УТВЕРЖДЕНЫ
МПС
16.12.68 по согласованию
с Госарбитражем СССР
Правила эксплуатации
железнодорожных подъездных путей
1. Общие положения
(статьи 13, 79, 80, 93 Устава железных дорог Союза ССР)
1. Железнодорожные подъездные пути предназначены для обслуживания отдельных предприятий, организаций, учреждений. Они связаны с общей сетью железных дорог СССР непрерывной рельсовой колеей и принадлежат:
а) предприятиям, организациям, учреждениям, именуемым в дальнейшем ветвевладельцами;
б) железным дорогам.
2. Граница подъездного пути отмечается знаком "Граница подъездного пути". Место установки такого знака определяется железной дорогой.
Стрелка примыкания и часть пути предприятия, организации, учреждения от стрелки примыкания до знака "Граница подъездного пути" находятся в ведении железной дороги и на ее балансе.
3. Участки земли, занятые подъездными путями, складами и сооружениями предприятия, организации и учреждения в пределах полосы отвода, предоставляются железной дорогой предприятию, организации, учреждению во временное пользование на условиях, установленных "Положением о землях, предоставленных транспорту" и "Инструкцией о порядке предоставления железными дорогами участков земли, находящихся в полосе отвода, во временное пользование предприятиям, организациям и учреждениям".
Для возмещения расходов железных дорог по содержанию земельных участков взимается плата по ставкам, установленным Министерством путей сообщения. Помимо указанной платы, кооперативные организации и предприятия уплачивают железной дороге земельную ренту, определяемую местными финансовыми органами.
За участки земли, занятые в полосе отвода подъездными путями, переданными железной дороге, никаких плат и сборов с бывших владельцев этих путей не взыскивается.
Граница полосы отвода определяется в установленном порядке в соответствии с "Инструкцией о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использования полосы отвода" и утверждается земельными органами местных исполнительных комитетов Советов народных депутатов.
Передача участков земли во временное пользование оформляется договором, подписываемым начальником станции и руководителем предприятия (организации и учреждения), арендующим участок земли.
4. Вновь построенные железнодорожные подъездные пути, не связанные с технологическими перевозками, передаются в ведение железных дорог в порядке, изложенном в приложении 1.
5. Использование подъездного пути ветвевладельца или части подъездного пути железной дороги, находящейся на территории предприятия (организации), для производства маневровых работ, постановки подвижного состава и других целей может производиться железной дорогой после получения начальником станции на это согласия руководителя предприятия, организации или учреждения.
6. Железные дороги могут по просьбе предприятий, организаций и учреждений передавать им в аренду железнодорожные пути, которые после передачи в арендное пользование по условиям эксплуатации приравниваются к подъездным путям, принадлежащим предприятиям, организациям и учреждениям.
За пользование такими путями арендаторы уплачивают железным дорогам арендную плату в размере установленной нормы амортизационных отчислений.
Текущее содержание железнодорожного пути, сданного в аренду, производится силами и средствами железной дороги по договору за счет арендатора. Сумма расходов по текущему содержанию пути определяется службой пути дороги по калькуляции затрат, связанных с выполнением этих работ.