Недействующий

Правила перевозок грузов (с изменениями на 29 декабря 2001 года) (не применяется на территории РФ на основании приказа Минтранса России от 22.05.2019 N 152)

Раздел 20

Утверждены
МПС 14.07.75
по согласованию
с Госарбитражем СССР

Правила перевозок грузов
на открытом подвижном составе

(ст.47 Устава железных дорог Союза ССР)

1. На открытом подвижном составе (на платформах и в полувагонах) допускается перевозка грузов, указанных в приложении. Перевозка каменного угля, кокса, фрезерного торфа, руд и рудных концентратов производится, как правило, в полувагонах.

Грузы, не поименованные в приложении к указанным Правилам, могут перевозиться на открытом подвижном составе в универсальных или в специальных контейнерах грузоотправителя (грузополучателя).

При этом грузоотправитель может предъявить грузы в специальных контейнерах на открытом подвижном составе при условии, что такой способ транспортировки предусмотрен стандартом на данную продукцию, а конструкция и параметры контейнера соответствуют требованиям этого стандарта.

Перевозка на открытом подвижном составе легкогорючих и опасных грузов может допускаться только в случаях, предусмотренных Правилами перевозок таких грузов.

2. В виде исключения по просьбе грузоотправителя начальник грузовой службы дороги может разрешить перевозку на открытом подвижном составе грузов, не поименованных в приложении, при условии согласия грузополучателя на такую перевозку.

В этом случае грузоотправитель обязан подготовить и погрузить на открытый подвижной состав груз так, чтобы обеспечивалась сохранность его в пути следования. В накладной, в графе "Особые заявления и отметки отправителя", грузоотправитель должен сделать отметку: "Согласен на перевозку на открытом подвижном составе, с грузополучателем согласовано".

3. Погрузка в полувагоны тяжеловесных грузов массой более 500 кг в одном месте допускается назначением на станции, имеющие подъемные механизмы. Это ограничение не распространяется на грузы, адресованные получателям с подачей на подъездные пути.

Перечень станций, имеющих подъемные механизмы, утверждается Главным грузовым управлением МПС и публикуется в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР.

4. Применение легкогорючей тары и упаковки при перевозке на открытом подвижном составе не допускается.

5. Возможность транспортировки перечисленных в приложении к настоящим Правилам грузов, содержащих мелкие фракции (частицы, размер которых не превышает 13 мм), на открытом подвижном составе определяется грузоотправителем при планировании перевозок грузов.

6. Перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, грузоотправитель обязан убедиться в том, что перевозка предъявляемого груза в данном подвижном составе не вызовет потерь. Если при исправности платформы или кузова вагона потери груза возможны через конструктивные зазоры, то грузоотправитель обязан принять дополнительные меры по заделке этих зазоров.

На заделку конструктивных зазоров начальник станции предоставляет грузоотправителю дополнительное время, но не более 30 мин на всю одновременно поданную под погрузку партию вагонов. При погрузке таких грузов в специальные вагоны, предназначенные для их перевозки, указанное время не предоставляется.

7. При погрузке на открытый подвижной состав грузов, содержащих мелкие фракции, отправитель обязан принять меры, предотвращающие выдувание мелких частиц груза при движении в поездах, а также осыпание груза в случаях погрузки его выше уровня бортов вагонов (с "шапкой"). Указанные меры разрабатываются отправителем для каждого вида груза. Поверхность груза во всех случаях (кроме указанных в 8 настоящих Правил) должна быть разровнена и уплотнена.

Для разравнивания и уплотнения груза в вагонах могут применяться механизированные установки и другие приспособления.

8. Все угли, содержащие мелкие фракции, кроме сортовых углей, брикетов, а также рядовых углей, отправляемых на рассортировочные установки и обогатительные фабрики, в случаях погрузки в полувагон выше уровня его бортов грузоотправитель обязан уплотнять с помощью механизированных установок. При этом "шапка" в поперечном сечении должна иметь форму трапеции. Высота "шапки" над обвязочным брусом кузова полувагона при погрузке угля, не обеспечивающего загрузку вагона до полного использования его грузоподъемности после уплотнения, должна составлять 200-300 мм. Нижнее основание "шапки" после уплотнения груза не должно быть выше обвязочного бруса кузова полувагона.

9. В случаях погрузки выше бортов вагона минерально-строительных грузов, основание "шапки" груза должно быть на 50 мм ниже уровня бортов. Высота "шапки" должна быть для щебня 780 мм, камня строительного - 700 мм, других минерально-строительных грузов - 730 мм.

10. Уплотнение грузов механизированными установками и применение других способов, обеспечивающих сохранность груза при перевозке, должно производиться в порядке, предусмотренном инструкцией, составленной грузоотправителем или организацией, производящей погрузку, и согласованной с управлением железной дороги в части обеспечения сохранности вагонного парка.

11. После окончания погрузки грузоотправитель наряду с очисткой наружной части кузова и других деталей вагона от загрязнения грузом обязан очистить их также от загрязнения защитной пленкой или эмульсией.

12. При перевозке груза в замкнутых кольцевых маршрутах полувагоны должны оборудоваться грузоотправителем или грузополучателем наращенными бортами, за исключением вагонов, грузоподъемность которых используется полностью.

При перевозке минерально-строительных материалов в кольцевых маршрутах, сформированных из платформ, последние должны оснащаться грузоотправителем наращенными по периметру бортами или, по согласованию с железной дорогой, торцовыми щитами.

Оборудование вагонов наращенными бортами производится в пределах габарита погрузки.

Прочность указанных устройств и крепление их к подвижному составу разрабатывается и утверждается в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов.

13. Возврат кольцевых маршрутов полувагонов или платформ парка МПС, оснащенных наращенными бортами или щитами, на станцию погрузки груза производится по полным грузовым документам (накладная, дорожная ведомость) без оплаты тарифа. При заполнении накладной в графе "Наименование груза" грузополучатель должен указать: "Порожние вагоны, оборудованные щитами для перевозки ......" (указывается наименование груза, для перевозки которого предназначены вагоны). В остальном перевозочные документы заполняются в установленном порядке.

При необходимости использования таких вагонов для перевозки других грузов или при направлении их в ремонт грузополучатель (грузоотправитель) по требованию железной дороги обязан снять с вагонов указанные щиты. Для возврата щитов в пункт погрузки железная дорога в установленном порядке предоставляет предприятию-грузополучателю необходимое количество вагонов.

14. После разгрузки вагона грузополучатель наряду с очисткой вагона от остатков грузов обязан обеспечить снятие остатков защитной пленки с кузова или других деталей вагона. При выгрузке груза железной дорогой указанные операции выполняются ее средствами.