(с изменениями на 14 июля 2011 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением ФЭК России от 28 января 2004 года N 6-э/12 (Российская газета, N 40, 28.02.2004);
приказом ФСТ России от 14 июля 2011 года N 165-э/2 (Российская газета, N 180, 17.08.2011).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В настоящее постановление вносились изменения на основании постановления ФЭК России от 25 декабря 2003 года N 109-э/20.
Постановление ФЭК России от 25 декабря 2003 года N 109-э/20 утратило силу на основании постановления ФЭК России от 28 января 2004 года N 6-э/11.
____________________________________________________________________
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Временное положение о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ.
2. РАО "Газпром" в месячный срок сформировать материалы, необходимые для расчета средней оптовой (базовой) цены на газ.
3. Управлению регулирования газовой отрасли до 20 августа 1998 года внести предложения по уровню базовой цены на газ.
Председатель Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
А.Ф.Задернюк
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 июля 1998 года,
регистрационный N 1548
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ
(с изменениями на 14 июля 2011 года)
1. Временное положение разработано с целью формирования экономически обоснованных оптовых цен на газ, дифференцированных с учетом различной стоимости транспортировки газа от места добычи до покупателя; обеспечения самофинансирования газовой отрасли, стимулирования надежного газоснабжения; достижения баланса экономических интересов покупателей и субъектов естественных монополий газовой промышленности, обеспечивающего доступность реализуемого ими газа для покупателей и эффективность функционирования субъектов естественных монополий; недопущения дефицита или избытка газа на рынке; создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах.
2. Временное положение определяет порядок расчета дифференцированных оптовых цен на газ, основанный на оценке выручки, необходимой для компенсации обоснованных затрат, уплаты установленных налогов, сборов и других платежей, а также получения экономически обоснованной прибыли для осуществления хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии.
3. Дифференцированные оптовые цены, рассчитанные в соответствии с настоящим Временным положением и утвержденные ФЭК России, применяются при расчетах за газ, поставляемый всем покупателям, расположенным на территории Российской Федерации, кроме населения а также потребителей, оптовые цены на газ для которых определяются на основе формулы цены газа, предусматривающей поэтапное достижение в переходной период равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки и учитывающей стоимость альтернативных видов топлива (абзац дополнен с 28 августа 2011 года приказом ФСТ России от 14 июля 2011 года N 165-э/2 - см. предыдущую редакцию).
Оптовые цены на газ, предназначенный для реализации населению, определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 года N 389.
4. Дифференцированные оптовые цены на газ устанавливаются на границе раздела сетей поставщика и покупателя газа (газораспределительной организации, непосредственного конечного потребителя).
5. Расчеты за газ между газораспределительными организациями (перепродавцами) и конечными потребителями, а также за газ, поставляемый конечным потребителям непосредственно через распределительные сети поставщика, производятся по оптовым ценам с надбавкой или тарифами на услуги по транспортировке газа по сетям газораспределительных организаций, утверждаемыми в установленном порядке.
6. Пересмотр средней оптовой (базовой) цены на газ проводится один раз в два года.
Изменение действующих оптовых цен на газ осуществляется ФЭК России, не чаще, чем раз в квартал, исходя из результатов хозяйственной деятельности субъекта регулирования.
7. Инициатором пересмотра действующих цен на газ может являться субъект регулирования и ФЭК России.
8. Решение об изменении цен регулирующий орган доводит до субъекта регулирования, ОАО "Росгазификация" и до всех заинтересованных организаций. Указанные организации доводят информацию об изменении цен до организаций системы.
9. Термины и определения
"газ" - природный, нефтяной (попутный), отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами;
"независимые организации" - организации, не являющиеся организациями системы РАО "Газпром" (независимые производитель, поставщик, потребитель газа);
"газораспределительные организации" - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;
"газотранспортная организация" - организация, обеспечивающая транспортировку газа, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях:
"покупатель" (для целей настоящего Положения):
- юридические лица, приобретающие газ для удовлетворения собственных потребностей;
- газораспределительные организации;
- другие юридические и физические лица, занимающиеся деятельностью, не запрещенной законодательством, и осуществляющие приобретение газа в установленном порядке;
"распределительные газопроводы" - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от источников газоснабжения (ГРС) до газопроводов-вводов, а также газопроводы высокого и среднего давления, предназначенные для подачи газа к одному объекту (промышленное предприятие, котельная и т.п.);
"необходимая выручка" - прогнозируемый объем финансовых средств, необходимый субъекту регулирования для возмещения обоснованных затрат, уплаты установленных налогов, сборов и других платежей и получения экономически обоснованной прибыли для осуществления хозяйственной деятельности;
"субъект естественной монополии" - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством, реализацией товаров в условиях естественной монополии.
