(с изменениями на 22 октября 2003 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздрава России от 22 октября 2003 года N 488.
____________________________________________________________________
В целях дальнейшего развития Российского государственного медико-дозиметрического регистра, изучения медицинских последствий радиационного воздействия на здоровье населения и улучшения оказания медицинской помощи
приказываю:
1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
1.1. Обеспечить функционирование Российского государственного медико-дозиметрического регистра в соответствии с Положением о Российском государственном медико-дозиметрическом регистре (приложение 1).
1.2. Осуществлять в установленном порядке передачу персональной информации по данным ежегодной диспансеризации в региональные центры (приложение 2).
____________________________________________________________________
Приложение 2 утратило силу на основании приказа Минздрава России от 22 октября 2003 года N 488.
____________________________________________________________________
2. Создать на базе Медицинского радиологического научного центра РАМН научно-технический совет Российского государственного медико-дозиметрического регистра (приложение 3).
____________________________________________________________________
Приложение 3 утратило силу на основании приказа Минздрава России от 22 октября 2003 года N 488.
____________________________________________________________________
3. Директору Медицинского радиологического научного центра РАМН, Председателю Научно-технического совета Российского государственного медико-дозиметрического регистра Цыбу А.Ф., заместителю директора Медицинского радиологического научного центра РАМН, руководителю Российского государственного медико-дозиметрического регистра Иванову В.К. обеспечить:
3.1. Выполнение функций головной организации по ведению Российского государственного медико-дозиметрического регистра.
3.2. Ведение Национального радиационно-эпидемиологического регистра.
4. Руководителю Департамента госсанэпиднадзора Монисову А.А., председателю Научно-технического совета Российского государственного медико-дозиметрического регистра, директору Медицинского радиологического научного центра РАМН Цыбу А.Ф., руководителю Российского государственного медико-дозиметрического регистра, заместителю директора Медицинского радиологического научного центра РАМН Иванову В.К.:
4.1. В течение 1998-2000 годов определить порядок работы по созданию и накоплению Банка данных о дозах облучения граждан Российской Федерации в единой государственной системе контроля и учета доз облучения.
4.2. Обеспечить проведение ежегодных совещаний с представителями региональных центров по ведению Регистра всех уровней.
4.3. Осуществлять финансирование Российского государственного медико-дозиметрического регистра за счет средств Федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года и средств, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 718 "О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан".
5. Признать утратившим силу приказ Минздрава РСФСР от 09.03.92 N 79.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Г.Г.Онищенко.
Министр
Т.Б.Дмитриева
ПОЛОЖЕНИЕ
о Российском государственном
медико-дозиметрическом регистре
1. Целью Российского государственного медико-дозиметрического регистра (Регистра) является:
1.1. Обеспечение долговременного, автоматизированного, персонального учета лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, их детей и последующих поколений, доз облучения, динамическое наблюдение за их состоянием здоровья.
1.2. Создание и развитие единой по Российской Федерации системы радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергнувшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов. Формирование Национального радиационно-эпидемиологического регистра (НРЭР), являющегося частью Регистра.
1.3. Создание и развитие единого Банка данных об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации в рамках единой государственной системы контроля и учета доз облучения. Единый банк данных является частью Регистра.
2. Структура Регистра
2.1. Регистр включает в себя четыре уровня ведения наблюдения:
Федеральный уровень Регистра;
Региональный уровень Регистра;
Областной уровень Регистра;
Районный уровень Регистра.
2.2. Организациями, ответственными за формирование Регистра являются на:
Федеральном уровне - Минздрав России, МРНЦ РАМН;
Региональном и областном уровне - органы управления здраво-
охранением субъектов
Российской Федерации, служба
госсанэпиднадзора;
Районном уровне - Городские отделы здраво-
охранения, центральные
районные больницы;
2.3. Медицинский радиологический научный центр РАМН (г.Обнинск) является головной организацией, осуществляющей научно-методическое руководство по ведению Российского медико-дозиметрического регистра.
2.4. Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены осуществляет научно-методическое руководство по организации системы контроля и учета индивидуальных доз граждан.
3. Назначение Регистра
3.1. Назначением федерального уровня Регистра является информационная поддержка, повышение качества и эффективности:
- работ по изучению структуры, характера, динамики и тенденций в заболеваемости, потерь трудоспособности и смертности наблюдаемого контингента в отдельных регионах и в масштабах России;
- работ по формированию Национального радиационно-эпидемиологического регистра граждан Российской Федерации в масштабах России;
- работ по формированию Банка данных об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации в масштабах России;
- выработки рекомендаций на всех уровнях ведения Регистра по улучшению профилактики, диагностики и лечения заболеваний, проведению защитных мероприятий, а также совершенствованию системы оказания медицинской помощи населению;
- специальных и научных программ изучения медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и инцидентов.
