ТИПОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
об управлении внутренних дел города (района, района
в городе), о линейном управлении (отделе, отделении)
внутренних дел на транспорте, о штабе управления (отдела)
внутренних дел города (района, района в городе), линейного
управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте
(Извлечение)
(с изменениями на 25 сентября 2000 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МВД России от 17 февраля 1994 года N 58;
приказом МВД России от 10 октября 1997 года N 661;
приказом МВД России от 12 сентября 2000 года N 950;
приказом МВД России от 25 сентября 2000 года N 995.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В настоящий документ вносятся изменения на основании:
приказа МВД России от 16 марта 1996 года N 140;
приказа МВД России от 30 декабря 1996 года N 695.
____________________________________________________________________
Приказываю:
1. Установить, что:
1.1. Горрайлинорганы внутренних дел являются основным опорным и решающим звеном системы МВД Российской Федерации, от уровня организации работы которых зависит эффективность борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
1.2. Начальник горрайлиноргана внутренних дел несет всю полноту ответственности за организацию работы служб и подразделений, состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом горрайлиноргана, самостоятельно принимает решения об использовании всех сил и средств горрайлиноргана, сосредоточивая их основное внимание на охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, исполнении наказаний, отнесенных к компетенции органов внутренних дел.
Отменить установленные ранее для начальников горрайлинорганов ограничения на привлечение подчиненных сотрудников для временного решения задач по линиям других служб (за исключением следователей).
1.3. Начальник горрайлиноргана является старшим оперативным начальником для всех дислоцированных на обслуживаемой территории подразделений, учреждений и организаций органов внутренних дел Российской Федерации, за исключением подразделений, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных МВД России.
Как старший оперативный начальник обеспечивает укрепление взаимодействия между ними в решении возложенных на систему органов внутренних дел задач путем истребования информации об оперативной обстановке, организации совместного обсуждения и выработки согласованных мер реагирования на ее изменения, проведения совместных мероприятий, представления при необходимости интересов подразделений, учреждений и организаций в органах местного самоуправления.
При проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий и обстоятельств привлекает в установленном порядке для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности личный состав дислоцированных на обслуживаемой территории подразделений, учреждений и организаций органов внутренних дел. В этих целях:
1.3.1. Формирует объединенный орган оперативного управления с включением в него руководителей дислоцированных на обслуживаемой территории подразделений, учреждений и организаций органов внутренних дел.
1.3.2. Организует сбор и оценку информации об оперативной обстановке, прогнозирование развития ситуации, выработку мер по ликвидации последствий чрезвычайных событий и обстоятельств.
1.3.3. Принимает решение об использовании всех подчиненных и приданных сил и средств, осуществляет непосредственное управление ими.
1.3.4. Руководит силами охраны правопорядка при проведении специальных операций по предупреждению, пресечению и ликвидации последствий чрезвычайных событий и обстоятельств.
1.3.5. Осуществляет контроль за действиями подчиненных и приданных сил, обеспечивает их всем необходимым для выполнения поставленных задач, дает оценку результативности их применения.
1.3.6. Поддерживает тесное взаимодействие с представителями соответствующих органов государственной власти управления, руководителями предприятий, организаций, учреждений и общественных формирований в интересах всестороннего использования их возможностей в ликвидации последствий чрезвычайных событий и обстоятельств и создания благоприятных условий для деятельности привлекаемых сил охраны правопорядка; вносит обоснованные предложения по вопросам охраны правопорядка в органы местного самоуправления.
2. Начальникам горрайлинорганов внутренних дел сконцентрировать внимание на творческом решении стоящих перед органами внутренних дел задач, поиске наиболее эффективных форм и методов работы с личным составом, обучении подчиненных, усилении контроля за их повседневной деятельностью. Осуществлять тесный контакт с местной администрацией, руководителями предприятий, учреждений и организаций, привлекать население для охраны правопорядка на обслуживаемой территории. Не допускать подмены руководителей подчиненных служб и подразделений в решении возложенных на них обязанностей, представлять им больше самостоятельности, возможности проявлять инициативу, нести ответственность за принимаемые решения. Обеспечивать взаимодействие всех служб и подразделений органов внутренних дел по выявлению лиц, совершивших преступления, независимо от подследственности уголовных дел, а также поддержание на должном уровне системы немедленного реагирования на заявления, сообщения о преступлениях.
3. В целях разграничения компетенции между МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ и горрайлинорганами внутренних дел и наиболее эффективного выполнения возложенных на них задач предоставить право начальникам горрайлинорганов:
3.1. Вносить изменения в штаты горрайлинорганов внутренних дел, не влекущие структурных изменений и в пределах установленных для этих органов численности по категориям должностей и фонда денежного содержания (заработной платы) по должностным окладам. Самостоятельно распределять по подразделениям дополнительно выделяемую штатную численность.
3.2. Создавать временные подразделения по раскрытию отдельных преступлений, задержанию особо опасных преступников, пресечению групповых хулиганских проявлений и массовых беспорядков, охране общественного порядка.
