Действующий

О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (с изменениями на 24 сентября 2024 года)

Статья 118

1. При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости.

2. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи. Докладчик обосновывает необходимость принятия закона. Если Совет Государственной Думы не примет иное решение, продолжительность доклада не может превышать семь минут. Представитель ответственного комитета сообщает о позиции по законопроекту ответственного комитета, а также комитета-соисполнителя (комитетов-соисполнителей), информирует депутатов Государственной Думы об итогах рассмотрения ответственным комитетом заключения Счетной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы законопроекта и заключения Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта (если таковые имеются). При рассмотрении законопроекта, по результатам экспертизы которого в соответствии с пунктом "з_2" части первой статьи 11 настоящего Регламента имеется заключение Научного совета по правотворчеству, представитель ответственного комитета информирует депутатов Государственной Думы об итогах рассмотрения комитетом такого заключения. При рассмотрении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации представитель ответственного комитета доводит до сведения депутатов Государственной Думы информацию о позиции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представивших в Государственную Думу отзывы на законопроект в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Представитель комитета-соисполнителя, позиция которого по законопроекту не совпадает с позицией ответственного комитета, выступает с содокладом продолжительностью до трех минут. При рассмотрении законопроекта, являющегося объектом экспертизы Общественной палаты и касающегося ограничения или лишения свободы граждан Российской Федерации, а также прав владения, пользования и (или) распоряжения гражданами Российской Федерации имуществом, принадлежащим им на праве собственности, вправе выступить также член Общественной палаты, уполномоченный советом Общественной палаты. При рассмотрении законопроекта, по результатам экспертизы которого имеется заключение Счетной палаты Российской Федерации, вправе выступить Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации либо аудитор Счетной палаты Российской Федерации. Члену Общественной палаты, Председателю Счетной палаты Российской Федерации (заместителю Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитору Счетной палаты Российской Федерации) для выступления предоставляется до пяти минут. Решение о выступлении члена Общественной палаты, представителя Счетной палаты Российской Федерации на заседании палаты принимает Совет Государственной Думы по предложению ответственного комитета.

(Часть в редакции, введенной в действие постановлением Государственной Думы от 25 января 2022 года N 726-8 ГД. - См. предыдущую редакцию)

2_1. При обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с содокладами продолжительностью до пяти минут вправе выступить уполномоченные представители профильных комитетов по указанным проектам федеральных законов (часть дополнительно включена с 1 января 2008 года постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 20 апреля 2007 года N 4464-4 ГД).

3. Часть утратила силу - постановление Государственной Думы от 21 декабря 2017 года N 3227-7 ГД. - См. предыдущую редакцию.

4. В случае, если законопроект не может быть рассмотрен Государственной Думой по причине отсутствия на заседании Государственной Думы субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя, рассмотрение законопроекта переносится на другое заседание Государственной Думы.

В случае, если при рассмотрении рекомендуемого ответственным комитетом к принятию законопроекта на заседании Государственной Думы вновь отсутствует субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, или его представитель, по предложению представителя ответственного комитета законопроект рассматривается Государственной Думой без участия указанного субъекта права законодательной инициативы или его представителя. Обсуждение законопроекта в таком случае начинается с доклада представителя ответственного комитета.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Государственной Думы от 9 июня 2020 года N 8316-7 ГД. - См. предыдущую редакцию)

       В случае, если при рассмотрении рекомендуемого ответственным комитетом к отклонению законопроекта на заседании Государственной Думы вновь отсутствует без уважительных причин, определенных статьей 113 настоящего Регламента, субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, или его представитель, законопроект рассматривается Государственной Думой без участия указанного субъекта права законодательной инициативы или его представителя в порядке, предусмотренном частью седьмой настоящей статьи.     

(Абзац дополнительно включен постановлением Государственной Думы от 9 июня 2020 года N 8316-7 ГД)

(Часть дополнительно включена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 13 декабря 2001 года N 2182-III ГД)     

____________________________________________________________________

Части четвертая и пятая предыдущей редакции считаются частями пятой и шестой настоящей редакции - постановлением Государственной Думы Федерального Собрания России от 13 декабря 2001 года N 2182-III ГД.