3.2. Назначением регионального уровня Регистра является информационная поддержка, повышение качества и эффективности:
- работ по изучению структуры, характера, динамики и тенденций в заболеваемости, потерь трудоспособности и смертности наблюдаемого контингента в подотчетных региональным центрам республиках, краях и областях, а также в масштабах региона;
- работ по формированию Национального радиационно-эпидемиологического регистра граждан Российской Федерации в масштабах региона;
- работ по формированию Банка данных об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации в масштабах региона;
- выработки рекомендаций на областном и районном уровнях ведения Регистра по улучшению профилактики, диагностики и лечения заболеваний, проведению защитных мероприятий, а также совершенствованию системы оказания медицинской помощи населению;
- специальных и научных программ изучения медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и инцидентов.
3.3. Назначением областных и районных уровней Регистра является информационная поддержка, повышение качества и эффективности:
- работ по формированию Национального радиационно-эпидемиологического регистра граждан Российской Федерации в масштабах области:
- работ по формированию Банка данных об индивидуальных дозах облучения граждан Российской Федерации в масштабах области;
- работ по диспансеризации населения на соответствующем уровне наблюдения:
- проведение необходимых лечебно-оздоровительных и защитных мероприятий по результатам диспансеризации.
Пользователем Регистра является Минздрав Российской Федерации. Сторонние организации имеют доступ к материалам Регистра с разрешения учреждений здравоохранения соответствующего уровня.
4. Задачи Регистра
В задачи Регистра входят:
- персональный автоматизированный учет паспортно-регистрационных данных лиц, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф и инцидентов;
- автоматизированный учет индивидуальных доз облучения населения;
- автоматизированный учет хронических заболеваний, имевших место у наблюдаемых лиц до аварии, автоматизированный учет состояния здоровья после аварии, его изменений;
- формирование по запросам пользователей информационно-справочных данных, хранящихся в Регистре;
- контроль полноты и сроков диспансерного наблюдения за лицами, внесенными в Регистр;
- обмен медико-дозиметрическими и радиоэкологическими данными на федеральном и международном уровне по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, создание информационных систем по радиационной медицине.
5. Группы наблюдения Регистра
5.1. Включению в Регистр подлежат следующие группы лиц:
1 группа - лица, принимавшие участие в ликвидации аварии на ЧАЭС и ее последствий (ликвидаторы). К ним относятся:
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий указанной катастрофы, включая летный состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1990 годах службу в зоне отчуждения. К ним относятся специалисты, военнослужащие и военнообязанные запаса, призванные на специальные сборы, привлеченные к выполнению работ и имеющие Удостоверения участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС установленного образца (участники ЛПА).
2 группа - лица, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения (территорий, из которых в соответствии с нормами радиационной безопасности в 1986 году население было эвакуировано), включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.
3 группа - лица, проживающие на наблюдаемых территориях (зона отселения и зона с правом на отселение) или проживавшие там после аварии и включенные в систему РГМДР.
4 группа - дети, родившиеся от лиц 1 группы первичного учета, участвовавших в ликвидации последствий аварии.
Указанные группы лиц составляют группы первичного учета.
6. Порядок функционирования Регистра
В Регистре устанавливается следующий порядок функционирования.
6.1. На районном уровне Регистра осуществляется сбор, накопление, хранение и обновление регистрационной и медико-дозиметрической информации о наблюдаемых лицах на основе формализованных медицинских документов, утвержденных Минздравом Российской Федерации, в ходе диспансерного обследования населения.
Аналогично районному уровню Регистра осуществляется сбор, накопление, хранение и обновление информации на областном уровне (в областном отделении Регистра).
На региональном уровне (в региональном центре Регистра) производится сбор, накопление, хранение и обновление информации, представленной из подотчетных региональному центру субъектов РФ с передачей информации в головную организацию.
6.2. На федеральном уровне сбор, накопление, хранение информации о наблюдаемых лицах осуществляются на основе данных, представляемых с регионального уровня Регистра. На федеральном уровне Регистра проводится полный персональный учет всех лиц, проживающих в Российской Федерации и подлежащих внесению в Регистр (п.5.1.).