и других выплат за счет средств государственного социального страхования; своевременность расчетов с профсоюзом;

- по специальным видам платежей - своевременность и правильность начисления и внесения платы родителями за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и за содержание детей дошкольного возраста в школах - детских садах, за обучение детей в музыкальных школах-семилетках, за содержание воспитанников в школах-интернатах, за питание детей в интернатах при школах, а также за питание, получаемое рабочими и служащими по месту их работы в тех учреждениях, в которых разрешено питание работников за плату в случаях отсутствия предприятий общественного питания в местах расположения этих учреждений. Правильность ведения учетных регистров по этим расчетам;

- по платежам в бюджет - своевременность и полноту отражения в учете удержанных с рабочих, служащих и стипендиатов налогов, поступлений платы родителей за содержание детей в школах-интернатах, невостребованных сумм кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности, сумм по выявленным недостачам и хищениям; своевременность перечисления этих сумм в доход бюджета;

- по расчетам с депонентами - своевременность и правильность отражения в учете сумм заработной платы рабочих и служащих и стипендий студентов, аспирантов и учащихся, не полученных в течение установленного срока, а также выплаченных депонентских сумм;