ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ
ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА ТРАНСПОРТЕ
ПИСЬМО
от 24 марта 1998 года N 8/2-ж/д
План-график снижения тарифов на грузовые
железнодорожные перевозки в 1998 году
Рассмотрев предложения Экспертного совета при Федеральной службе России по регулированию естественных монополий на транспорте по вопросу снижения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки в 1998-2000 годах, Правление ФСЕМТ России решило:
1. Утвердить план-график снижения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 1998 году (приложение N 1).
2. Утвердить план-график снижения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в 1999-2000 годах (приложение N 2).
Председатель Правления ФСЕМТ России
М.Б.Кислюк
Приложение N 1
План-график снижения тарифов на грузовые
железнодорожные перевозки в 1998 году
+------------------------------------------------------------------+
¦N ¦ Наименование ¦ Экономический¦ ¦
¦п/п¦ мероприятия. ¦ эффект ¦ ¦
¦ ¦ Меры структурной ¦ (снижение ¦ Примечание ¦
¦ ¦ реформы, фактора ¦ уровня тарифа¦ ¦
¦ ¦ снижения себесто- ¦ в %, в годо- ¦ ¦
¦ ¦ имости ¦ вом исчисле- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ нии) ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------¦
¦ 1. Рост промышленного про- 2% Согласно "Основ- ¦
¦ изводства, снижение ным показателям к ¦
¦ удельных затрат при сценарным услови- ¦
¦ перевозках ям социально-эко- ¦
¦ номического раз- ¦
¦ вития Российской ¦
¦ Федерации на пе- ¦
¦ риод до 2000 го- ¦
¦ да" индекс-дефля- ¦
¦ тор ВВП. 1998 го- ¦
¦ да по отношению к ¦
¦ 1997 году ¦
¦ 101,3-102,3%, для ¦
¦ бюджета принят ¦
¦ показатель 102%; ¦
¦ индекс-дефлятор ¦
¦ по промышленной ¦
¦ продукции ¦
¦ 104,1-105,0%. ¦
¦ ¦
¦ 2. Выведение предприя- 1% В 1997 году переда-¦
¦ тий социальной сфе- но в муниципаль- ¦
¦ ры из структуры же- ную собственность ¦
¦ лезнодорожного 20 млн.кв.метров ¦
¦ транспорта, соот- жилищного фонда, ¦
¦ ветствующее сниже- частичный эффект ¦
¦ ние убытков и се- от этого скажется ¦
¦ бестоимости по ос- в текущем году. В ¦
¦ новной деятельности 1998 году планиру- ¦
¦ ется передать 20 ¦
¦ млн. кв.метров; ¦
¦ вывести из струк- ¦
¦ туры ж.д. 255 ¦
¦ объектов рабочего ¦
¦ снабжения (4% от ¦
¦ общего числа), ¦
¦ 127 общеобразова- ¦
¦ тельных школ ¦
¦ (24%). ¦
¦ ¦
¦ 3. Диверсификация про- 0,8% В соответствии с ¦
¦ изводства, увеличе- прогнозом МПС ¦
¦ ние объема продук- (задание коллегии ¦
¦ ции и услуг, выпол- от 16-17 декабря ¦
¦ няемых на сторону 1997 года) прибыль ¦
¦ от подсобно-вспо- ¦
¦ могательной дея- ¦
¦ тельности соста- ¦
¦ вит 1,5 млрд.руб- ¦
¦ лей (в новых це- ¦
¦ нах). ¦
¦ ¦
¦ В структуре дохо- ¦
¦ дов железных до- ¦
¦ рог средства, по- ¦
¦ лученные от пере- ¦
¦ возок, составля- ¦
¦ ют 83%, бюджетные ¦
¦ средства - 2,3%, ¦
¦ доходы от прочих ¦