____________________________________________________________________              

     

5. При рассмотрении законопроекта для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы по существу законопроекта отводится не более 35 минут. Время, отведенное для вопросов и ответов, может быть изменено решением палаты, принятым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Затем по законопроекту вправе выступить представители фракций, другие депутаты Государственной Думы, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, Председатель Счетной палаты Российской Федерации (заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудитор Счетной палаты Российской Федерации), представители законодательных органов субъектов Российской Федерации, другие лица, приглашенные для участия в обсуждении. Преимущественное право задать вопросы и выступить по законопроекту предоставляется представителям фракций. Представителям фракций для выступления предоставляется до семи минут, другим депутатам Государственной Думы - до трех минут. Совет Государственной Думы вправе принять решение об ином порядке обсуждения законопроекта. О порядке рассмотрения проекта федерального закона в области бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также доклада Правительства Российской Федерации об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за отчетный период Совет Государственной Думы принимает решение по предложению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

(Часть в редакции, введенной в действие постановлением Государственной Думы от 22 ноября 2013 года N 3275-6 ГД; в редакции, введенной в действие постановлением Государственной Думы от 25 февраля 2015 года N 6185-6 ГД; в редакции, введенной в действие постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2017 года N 3227-7 ГД; в редакции, введенной в действие постановлением Государственной Думы от 22 февраля 2022 года N 874-8 ГД. - См. предыдущую редакцию)

6. При рассмотрении законопроекта, на который в соответствии со статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации имеется заключение Правительства Российской Федерации, палата в обязательном порядке заслушивает позицию Правительства Российской Федерации по соответствующему заключению. Если на законопроект имеется официальный отзыв Правительства Российской Федерации, Совет Государственной Думы по предложению ответственного комитета может принять решение о заслушивании позиции Правительства Российской Федерации по соответствующему отзыву при рассмотрении законопроекта на заседании Государственной Думы.

(Часть в редакции, введенной в действие постановлением Государственной Думы от 14 апреля 2017 года N 1371-7 ГД; в редакции, введенной в действие постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2017 года N 3227-7 ГД. - См. предыдущую редакцию)    

6_1. По окончании обсуждения законопроекта докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово, содержащее анализ высказанных в ходе обсуждения предложений и замечаний.

(Часть дополнительно включена постановлением Государственной Думы от 21 декабря 2017 года N 3227-7 ГД)

7. В случае, если Совет Государственной Думы не примет иное решение, при рассмотрении рекомендуемого ответственным комитетом к отклонению законопроекта, который внесен в Государственную Думу в период работы Государственной Думы предыдущих созывов или предлагается субъектом (субъектами) права законодательной инициативы к рассмотрению без своего участия, а также в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 113 и частью четвертой настоящей статьи, Государственная Дума заслушивает доклад представителя ответственного комитета продолжительностью до трех минут, после чего вопрос о принятии законопроекта в первом чтении ставится на голосование. Если ответственный комитет выносит на рассмотрение палаты одновременно несколько таких законопроектов и при этом данные законопроекты, по его мнению, касаются одного и того же вопроса, в докладе представителя ответственного комитета сообщается о позиции ответственного комитета по всем рассматриваемым законопроектам. Указанный порядок распространяется также на рекомендуемые ответственным комитетом к отклонению законопроекты, касающиеся одного и того же вопроса, в случае согласия субъекта (субъектов) права законодательной инициативы на рассмотрение в указанном порядке законопроектов, внесенных ими в период работы Государственной Думы текущего созыва.

(Часть дополнительно включена постановлением Государственной Думы от 21 сентября 2012 года N 822-6 ГД; в редакции, введенной в действие постановлением Государственной Думы от 9 июня 2020 года N 8316-7 ГД. - См. предыдущую редакцию)    

8. Законопроекты, рекомендуемые ответственными комитетами к отклонению, при наличии согласия субъекта (субъектов) права законодательной инициативы и (или) при наличии согласия фракций в случае, если авторами законопроектов являются члены соответствующей фракции, могут быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы в особом порядке по решению Совета Государственной Думы. Такие законопроекты при формировании проекта порядка работы Государственной Думы выделяются в отдельный блок. Обсуждение такого законопроекта начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект, или его представителя продолжительностью до пяти минут и содоклада представителя ответственного комитета продолжительностью до трех минут, далее проводится голосование по законопроекту.

(Часть дополнительно включена постановлением Государственной Думы от 2 апреля 2024 года N 5945-8 ГД)