УТВЕРЖДЕНЫ
МПС
21.09.65
по согласованию с СНХ СССР и
Госарбитражем СССР
Правила предъявления и рассмотрения
претензий
(статьи 169-179 Устава железных дорог Союза ССР)
1. Претензии, возникающие из перевозок по железным дорогам пассажиров, багажа или груза, предъявляются в соответствии со ст.170 Устава железных дорог Союза ССР.
Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение грузов, перевозимых большой и грузовой скоростью, направляются в грузовую службу дороги назначения.
Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу и повреждение грузобагажа, перевозимого в пассажирских поездах, направляются в пассажирскую службу дороги назначения.
Претензии, возникающие из перевозки пассажиров или багажа, могут направляться в пассажирскую службу дороги отправления или дороги назначения по усмотрению заявителя претензии.
Претензии об уплате штрафов за просрочку в доставке грузов, грузобагажа, о возврате взысканных штрафов за простой вагонов под выгрузкой, цистерн и бункерных полувагонов под очисткой, а также за задержку контейнеров в пунктах выгрузки направляются в финансовую службу дороги назначения груза.
Претензии об уплате штрафов за самовольное занятие железной дорогой вагонов и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими, направляются в грузовую службу дороги по месту нахождения владельца или арендатора вагонов.
Претензии о возврате штрафов за использование вагонов и контейнеров общесетевого парка для своих внутренних перевозок без разрешения железной дороги грузоотправителем, грузополучателем и владельцем железнодорожного подъездного пути направляются для рассмотрения в грузовую службу железной дороги, которая взыскала эти штрафы.
Претензии о возврате штрафов за простой вагонов под погрузкой и за задержку контейнеров в пунктах погрузки, за недогруз вагонов до технической нормы или полной грузоподъемности (вместимости), а также претензии об уплате штрафа за подачу под погрузку грузоотправителю неочищенного подвижного состава (ст.161 Устава железных дорог Союза ССР) - в финансовую службу железной дороги отправления.
Претензии об уплате штрафа за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, за задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожных подъездных путей направляются для рассмотрения в отделение дороги, на котором произошли указанные задержки.
Претензии о повреждении железной дорогой подвижного состава и контейнеров, принадлежащих предприятиям, организациям, учреждениям или арендованных ими, направляются для рассмотрения в отделение дороги, по месту нахождения владельца или арендатора указанного подвижного состава или контейнеров.
Претензии об уплате штрафов за невыполнение плана перевозок, за необеспечение погрузки маршрутов, а также претензии об уплате штрафа за непредоставление грузоотправителю стандартных металлических стяжек для увязки лесоматериалов направляются для рассмотрения в отделение дороги отправления груза.
Претензии о уплате штрафов за простой судов из-за неподачи вагонов под перегрузку грузов по вине железной дороги (ст.118_1 Устава железных дорог Союза ССР) направляются управлению железной дороги по месту нахождения порта (пристани) перегрузки.
Иски по претензиям, рассматриваемым отделениями железных дорог, предъявляются и рассматриваются по месту их нахождения согласно установленной подведомственности.
При поступлении претензии не в соответствующую службу управления дороги претензия должна быть передана по назначению.
2. Передача права на предъявление претензии и исков грузоотправителем грузополучателю или грузополучателем грузоотправителю, а также грузополучателем или грузоотправителем вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации удостоверяется переуступочной надписью на соответствующем документе (грузовая квитанция, накладная и др.) следующего содержания: "Право на предъявление претензии и иска передано_____________________________________________________________________________________________".
(наименование организации)
Переуступочная надпись удостоверяется подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и заверяется печатью.
3. Претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности.
По однородным грузам, погруженным на одной станции одним отправителем на одну станцию назначения в адрес одного получателя, допускается предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти, а по грузам, по которым составлен один коммерческий акт на целый маршрут или группу вагонов, - на количество отправок, указанных в акте.
Не допускается предъявление одной претензии на группу отправок для грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта, если эти грузы следовали через разные пункты перевалки.
Для претензий, вытекающих из других оснований, количество требований в одном претензионном заявлении не ограничивается.
4. Претензионные заявления не должны объединять в себе требований, для рассмотрения которых необходимы накладные или квитанции, с требованиями, для которых эти документы не нужны.
5. В претензионном заявлении должны быть указаны следующие данные:
а) за что именно предъявляется претензия (за полную или частичную утрату груза или багажа, за повреждение, порчу, за просрочку в доставке и т.п.) и краткое обоснование претензии;
б) сумма претензии по каждому отдельному виду требования и по каждому отдельному документу (накладной, багажной квитанции, учетной карточке по выполнению плана и т.п.);
в) подробный почтовый адрес, по которому заявитель претензии желает получить ответ (город, улица, номер дома);
г) отделение банка, в котором открыт расчетный счет заявителя претензии, и номер этого счета;