¦ услуг - 14,7%. ¦
¦ ¦
¦ 4. Сокращение льгот 1,2% В стадии разра- ¦
¦ при пользовании ботки и согласо- ¦
¦ пассажирскими услу- вания - соответс- ¦
¦ гами, переход к ад- твующие норматив- ¦
¦ ресному дотирова- ные документы. ¦
¦ нию, выделение В федеральном ¦
¦ средств из феде- бюджете предус- ¦
¦ рального бюджета и мотрено выделение ¦
¦ бюджетов субъектов дотаций в размере ¦
¦ Российской Федера- 450 млн.рублей (в ¦
¦ ции, расширение новом масштабе ¦
¦ практики обращения цен). ¦
¦ на сети вагонов и ¦
¦ поездов повышенной ¦
¦ комфортности, про- ¦
¦ ведение гибкой та- ¦
¦ рифной политики ¦
¦ ¦
¦ 5. Усиление стимулиру- 1% Снижение тарифов ¦
¦ ющей роли тарифов в при использовании ¦
¦ снижении затрат маршрутных техно- ¦
¦ логий на 20-25%, ¦
¦ введение новых ¦
¦ тарифов на техно- ¦
¦ логические пере- ¦
¦ возки и др. ¦
¦ ¦
¦ 6. Создание в структу- 0,5% Решение расширен- ¦
¦ ре железнодорожного ного заседания ¦
¦ транспорта госу- коллегии МПС от ¦
¦ дарственного предп- 16-17 декабря ¦
¦ риятия по контей- 1997 года. Выполне-¦
¦ нерным перевозкам, ние программного ¦
¦ выведение и переда- документа "Две- ¦
¦ ча независимым опе- надцать дел Пра- ¦
¦ раторам подвижного вительства...". ¦
¦ состава, соответс- ¦
¦ твующее повышение Реализация Кон- ¦
¦ эффективности и цепции структур- ¦
¦ снижение себестои- ной реформы феде- ¦
¦ мости. рального железно- ¦
¦ дорожного транс- ¦
¦ порта. ¦
¦ ¦
¦ 7. Внутриотраслевые 5,8% Решение расширен- ¦
¦ резервы, экономия ного заседания ¦
¦ эксплуатационных коллегии МПС от ¦
¦ расходов 16-17 декабря ¦
¦ 1997 года. ¦
¦ ¦
¦ Основные финансо- ¦
¦ вые показатели ¦
¦ перевозок ¦
¦ (трлн.рублей в ¦
¦ ценах 1997 года) ¦
¦ ¦
¦ 1997 год, % ¦
¦ Доходы 90 ¦
¦ Расходы 84 ¦
¦ Прибыль 6 ¦
¦ ¦
¦ 1998 год, % ¦
¦ Доходы 93 ¦
¦ Расходы 86 ¦
¦ Прибыль 7 ¦
¦ ¦
¦ 98/97 годы, % ¦
¦ Доходы 103,3 ¦
¦ Расходы 102,4 ¦
¦ Прибыль 116,7 ¦
¦ ¦
Общий экономический эффект снижения тарифов за счет всех факторов, без учета инфляционных процессов - 12,3%
Приложение N 2
План-график снижения тарифов на грузовые
железнодорожные перевозки в 1999-2000 году
+------------------------------------------------------------------+
¦N ¦ Наименование ¦ Экономический¦ ¦
¦п/п¦ мероприятия. ¦ эффект ¦ ¦
¦ ¦ Меры структурной ¦ (снижение ¦ Примечание ¦
¦ ¦ реформы, фактора ¦ уровня тарифа¦ ¦
¦ ¦ снижения себесто- ¦ в %, в годо- ¦ ¦
¦ ¦ имости ¦ вом исчисле- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ нии) ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------¦
| | |1999 г.|2000г.| |
+------------------------------------------------------------------¦
¦ 1. Рост промышленного про- 4% 4% В соответствии с ¦
¦ изводства, объемов Основными направле-¦
¦ перевозок, снижение ниями развития и ¦
¦ удельных затрат при социально-экономи- ¦
¦ перевозках ческой политики же-¦
¦ лезнодорожного ¦
