ВСН 01-89
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОМОБИЛЕЙ
Срок действия с 15.01.90
по 01.01.92*
_____________________
* ВСН 01-89 приводится как действующий в Указателе нормативных
документов по строительству, действующих на территории
Российской Федерации
(по состоянию на 01.04.2002). -
Примечание изготовителя базы данных.
РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ и ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Государственным институтом по проектированию авторемонтных и автотранспортных предприятий и сооружений - "Гипроавтотранс" Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
ИСПОЛНИТЕЛИ:
А.А. Маслов, руководитель темы, Л.А. Абелевич, Т.М. Медведева, А.А. Ованесян, А.В. Путин, М.Н. Филатова, Л.Г. Шунский
СОГЛАСОВАНЫ Госстроем СССР (письмо от 10.01.90 г. № АЧ-59-7), Минздравом СССР (письмо от 29.10.87 г. № 122-9/796-4), ГУПО МВД СССР (письмо от 8.01.90 г. № 7/6/18), ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог (письмо от 17.02.88 г. № ОТ-74).
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Минавтотранса РСФСР от 12.01.90 г № ВА-15/10.
ВЗАМЕН СНиП II-93-74.
РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ.
Ведомственные строительные нормы (ВСН) предприятий по обслуживанию автомобилей предназначены для разработки проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий.
Требования ВСН должны соблюдаться при проектировании предприятий, зданий и сооружений автомобильного транспорта, предназначенных для всех типов подвижного состава, включая автомобили с двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, сжатом природном газе (СПГ) и сжиженном нефтяном газе (СНГ).
Требования ВСН распространяются на следующие типы перечисленных ниже предприятий автомобильного транспорта, именуемые в дальнейшем "предприятия", их здания и сооружения, предназначенные для хранения, технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) подвижного состава: автотранспортные предприятия (АТП), их производственные и эксплуатационные филиалы, производственные автотранспортные объединения (ПАТО), базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), производственно-технические комбинаты (ПТК), централизованные производства для ТО и ТР подвижного состава, агрегатов, узлов и деталей (ЦСП), станции технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА), открытые площадки для хранения подвижного состава, гаражи-стоянки для хранения подвижного состава, топливо-заправочные пункты (ТЗП).
При проектировании предприятий по обслуживанию автомобилей должны соблюдаться также требования Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта, правил по охране труда и технике безопасности на автомобильном транспорте, а также нормативных документов, утвержденных и согласованных Госстроем СССР, требования которых не оговорены настоящими нормами.
1. Генеральный план
1.1. При проектировании генерального плана предприятия по обслуживанию автомобилей, кроме требований настоящих ВСН, должны соблюдаться требования СНиП II-89-80 и СНиП 2.07.01-89.
1.2. На территории АТП и ПАТО следует предусматривать две функциональные зоны - эксплуатационную и производственную. Эксплуатационная зона предназначается для организации приема, выпуска и межсменного хранения подвижного состава, производства работ ЕО и других сопутствующих им работ. Производственная зона предназначается для размещения зданий и сооружений для производства ТО-1, ТО-2 и ТР подвижного состава. Взаимное расположение эксплуатационной и производственной зон на территории предприятия должно обеспечивать разделение потоков персонала (водителей и производственных рабочих) при движении от административно-бытовых помещений к рабочим местам и обратно.
1.3. Территория предприятия должна иметь ограждение в соответствии с требованиями СН 441-72.
В ограждении территории предприятия, в котором предусмотрено 10 и более постов ТО и ТР или хранение 50 и более автомобилей, следует предусматривать не менее двух въездов (выездов). Для предприятий с меньшим количеством постов или мест хранения автомобилей допускается устройство одного въезда на территорию. Проем ворот в ограде должен быть не менее 4,5х4,5 м.
Ворота основного въезда на территорию предприятия следует размещать с отступом от "красной линии" на расстояние не менее наиболее длинной модели подвижного состава, включая автопоезда.
Перед воротами основного въезда на территорию предприятия следует предусматривать накопительную площадку вместимостью не менее 10-ти процентов от максимального часового количества подвижного состава, прибывающего в предприятие.
1.4. При расположении территории предприятия на земельном участке, ограниченном двумя проездами общего пользования, ворота основного въезда следует размещать со стороны проезда с наименьшей интенсивностью движения автотранспорта.
Въезд на территорию предприятия должен предшествовать выезду, считая по направлению движения по проезду общего пользования.
1.5. На территории предприятия с количеством 10 и более постов ТО и ТР или 50 и более мест хранения автомобилей движение автотранспорта предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков.
На территории предприятия, независимо от его мощности, допускаются встречные и пересекающиеся движения автотранспорта при их интенсивности не более 5 автомобилей в час.
1.6. Расстояния от открытых площадок и от навесов, предназначенных для хранения и ожидания подвижного состава, до зданий и сооружений предприятия по обслуживанию автомобилей, промышленных и других предприятий и организаций следует принимать:
1) для производственных зданий и сооружений:
I, II, IIIа (с нулевым пределом распространения
огня ограждающих конструкций стен и покрытий)
степени огнестойкости со стороны стен без проемов - не нормируется.
То же, со стороны стен с проемами - не менее 9 м
III и IIIа степени огнестойкости со стороны
стен без проемов - не менее 6 м
То же, со стороны стен с проемами - не менее 12 м
IIIб, IV, IVа и V степени огнестойкости
независимо от наличия проемов - не менее 15 м
2) для административных и бытовых зданий:
I и II степени огнестойкости - не менее 9 м
других степеней огнестойкости - не менее 15 м
3) для контейнерных площадок грузовых автостанций:
с металлическими контейнерами - не менее 12 м
с деревянными контейнерами или с
оборудованием в горючей упаковке - не менее 15 м.
