Утверждены
МПС 15.08.64
по согласованию с СНХ СССР
и Госарбитражем СССР
Правила перевозок грузов
отправительскими маршрутами
1. Перевозки грузов отправительскими маршрутами осуществляются в соответствии с планами, составляемыми в порядке, предусмотренном Правилами планирования перевозок грузов по железным дорогам СССР.
Организация перевозок грузов маршрутами основывается на концентрации грузопотоков и укрупнении погрузки, заадресовке грузов в определенные дни по назначениям, строгом соблюдении плана формирования грузовых поездов, рациональном использовании технических средств грузоотправителей, грузополучателей и железных дорог и на постоянном совершенствовании форм и методов организации маршрутных перевозок.
2. Маршрутом называется состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем или железной дорогой в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и планом организации (формирования) маршрутов из вагонов, погруженных одним или несколькими грузоотправителями на одной или нескольких станциях назначением на одну станцию выгрузки или распыления с обязательным освобождением не менее одной станции от переработки вагонопотока, предусмотренного планом формирования грузовых поездов.
Маршруты следованием от станции отправления (погрузки или формирования) до станции назначения (выгрузки или распыления) в пределах двух и более дорог относятся к сетевым, в пределах одной дороги - к внутридорожным.
Масса и длина сетевых маршрутов устанавливаются Министерством путей сообщения, а маршрутов внутридорожных назначений - начальником железной дороги по согласованию с МПС. Допускается в исключительных случаях отклонение от установленных норм в сторону уменьшения длины маршрута не более чем на один физический вагон.
К отправительским маршрутам также относятся маршруты, организованные по специальным указаниям МПС.
3. При наличии на направлении следования отправительских маршрутов переломов весовых норм в сторону уменьшения маршруты организуются из ядра (вагонов дальнего назначения), соответствующего наименьшей весовой норме или длине поездов на этом направлении и прицепной группы вагонов, следующей в составе маршрута до станции перелома массы.
Масса и длина ядра сетевых маршрутов устанавливаются Министерством путей сообщения, а маршрутов внутридорожных назначений - начальником железной дороги. Установленные нормы массы и длины ядра маршрутов для конкретных назначений объявляются грузоотправителям управлениями железных дорог.
4. Железные дороги и грузоотправители обязаны совместно планировать и организовывать в первую очередь отправительские маршруты назначением на одну станцию выгрузки в адрес одного или нескольких грузополучателей или на один участок выгрузки с подборкой вагонов по станциям назначения. Из оставшегося грузопотока, не охваченного отправительскими маршрутами, планировать и организовывать отправительские - ступенчатые маршруты из вагонов погрузки разных грузоотправителей, расположенных на одной станции или на нескольких станциях одного-двух участков.
5. Отправительские и ступенчатые маршруты планируются как из однородных массовых грузов, так и из разнородных грузов.
6. Маршруты по способу их организации и формирования подразделяются на:
отправительские маршруты, сформированные из вагонов, погруженных одним грузоотправителем на одной станции, а также сформированные на одном подъездном пути из вагонов, погруженных ветвевладельцем и другими грузоотправителями - контрагентами данного подъездного пути;
отправительские ступенчатые маршруты, сформированные из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на одной станции (станционный ступенчатый), одним грузоотправителем или разными грузоотправителями на нескольких станциях участка или в железнодорожном узле (участковый ступенчатый).
По назначению включаемых вагонов маршруты подразделяются на:
а) прямые маршруты, сформированные из вагонов назначением на одну станцию выгрузки в адрес одного или нескольких грузополучателей (перечень таких станций и грузополучателей, имеющих необходимые технические обустройства для приема грузов маршрутами, устанавливается Министерством путей сообщения на основе предложений железных дорог, согласованных с грузополучателями);
б) маршруты на станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов группами по станциям назначения (максимальное количество вагонов в группе в адрес одного грузополучателя должно соответствовать выгрузочной способности его пункта выгрузки, установленной в договоре на эксплуатацию подъездного пути или на подачу и уборку вагонов);
в) маршруты назначением на станцию распыления, организованные по плану формирования грузовых поездов участковых или сортировочных станций, расположенных на пути следования маршрута, с учетом наибольшего сокращения переработок в пути следования (выписками из плана формирования грузовых поездов и плана организации маршрутов грузоотправителей обеспечивает железная дорога);
г) маршруты в пункты распыления, где производится заадресовка вагонов по станциям выгрузки и грузополучателям в пределах установленных для этих пунктов районов действия (перечень пунктов распыления маршрутов и районов их действия устанавливается Министерством путей сообщения по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами);
д) маршруты на входные или распределительные станции железных дорог, получающих топливные грузы (уголь, нефть, нефтепродукты, дрова, кокс), где производится заадресовка вагонов с этими грузами по станциям выгрузки. Перечень входных и распределительных станций железных дорог и районы их действия устанавливаются Министерством путей сообщения по согласованию с соответствующими сбытовыми органами союзных республик.
Маршруты, предусмотренные пп."б", "в", "г" и "д", относятся к маршрутам в распыление (расформирование).
7. При планировании перевозок грузов маршрутами должна предусматриваться наибольшая дальность пробега маршрутов без переработки.
В представляемых грузоотправителями месячных планах перевозок грузов маршрутами управления железных дорог проверяют технико-экономическую эффективность маршрутов, руководствуясь Методическими указаниями, издаваемыми Министерством путей сообщения, и перечнем станций выгрузки, предусмотренных 6 "а" настоящих Правил.
8. Железные дороги совместно со снабженческо-сбытовыми организациями должны постоянно проводить экономическую работу по концентрации (укрупнению) грузопотока на основе обеспечения рационального прикрепления потребителей к поставщикам и районов выгрузки к участкам погрузки.
9. При перевозке грузов отправительскими маршрутами в пункты распыления в месячных планах перевозок грузов маршрутами грузоотправители обязаны указывать наименование пунктов распыления маршрутов, количество маршрутов и общее количество вагонов в них с распределением по дорогам назначения (выгрузки), входящим в район действия этого пункта распыления. Дороги назначения (выгрузки) вагонов указываются в соответствии с развернутым месячным планом перевозок.
10. В случаях изменения квартального или месячного планов перевозок в установленном порядке снабженческо-сбытовые организации по согласованию с управлениями железных дорог могут вносить соответствующие изменения в задания на перевозку грузов маршрутами по подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям-грузоотправителям.
При уточнении грузоотправителем и начальником отделения дороги заявок (ст.28 Устава железных дорог Союза ССР) с календарным расписанием размеров погрузки по дням декады количество маршрутов по сумме декадных заявок (заданий) должно составлять не менее установленного месячным планом.
11. Порядок подачи вагонов под погрузку и выгрузку маршрутов, их формирования до установленной массы или длины, возврата после погрузки (выгрузки) и сроки на погрузку и выгрузку отправительских и групп вагонов ступенчатых маршрутов устанавливаются договорами на эксплуатацию подъездных путей и на подачу и уборку вагонов. При установлении общего (единого) срока оборота для всех вагонов в этих договорах может предусматриваться отдельный срок на погрузку и выгрузку маршрутов.