¦ транспорта на пери-¦
¦ од до 2005 года, ¦
¦ принятыми Всерос- ¦
¦ сийским съездом же-¦
¦ лезнодорожников в ¦
¦ мае 1996 года (ут- ¦
¦ верждены Указом Пре¦
¦ зидента России от ¦
¦ 16.05.96 N 732), ¦
¦ объем отправления ¦
¦ грузов и грузообо- ¦
¦ рот по базовому ва-¦
¦ рианту составят в ¦
¦ 2000 году 60-61% от¦ ¦
¦ уровня 1991 года. ¦
¦ В 1997 году показа-¦
¦ тели грузовой пере-¦
¦ возочной работы со-¦
¦ ставили 45-47% от ¦
¦ уровня 1991 года. ¦
¦ Ожидаемый рост в ¦
¦ 2000 году составит ¦
¦ 13-18%. В соответ- ¦ ¦
¦ ствии с Методичес- ¦
¦ кими указаниями о ¦
¦ порядке расчета эко¦
¦ номической целесо- ¦
¦ образности исполь- ¦
¦ зования гибкой та- ¦
¦ рифной политики ¦
¦ (разработаны ВНИИЖТ¦
¦ и утверждены МПС ¦
¦ 28.01.94) экономи- ¦
¦ чески обоснованная ¦
¦ скидка с тарифа, ¦
¦ которая устанавлива¦ ¦
¦ ется на прирост ¦
¦ объема перевозок ¦
¦ при условии сохра- ¦
¦ нения среднего уро-¦
¦ вня рентабельности,¦
¦ рассчитывается по ¦
¦ формуле: ¦
¦ S=[(V x ¦
¦ (1-y)/(100+V)] x ¦
¦ 100. Прирост объ- ¦
¦ ема перевозок ¦
¦ V=13%, доля зави- ¦
¦ сящих расходов ¦
¦ y=0,3(30%), S=8%. ¦
¦ В соответствии с ¦
¦ Концепцией соци- ¦
¦ ально-экономичес- ¦
¦ кого развития ¦
¦ Российской Феде- ¦
¦ рации на период ¦
¦ до 2005 года ин- ¦
¦ декс ВВП в 2000году¦
¦ составит относи- ¦
¦ тельно 1996 года по¦
¦ первому варианту ¦
¦ 114%, по второму ¦
¦ - 107%; продук- ¦
¦ ция промышленнос- ¦
¦ ти 120,2% и ¦
¦ 109,1% соответс- ¦
¦ твенно. ¦
¦ ¦
¦ 2. Внутриотраслевые 4% 3% В 1996 году эконо- ¦
¦ резервы, экономия мия эксплуатаци- ¦
¦ эксплуатационных онных расходов ¦
¦ расходов составила 7 ¦
¦ трлн.рублей, в ¦
¦ 1997 году - 12 ¦
¦ трлн.рублей, в ¦
¦ 1998 году ожидается¦
¦ на уровне 5,2 ¦
¦ трлн.рублей. В % ¦
¦ к расходам это ¦
¦ составляет 8,4%, ¦
¦ 14,2% и 6% соот- ¦
¦ ветственно. Пред- ¦
¦ ложения Минэконо- ¦
¦ мики: 1999 год - ¦
¦ 4%, 2000 год - 3%. ¦
¦ ¦
¦ 3. Выведение объектов 2% 1,5% В соответствии с ¦
¦ социальной сферы, материалами и ¦
¦ снижение расходов графиками, предс- ¦
¦ тавленными МПС к ¦
¦ заседанию Прави- ¦
¦ тельства России ¦
¦ ¦
¦ 29.01.98 в 1999 ¦
¦ году убытки жилищ- ¦
¦ но-коммунального ¦
¦ хозяйства снизят- ¦
¦ ся на 0,75 ¦
¦ млрд.рублей - с ¦
¦ 1,55 до 0,8 ¦
¦ млрд. (что соот- ¦
¦ ветствует сниже- ¦
¦ нию расходов на ¦
¦ 1%), в 2000 году - ¦
¦ на 0,3 млрд.руб- ¦
¦ лей (на 0,4%). ¦
¦ Следует учесть ¦
¦ также выведение ¦
¦ общеобразователь- ¦
¦ ных школ и других ¦
¦ объектов. В соот- ¦
¦ ветствии с реше- ¦
¦ нием коллегии МПС ¦
¦ 16-17 декабря ¦
¦ (приложение N 34) ¦
¦ предельный уро- ¦
¦ вень дотаций на ¦
¦ содержание ЖКХ ¦
¦ составит в 1999 ¦
¦ году 796 млрд.руб- ¦
¦ лей, в 2000 году ¦
¦ - 511 млрд. По ¦
¦ сравнению с 1998 ¦
¦ годом снижение сос-¦
¦ тавит соответс- ¦
¦ твенно 470 ¦
¦ млрд.рублей и 755 ¦
¦ млрд.рублей. Это ¦
¦ равноценно сниже- ¦
¦ нию тарифов на ¦
