В рамках плана мобилизации доходов предусматриваются следующие основные меры.
Налоговое администрирование
1. Переход с 1 августа 1998 г. на начисление налога на добавленную стоимость по дате отгрузки продукции. Проблемы, которые могут возникнуть в ряде отраслей, особенно в газовой промышленности и электроэнергетике, будут решаться посредством предоставления Минфином России рассрочек по платежам. Однако переход на начисление налога на добавленную стоимость по отгрузке необходим, ибо существующий порядок позволяет надолго задерживать налоговые платежи.
2. Создание единого реестра налогоплательщиков и интегрированной информационной системы ведомств, отвечающих за доходы федерального бюджета.
3. Отмена ранее предоставленных, не оправдавших себя отсрочек по уплате налогов.
4. Укрепление системы таможенного контроля, в том числе путем применения сквозных технологий таможенных, налоговых и правоохранительных органов, совершенствования процедуры бесспорного взыскания неуплаченных или неполностью уплаченных таможенных платежей на любом этапе обращения импортных товаров на внутреннем рынке, ограничения процедуры внутреннего таможенного транзита и мест таможенного оформления подакцизных и ряда других товаров, требования обязательной уплаты таможенных платежей по таким товарам.
5. Законодательное ограничение на использование таможенных режимов и операций, которые вследствие отсутствия нормативной базы или ее несовершенства могут использоваться недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности для уклонения от уплаты таможенных платежей (свободный склад, реимпорт, реэкспорт, временный ввоз и др.), включая распространение на такие операции системы мер таможенно-банковского контроля.
6. Изъятие части товаров (в особенности подакцизных) из режима свободной торговли с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, а также введение инструмента тарифных квот, устанавливаемых с учетом фактических объемов производства данных товаров в тех или иных государствах-участниках Содружества Независимых Государств.
7. Усиление мер государственного контроля за оптовой торговлей (включая оптовые рынки).
8. Подготовка законопроекта, определяющего место регистрации крупных холдингов и подачи ими консолидированных деклараций.
Совершенствование налогового законодательства
1. Введение единого налога с вмененного дохода для отдельных видов малого предпринимательства, в том числе для розничной торговли горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях, для игорного бизнеса и т. п. Задача - снизить налоговое бремя для законопослушных предпринимателей и вывести из тени остальных.
2. Введение новой шкалы подоходного налога, более "плоской", с меньшими ставками, но зато распространяющейся на все виды доходов, включая кредиты, страховые полисы и т. п., которые сегодня представляют главные способы уклонения от налогов лиц с высокими доходами.
3. Предоставление регионам права вводить налог с продаж со ставкой до 5 процентов.
4. Правительство Российской Федерации намерено также обратиться в Государственную Думу с предложением ввести единую ставку налога на добавленную стоимость на уровне 20 процентов, отменив пониженную ставку на ряд товаров.
Очевидно, что эти предложения затронут проект Налогового кодекса, обсуждаемый ныне в Государственной Думе, и могут задержать его принятие. Правительство Российской Федерации считает, что Налоговый и Бюджетный кодексы должен быть приняты в ближайшее время. Это абсолютно необходимо для преодоления финансового кризиса.
5. Отмена налоговых льгот в закрытых административно-территориальных образованиях, сейчас являющихся по сути внутренними оффшорными зонами.
6. Ликвидация льгот по уплате налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
7. Совершенствование соглашений об избежании двойного налогообложения, прекращение действия таких соглашений с международными оффшорными зонами.
8. Подготовка проекта закона об аффилированных лицах с целью определения понятия аффилированных лиц, установления требований по учету и предоставлению информации об аффилированных лицах и сделках с их участием.
Усиление государственного контроля за рынком алкогольной
продукции
На этом направлении в последние годы достигнуты положительные результаты. Начался рост производства на отечественных спиртовых и ликеро-водочных заводах, увеличились доходы бюджета. Однако есть еще большие резервы, поэтому предполагается:
создание государственной акционерной компании для управления спиртовыми и ликероводочными заводами;
решение проблемы перераспределения средств между бюджетами всех уровней;
усиление административной и уголовной ответственности за незаконное производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
регулирование оптового и розничного звена торговли через аккредитацию и создание специализированных торговых предприятий;
лицензирование производства спирта этилового и алкогольной продукции на федеральном уровне, приостановление действия лицензий или их аннулирование в случаях неуплаты налогов и производства и оборота продукции без акцизных марок;
разработка автоматизированной системы учета выработки и поставки алкогольной продукции в целях предотвращения правонарушений;
введение государственной регистрации и контроля за приобретением и ввозом на таможенную территорию Российской Федерации основного технологического оборудования по производству этилового спирта, производству и розливу спиртосодержащей и алкогольной продукции;