3.3. Образовывать пункты милиции по обслуживанию территории, включающей несколько административных участков участковых инспекторов милиции, возглавляемые старшими участковыми инспекторами милиции.
3.4. Принимать и увольнять в установленном порядке, назначать на должности и освобождать от должности лиц рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел работников, присваивать специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, назначать на должность и освобождать от должности начальствующий состав до начальников структурных подразделений горрайлинорганов, кроме сотрудников следственных подразделений.
Назначать и освобождать от должности по согласованию с руководством вышестоящих органов внутренних дел начальников территориальных и линейных отделений милиции, а также начальников структурных подразделений горрайлинорганов внутренних дел.
3.5. Определять должностные оклады лицам рядового и начальствующего состава в пределах минимальных и максимальных размеров, установленных по соответствующим должностям, исходя из выделяемых ассигнований на денежное содержание.
3.6. Самостоятельно определять направление расходов на содержание горрайлиноргана за счет общих ассигнований на его содержание, за исключением затрат на денежное и продовольственное обеспечение личного состава, а также особых расходов.
4. Предоставить право министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД, УВДТ дополнительно расширять полномочия отдельных, наиболее подготовленных начальников горрайлинорганов, путем делегирования им части своих прав.
5. Министрам внутренних дел республик, начальнику 8 Главного управления МВД России, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономных образований, г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте:
5.1. Сконцентрировать внимание на контроле и оказании практической помощи руководителям горрайлинорганов внутренних дел, координации их деятельности путем разработки нормативных документов и методических материалов по организации решения конкретных задач борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, непосредственного показа на деле наиболее эффективных форм и методов организации работы, устранение на месте недостатков, выявления и распространения положительного опыта.
Осуществлять в основном те оперативно-служебные, хозяйственно-распорядительные и иные функции, которые не могут быть обеспечены силами горрайлинорганов, не допускать неоправданного вмешательства в их деятельность и подмены в решении оперативно-служебных задач.
Принять меры к сокращению служебной переписки с горрайлинорганами, упорядочению выездов на места с проверками, оказанием помощи. Решительно пресекать факты истребования из горрайлинорганов сведений, не предусмотренных установленными формами статистической отчетности. Запретить службам и подразделениям направлять на места управленческие документы, а также сотрудников с конкретными функциями без разрешения руководителей МВД, ГУВД, УВД, ОВДТ и предварительного согласования со штабными аппаратами. Практическую помощь горрайлинорганам оказывать путем направления на места бригад и сотрудников, как правило, только по просьбе их руководителей.
5.2. До конца 1993 года привести организационно-штатную структуру горрайлинорганов внутренних дел в соответствие со складывающейся оперативной обстановкой, руководствуясь примерными моделями управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте (приложения 1-6*).
____________________________________________________________________
В пункт 5.2 настоящего приказа (в редакции приказа МВД России от 30.12.96 N 695) вносятся изменения приказом МВД России от 10 октября 1997 года N 661.
____________________________________________________________________
5.3. Для повышения эффективности управления горрайлинорганами внутренних дел создать в структуре горрайлинорганов внутренних дел штабы с учетом Типовой структуры штаба управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте (приложение 7*), Типового штата штаба управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте (приложение 8*).
Возложить на штабы: организационное обеспечение управленческих решений начальников горрайлинорганов по комплексным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка; организацию работы дежурной части; проведение информационно-аналитической и учетно-регистрационной работы; планирование и контроль; связь со средствами массовой информации.
____________________________________________________________________
В пункт 5.3 настоящего приказа (в редакции приказа МВД России от 30.12.96 N 695) вносятся изменения приказом МВД России от 10 октября 1997 года N 661.
____________________________________________________________________
5.4. В целях совершенствования материально-технического, финансового и хозяйственного обеспечения деятельности горрайлинорганов внутренних дел создать в их структуре подразделения тылового обеспечения в соответствии с Типовым штатом подразделений тылового обеспечения управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте (приложение 9*).
____________________________________________________________________
В пункт 5.4 настоящего приказа (в редакции приказа МВД России от 30.12.96 N 695) вносятся изменения приказом МВД России от 10 октября 1997 года N 661.
____________________________________________________________________
5.5. Всю работу по реорганизации подчинить повышению эффективности оперативно-служебной деятельности горрайлинорганов на ведущих направлениях, созданию необходимых условий для более результативной работы личного состава, укреплению дисциплины, воспитанию преданности служебному долгу. Учесть, что расширение прав начальников горрайлинорганов должно сочетаться с увеличением спроса и их персональной ответственности за положение дел на порученном участке.
Для проведения этой работы создать комиссию. По каждому горрайлиноргану принять отдельное решение. Обеспечить максимальный учет особенностей их функционирования, мнений руководителей соответствующих органов внутренних дел и органов местного самоуправления.
При реорганизации горрайлинорганов руководствоваться следующими нормативами:
5.5.1. Управления внутренних дел могут создаваться: в городах без районного деления, районах, районах в городах при численности обслуживаемого населения 250 тысяч человек и более либо при штатной численности рядового и начальствующего состава 600 единиц и более; линейные управления внутренних дел на транспорте - при штатной численности рядового и начальствующего состава 400 единиц и более.