¦ 0,6% и 0,32%. Ми- ¦
¦ нэкономики пред- ¦
¦ полагает снижение ¦
¦ тарифов по 2% ¦
¦ ежегодно. По рас- ¦
¦ четам убытки от ¦
¦ содержания соци- ¦
¦ альной сферы в ¦
¦ 1995-1997 годах ¦
¦ составляли около ¦
¦ 5% от эксплуата- ¦
¦ ционных расходов ¦
¦ ежегодно. По пла- ¦
¦ ну-графику ФСЕМТ ¦
¦ в 1998 году эффект ¦
¦ снижения тарифов ¦
¦ за счет этой меры ¦
¦ составит 1%. ¦
¦ ¦
¦ 4. Закрытие или пере- 0,5% 0,5% Число убыточных ¦
¦ дача в ведение линий (в основном ¦
¦ местных органов малодеятельных, ¦
¦ власти и грузовла- интенсивность ¦
¦ дельцев малодея- движения на кото- ¦
¦ тельных линий, рых в десятки раз ¦
¦ подъездных путей ниже среднесете- ¦
¦ вого уровня) сос- ¦
¦ тавляет 147, ¦
¦ убытки - 1,15 ¦
¦ трлн.рублей, или ¦
¦ 1,4% от эксплуа- ¦
¦ тационных расхо- ¦
¦ дов. Кроме того, ¦
¦ на балансе желез- ¦
¦ ных дорог нахо- ¦
¦ дится более 6 ты- ¦
¦ сяч подъездных ¦
¦ путей. Около 80% ¦
¦ этих путей имеет ¦
¦ суточный вагоноо- ¦
¦ борот до 5 ваго- ¦
¦ нов. Все эти ли- ¦
¦ нии и пути пере- ¦
¦ дать вряд ли ¦
¦ удастся. Источ- ¦
¦ ник: материалы ¦
¦ МПС к заседанию ¦
¦ Правительства ¦
¦ России. Минэконо- ¦
¦ мики предполагает ¦
¦ снижение тарифной ¦
¦ нагрузки ежегодно ¦
¦ по 0,5%. ¦
¦ ¦
¦ 5. Вывод неиспользуе- 0,5% 0,5% Предложение Минэ- ¦
¦ мых производствен- кономики ¦
¦ ных мощностей и ¦
¦ сельскохозяйствен- ¦
¦ ных предприятий ¦
¦ ¦
¦ 6. Вывод железных до- 2% 1% Пункт 4 Указа ¦
¦ рог на оптовый ры- Президента России ¦
¦ нок электроэнергии от 17.10.96 N ¦
¦ (ФОРЭМ) 1451 о выводе МПС ¦
¦ на ФОРЭМ. Поста- ¦
¦ новление Прави- ¦
¦ тельства России ¦
¦ от 01.12.97 N ¦
¦ 1498 "О ценообра- ¦
¦ зовании в отноше- ¦
¦ нии электрической ¦
¦ энергии, потреб- ¦
¦ ляемой железнодо- ¦
¦ рожным транспор- ¦
¦ том (электричес- ¦
¦ кая тяга)", о по- ¦
¦ этапном снижении ¦
¦ энерготарифов. В ¦
¦ настоящее время ¦
¦ рассматривается ¦
¦ законопроект "О ¦
¦ федеральных энер- ¦
¦ гетических систе- ¦
¦ мах". Согласно ¦
¦ справке (по ито- ¦
¦ гам совещания в ¦
¦ декабре 1997 года ¦
¦ у Первого замес- ¦
¦ тителя Председа- ¦
¦ теля Правительст- ¦
¦ ва Российской Фе- ¦
¦ дерации Б.Е.Нем- ¦
¦ цова с участием ¦
¦ Минэкономики, ¦
¦ ФЭК, ГАК и дру- ¦
¦ гих) предполага- ¦
¦ ется, что в сфере ¦
¦ функционирования ¦
¦ федеральных энер- ¦
¦ гетических систем ¦
¦ ценовое регулиро- ¦
¦ вание будет осу- ¦
¦ ществляться иск- ¦
¦ лючительно феде- ¦
¦ ральными органами ¦
¦ исполнительной ¦
¦ власти. Это поз- ¦
¦ волит снять проб- ¦
¦ лему завышения ¦
¦ региональными ¦
¦ энергетическими ¦
¦ комиссиями энер- ¦
¦ готарифов для же- ¦
¦ лезнодорожного ¦
¦ транспорта. Тари- ¦
¦ фы на электроэ- ¦
¦ нергию для же- ¦
¦ лезных дорог на ¦
¦ 40% выше, чем для ¦
¦ промышленных пот- ¦
¦ ребителей (Мате- ¦
¦ риалы МПС к пар- ¦
¦ ламентским слуша- ¦
¦ ниям по вопросам ¦
¦ совершенствования ¦
¦ структуры управ- ¦