10. Определение средней оптовой (базовой) цены на газ
Средняя оптовая (базовая) цена (Цгб) определяется по формуле:
Звн+Пвн+Авн-Внас-Утр
Цгб= --------------------------,
Vпр
Затраты внутреннего рынка (Звн) по добыче и подготовке газа к транспорту определяются по формуле:
Здоб+Зпер+Зпок+Зтр+Зпхг
Звн =-------------------------х Vвн ,
Vобщ
где:
Здоб - экономически обоснованные затраты по добыче и подготовке газа к транспорту, млн.руб.;
Зпер - экономически обоснованные затраты по производству отбензиненного сухого газа, млн.руб.;
Зтр - экономически обоснованные затраты по транспортировке газа по территории России, за исключением затрат по подземному хранению газа, млн.руб.;
Зпхг - экономически обоснованные затраты по подземному хранению газа, млн.руб.
Затраты рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях по добыче газа, Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на заводах по переработке газа и конденсата. Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости транспорта газа, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552, изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 661, с учетом отраслевых особенностей, отраженных в письме Министерства топлива н энергетики Российской Федерации от 8 сентября 1994 года N АК-5268 и другими принятыми в установленном порядке нормативными документами (таблицы приложений N 1, 1а).
Затраты подлежат анализу с учетом действующих нормативов и экспертной оценки их экономической обоснованности.
Зпок - затраты по покупке газа у независимых поставщиков, млн. руб. (приложение N 2);
Пвн - сумма прибыли от реализации газа на внутреннем рынке, млн.руб.
Пвн = П - Пэкс,
П - сумма прибыли для осуществления хозяйственной деятельности субъекта регулирования, определяемая в соответствии с действующей законодательной и нормативной базой, млн.руб.
Пэкс - чистая прибыль от реализации газа на экспорт, млн.руб. (приложение N 3);
Авн - сумма акциза от реализации газа на внутреннем рынке, определяемая в соответствии с действующим законодательством, млн. руб.;
Внас - выручка за газ, поставляемый для последующей его реализации населению, млн. руб. (приложение N 4);
Утр - стоимость услуг по транспортировке газа, оказываемых субъектом естественной монополии независимым организациям, млн. руб. (приложение N 5);
Vобщ - объем товарного газа, поставляемый покупателям внутреннего и внешнего рынков, млрд. куб. метров;
Vвн - объем товарного газа, поставляемый покупателям внутреннего рынка, млрд. куб. метров;
Vпр - объем товарного газа, поставляемый промышленным потребителям внутреннего рынка, млрд. куб. метров.
11. Исходные показатели для формирования средней оптовой (базовой) цены на газ представляются субъектом регулирования за два годовых отчетных и годовой расчетный периоды, согласно приложений.
12. Регулирующий орган вправе запросить у субъекта регулирования дополнительные материалы.
13. Дифференцированные оптовые цены на газ рассчитываются исходя из средней базовой цены на газ (Цгб), объемов поставки газа покупателям Российской Федерации, расстояния транспортировки от места добычи до покупателя, степени обеспеченности соответствующих регионов газом и другими топливно-энергетическими ресурсами.
14. Для проведения расчетов по поясной дифференциации оптовых цен на газ используется следующая информация:
- объем газа, отпускаемого субъектом регулирования на внутреннем рынке, а также объем поставки газа в территориальном разрезе, в том числе объем отпуска газа по прямым договорам конечным покупателям и газораспределительным организациям (перепродавцам);
- дальность транспортировки газа, подаваемого покупателям данного субъекта Российской Федерации, в соответствии со сложившейся схемой подачи газа.
15. Отнесение отдельного субъекта Российской Федерации к тому или иному ценовому поясу производится по среднему расстоянию транспортировки газа от мест добычи до районов потребления с учетом стоимости добычи и подготовки газа к транспорту.
16. Оптовая цена для конкретного ценового пояса (Цj) рассчитывается по формуле:
B x Уj
Цj = ------- , исходя:
Vj
- из суммы выручки от реализации газа субъектом регулирования покупателям в целом по России (В = Цгб х Vnp );
- удельного веса товаротранспортной работы по доставке газа потребителям конкретного ценового пояса (Уj) в общем объеме товаротранспортной работы субъекта естественной монополии по поставкам газа на внутренний рынок (ТТР);
- объема (Vj) товарного газа, отпускаемого покупателям данного конкретного ценового пояса.
Удельный вес товаротранспортной работы (Vj) по доставке газа покупателю конкретного ценового пояса рассчитывается как:
n
Сигма TTPi
1
Уj= ------------ х 100,
TTP
где:
TTP - работа по доставке газа покупателям Российской Федерации, определяемая как произведение объема перекаченного газа на расстояние его транспортировки по магистральным газопроводам и газопроводам - отводам, (млрд. куб. метров х км);
Сигма TTPi - работа по доставке газа покупателям конкретного ценового пояса (j), определяемая как произведение объема газа, перекаченного в данный ценовой пояс, на расстояние его транспортировки по магистральным газопроводам и газопроводам-отводам от места добычи до покупателей конкретного ценового пояса в соответствии со сложившейся схемой поставки газа, (млрд. куб. метров х км);
i - субъект Российской Федерации, входящий в конкретный ценовой пояс;