Площадки хранения и ожидания автомобилей, перевозящих ядовитые материалы, инфицирующие материалы, фекальные жидкости и мусор, должны располагаться на расстоянии не менее 10 м друг от друга и от площадок хранения других автомобилей.
На территории СТОА легковых автомобилей с количеством постов 15 и менее, расстояние от площадок и навесов хранения и ожидания автомобилей до зданий и сооружений I и II степени огнестойкости со стороны стен с проемами не нормируется.
Расстояние от площадок и навесов для хранения и ожидания подвижного состава до жилых и общественных зданий должно приниматься в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89.
Хранение автомобилей, перевозящих горюче-смазочные материалы, следует предусматривать группами с общей вместимостью емкостей для перевозки указанных материалов не более 600 м, но не более 50-ти автомобилей. Расстояния между группами автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов, а также до площадок для хранения других автомобилей должны быть не менее 12 м. Расстояния от площадок хранения автомобилей для перевозки горюче-смазочных материалов до зданий и сооружений предприятия следует принимать по СНиП "Генеральные планы предприятий" применительно к складам ЛВЖ, а до административных и бытовых зданий и контейнерных площадок - не менее 50 м.
Примечание: Открытой площадкой хранения автомобилей следует считать
площадь, занятую расчетным количеством автомобилей с расстояниями между
ними согласно ОНТП Минавтотранса РСФСР с превышением габаритов этой
площади по периметру, на 1 м.
1.7. Открытые площадки и площадки, расположенные под навесами для хранения подвижного состава, должны иметь твердое покрытие и уклоны в продольном направлении осей автомобилей не более 1% и в поперечном - не более 4%.
При размещении постов мойки и уборки подвижного состава на открытой площадке или под навесом вертикальной планировкой должен быть обеспечен уклон не менее 3% в сторону трапов и исключать распространение сточных вод от мойки подвижного состава по территории предприятия.
1.8. В составе ТЗП для бензина и дизельного топлива, размещаемого на территории АТП и ПАТО, следует предусматривать следующие сооружения:
подземные резервуары для хранения топлива,
островки для размещения раздаточных колонок,
павильон для установки пультов управления ТЗП.
Павильон ТЗП должен быть не ниже IIIа степени огнестойкости. Выход из павильона ТЗП должен предусматриваться в сторону, противоположную раздаточной колонке.
Расстояние от павильона до резервуаров хранения топлива следует принимать не менее 5 м.
Павильон допускается не предусматривать при условии размещения пультов управления ТЗП в отдельном помещении производственного здания или сооружения предприятия категории В, Г или Д с учетом обеспечения визуального контроля за заправляемыми автомобилями. Размещение и планировка ТЗП должны исключать возможность разлива (растекания) ЛВЖ и ГЖ по территории.
Расстояние от раздаточной колонки до других сооружений ТЗП следует принимать не менее:
до павильона ТЗП, до помещения пульта управления ТЗП - 4 м
до проезда, до края островка для раздаточных колонок - 0,8 м
до подземного резервуара - 4 м
до раздаточной колонки - не нормируется
Расстояния между островками для раздаточных колонок следует принимать:
при однорядном расположении заправляемых автомобилей - на 1 м больше
ширины автомобиля,
но не менее 3 м
при двухрядном расположении заправляемых - на 1,5 м больше
автомобилей удвоенной ширины
автомобиля, но
не менее 6 м.
На ТЗП следует предусматривать подъезд к подземным резервуарам для слива топлива из автомобильных цистерн; указанный подъезд допускается совмещать с основным проездом для заправляемых автомобилей.
У горловины подземного резервуара для топлива следует предусматривать площадку для обеспечения свободного подхода к приемным и замерным устройствам.
Островок для раздаточных колонок и площадка у горловины резервуара должны иметь возвышение над прилегающей проезжей частью на 0,15-0,2 м.
Покрытие проездов у раздаточных колонок и площадок у резервуаров должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов.
1.9. Расстояние от сооружений ТЗП до зданий и сооружений предприятия по обслуживанию автомобилей следует принимать по табл. 1.
Таблица 1
| расстояния до сооружений ТЗП не менее, м | Площадка для авто- заправщика | |
| подземные резервуары для хранения топлива | раздаточные колонки |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| |||
I, II и IIIа (с нулевым пределом распространения огня ограждающих конструкций стен и покрытий) степени огнестойкости | 6
| 9
| 12
|
III и IIIа степени огнестойкости | 9 | 9 | 12 |
IIIб, IV, IVа и V степени огнестойкости | 12 | 12 | 18 |
2. Административные и бытовые здания | 25 | 25 | 25 |
3. Открытые площадки и навесы хранения подвижного состава | 9 | 6 | 12 |
Примечание: Расстояния от ТЗП до зданий и сооружений других предприятий следует принимать по СНиП II-89-80 и СНиП 2.07.01-89. |
1.10. Расстояние от гаражей-стоянок, открытых площадок для стоянки легковых автомобилей, а также станции технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий следует принимать по СНиП 2.07.01-89.
Расстояние от предприятий по обслуживанию грузовых автомобилей и автобусов (от границ их земельных участков) до жилых домов и общественных зданий следует принимать:
- грузовых автомобилей и автобусов городского транспорта - 100 м
- легковых автомобилей, кроме автомобилей,
принадлежащих гражданам, и автобусов - 50 м
2. Объемно-планировочные и конструктивные
решения зданий и сооружений
2.1. Производственные здания предприятий по обслуживанию автомобилей должны проектироваться в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85 и настоящих ВСН.
2.2. Категории подвижного состава в зависимости от габаритных размеров автомобилей следует принимать по табл. 2.