5.5.2. В управлениях (отделах) внутренних дел городов, районов могут образовываться территориальные отделы милиции (при обслуживании территорий с населением от 50 тысяч жителей и более).
В территориальных отделах (отделениях) милиции в случаях их значительной удаленности должность начальника отдела (отделения) милиции может совмещаться с должностью заместителя начальника горрайлиноргана внутренних дел.
____________________________________________________________________
В подпункт 5.5.2 настоящего приказа (в редакции приказа МВД России от 16.03.96 N 140) вносятся изменения приказом МВД России от 10 октября 1997 года N 661.
____________________________________________________________________
5.5.3. В городских (районных) управлениях (отделах) внутренних дел, линейных управлениях (отделах, отделениях) внутренних дел на транспорте должности заместителя начальника криминальной милиции и заместителя начальника милиции общественной безопасности вводятся при условии, если в их подчинении будет находиться соответственно не менее 40 и 75 лиц рядового и начальствующего состава.
5.5.4. В структуру управлений (отделов) внутренних дел городов (районов), линейных управлений (отделов) внутренних дел на транспорте могут создаваться входящие отделы - при численности 30 и более штатных единиц вместо соответствующих отделений (кроме территориальных и линейных отделений милиции). В штаты отделов вводится не более двух должностей заместителей начальника отдела.
5.5.5. Должность заместителя начальника горрайлиноргана по следствию совмещается с должностью начальника следственного отделения (отдела) и вводится в штаты органа внутренних дел, имеющего не менее четырех следователей.
____________________________________________________________________
В подпункт 5.5 настоящего приказа (в редакции приказа МВД России от 30.12.96 N 695) вносятся изменения приказом МВД России от 10 октября 1997 года N 661.
____________________________________________________________________
5.5.6. Штатное количество старших исполнителей и исполнителей соотносится, как правило, один к двум.
5.5.7. В штаты горрайлинорганов внутренних дел, на территории обслуживания которых расположены действующие и строящиеся АЭС, научные и учебные учреждения и объекты народного хозяйства, имеющие опытно-исследовательские ядерные установки, а также в городах, отнесенных к соответствующим группам по гражданской обороне, в обязательном порядке вводятся должности старших инспекторов (инспекторов) по гражданской обороне.
5.5.8. Все организационно-штатные изменения производить за счет перераспределения имеющейся штатной численности и в пределах выделенных ассигнований на денежное содержание МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ по республиканскому бюджету Российской Федерации и местным бюджетам.
5.5.9. Структуры и штаты горрайорганов внутренних дел гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей разрабатываются в индивидуальном порядке.
5.6. Обеспечить на основе Типового положения об управлении (отделе) внутренних дел города (района, района в городе) (приложение 10), Типового положения о линейном управлении (отделе, отделении) внутренних дел на транспорте (приложение 11), Типового положения о штабе управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте (приложение 12) разработку и утверждение до 1 января 1994 года в установленном порядке положений об управлениях (отделах) внутренних дел городов (районов, районов в городах), линейных управлениях (отделах, отделениях) внутренних дел на транспорте и их штабах. Скорректировать с учетом Примерного перечня основных функциональных обязанностей руководителей горрайлиноргана внутренних дел (приложение 13) функциональные обязанности начальников горрайлинорганов и их заместителей.
____________________________________________________________________
В пункт 5.6 настоящего приказа (в редакции приказов МВД России от 16.03.96 N 140, от 30.12.96 N 695) вносятся изменения приказом МВД России от 10 октября 1997 года N 661.
____________________________________________________________________
5.7. Принять конкретные меры по укреплению кадров горрайлинорганов. В этих целях:
5.7.1. Комплектовать должности начальников горрайлинорганов и их заместителей перспективными работниками, как правило, с высшим юридическим образованием, имеющими опыт практической работы в службах. Сформировать качественный резерв кадров для выдвижения на должности начальников горрайлинорганов и их заместителей. Назначать на должности в аппараты МВД, ГУВД, УВД, ОВДТ перспективных сотрудников горрайлинорганов внутренних дел с последующим возвращением в горрайлинорганы и назначением на должности их руководителей. Ввести в практику обязательную, не менее 10 дней, стажировку в службах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ вновь назначенных начальников горрайлинорганов и их заместителей, разработать порядок и программы стажировки. Определить перечень базовых органов внутренних дел по линиям служб и порядок обучения в них кадров руководителей горрайлинорганов.
5.7.2. Наметить и осуществить согласованные с органами местного самоуправления мероприятия по закреплению кадров горрайлинорганов, формированию профессионального ядра, качественному комплектованию вакантных должностей, реализации прав и гарантий социальной защиты личного состава, установленных Законом РСФСР "О милиции", другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Последовательно переходить на контрактную основу комплектования вакантных должностей.
5.7.3. Проанализировать до конца 1993 года ход комплектования милиции общественной безопасности, при необходимости войти с предложениями в соответствующие органы местного самоуправления об установлении дополнительной штатной численности милиции общественной безопасности, необходимой горрайлинорганам для выполнения возложенных на них задач и функций.