¦ ления на железно- ¦
¦ дорожном транс- ¦
¦ порте 4 февраля ¦
¦ 1997 года). ¦
¦ Тарифы на элект- ¦
¦ роэнергию на тягу ¦
¦ на 45% выше сред- ¦
¦ неотпускного ¦
¦ уровня (приложе- ¦
¦ ние N 8 к письму ¦
¦ МПС России от ¦
¦ 07.04.97 N 281пр ¦
¦ на имя Б.Е.Немцо- ¦
¦ ва). ¦
¦ ¦
¦ По расчетам Минэ- ¦
¦ кономики вывод ¦
¦ железных дорог на ¦
¦ ФОРЭМ позволит ¦
¦ снизить тарифы на ¦
¦ 3-4%. Элементар- ¦
¦ ный расчет: в ¦
¦ структуре эксплу- ¦
¦ атационных расхо- ¦
¦ дов удельный вес ¦
¦ электроэнергии ¦
¦ составляет 10,7% ¦
¦ (по 1997 году), ¦
¦ энерготарифы за- ¦
¦ вышены на 30%. ¦
¦ Эффект равен 10,7 ¦
¦ х 0,4 = 4,28%. ¦
¦ ¦
¦ 7. Дотирование из фе- 0,5% 0,5% Предложение Минэ- ¦
¦ дерального бюджета кономики: 3% и 4% ¦
¦ части убытков от соответственно. ¦
¦ перевозок пассажи- Учитывая бюджет- ¦
¦ ров в дальнем сле- ные ограничения ¦
¦ довании государства, дан- ¦
¦ ные показатели ¦
¦ нереальны. Пози- ¦
¦ ция Первых Замес- ¦
¦ тителей Председа- ¦
¦ теля Правительст- ¦
¦ ва Российской Фе- ¦
¦ дерации А.Б.Чу- ¦
¦ байса и Б.Е.Нем- ¦
¦ цова, высказанная ¦
¦ ими на заседании ¦
¦ Комиссии Прави- ¦
¦ тельства Российс- ¦
¦ кой Федерации по ¦
¦ экономической ре- ¦
¦ форме 10 января ¦
¦ 1998 года, одноз- ¦
¦ начна: на феде- ¦
¦ ральный бюджет ¦
¦ надеяться бесс- ¦
¦ мысленно. ¦
¦ ¦
¦ 8. Дотирование из 0,5% 0,5% Предложение Минэ- ¦
¦ местных бюджетов кономики: 2% и 2% ¦
¦ убытков от перево- соответственно. ¦
¦ зок пассажиров в ¦
¦ пригородном сообще- Учитывая состоя- ¦
¦ нии ние бюджетной ¦
¦ системы Российс- ¦
¦ кой Федерации и ¦
¦ тот факт, что бо- ¦
¦ лее 50% регионов ¦
¦ получают транс- ¦
¦ ферты из феде- ¦
¦ рального бюджета, ¦
¦ данные показатели ¦
¦ нереальны. ¦
¦ ¦
¦ 9. Гибкая тарифная по- 1% 0,5% Увеличение числа ¦
¦ литика при перевоз- обращения на сети ¦
¦ ках пассажиров фирменных поез- ¦
¦ дов. Расширение ¦
¦ практики обраще- ¦
¦ ния вагонов и по- ¦
¦ ездов повышенной ¦
¦ комфортности. ¦
¦ Сокращение льгот ¦
¦ при проезде пас- ¦
¦ сажиров и переход ¦
¦ к бюджетному до- ¦
¦ тированию населе- ¦
¦ ния на принципах ¦
¦ адресности. Диф- ¦
¦ ференцированное ¦
¦ повышение тарифов ¦
¦ на проезд в ку- ¦
¦ пейных вагонах на ¦
¦ 20-30% с целью ¦
¦ сокращения разры- ¦
¦ ва между стои- ¦
¦ мостью проезда в ¦
¦ вагонах СВ и ку- ¦
¦ пейных вагонах, ¦
¦ который составля- ¦
¦ ет в настоящее ¦
¦ время 100%. Повы- ¦
¦ шение пассажирс- ¦
¦ ких перевозок при ¦
¦ значительном рос- ¦
¦ те реальных дохо- ¦
¦ дов населения. ¦
¦ Предложения Минэ- ¦
¦ кономики: по 4% ¦
¦ ежегодно. ¦
¦ ¦
¦ Итого 15% 12% Реальное снижение ¦
¦ грузовых железно- ¦
¦ дорожных тарифов, ¦
¦ без учета инфля- ¦
¦ ционных процессов ¦
¦ и форс-мажорных ¦
¦ обстоятельств. ¦
+------------------------------------------------------------------+
Текст документа сверен по:
"Российская газета"
(ведомственное приложение),
N 15, 18.04.98