О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных трудовых и финансовых ресурсов
(с изменениями на 22 октября 2014 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 28 апреля 2015 года
на основании постановления Правительства
Российской Федерации от 16 апреля 2015 года N 362
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Совмина СССР от 8 октября 1987 года N 1123 (введено в действие с 1 января 1988 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2002 года (оставлено без изменения - определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2002 года N КАС02-331);
решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2014 года N АКПИ14-965.
____________________________________________________________________
Совет Министров СССР отмечает, что за последние годы в народном хозяйстве осуществлен ряд мер по совершенствованию организации бухгалтерского учета. Улучшены методология и организация учета, повысилась его действенность. Расширилось применение средств механизации и автоматизации учета, созданы централизованные бухгалтерии, упразднены бухгалтерии в структурных подразделениях предприятий.
Между тем некоторые министерства и ведомства еще не уделяют должного внимания вопросам улучшения организации бухгалтерского учета и контроля за правильным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также усилению борьбы с бесхозяйственностью, расточительством, расходованием государственных и общественных средств не по назначению.
Во многих объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях ослаблена ответственность работников за правильное и своевременное составление первичной учетной документации по начислению заработной платы и использованию материальных ценностей. Нередки случаи, когда сырье и материалы отпускаются без взвешивания и пересчета, что снижает достоверность учета и создает возможности для хищений.
Со стороны многих должностных лиц по-прежнему допускается недооценка бухгалтерского учета и роли работников бухгалтерий в осуществлении контроля за сохранностью социалистической собственности и выполнением плановых заданий. Министерства и ведомства зачастую мирятся с таким положением дел, не принимают необходимых мер к повышению уровня руководства бухгалтерским учетом, не проявляют заботы о подборе и подготовке бухгалтерских кадров и повышении их квалификации.
Учитывая важное значение дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета в повышении эффективности управления экономикой страны и в обеспечении рационального, экономного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, Совет Министров СССР
постановляет:
1. Обязать министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов рассмотреть состояние бухгалтерского учета в подведомственных объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях, разработать и в 1980-1981 годах осуществить мероприятия по значительному улучшению организации учета, уделив при этом особое внимание:
повышению роли бухгалтерского учета в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также в сборе необходимой информации о ходе выполнения планов и причинах отклонений от плановых заданий, нормативов и смет;
упорядочению первичной учетной документации, обеспечению широкого внедрения типовых унифицированных форм ее и строгого соблюдения порядка оформления этой документации;
дальнейшему повышению уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, улучшению их проектирования и широкому применению типовых проектных решений;
укомплектованию централизованных бухгалтерий, а также бухгалтерий объединений, предприятий, организаций и учреждений квалифицированными специалистами, улучшению переподготовки бухгалтерских кадров, имея в виду возрастающие требования к организации учета и контроля. Рассмотреть вопрос о введении в штаты министерств, ведомств, их главных управлений и управлений всесоюзных и республиканских объединений специалистов по методологии, организации и механизации бухгалтерского учета.
2. Министерствам, ведомствам и управлениям (отделам) исполнительных комитетов Советов народных депутатов проводить систематические проверки состояния бухгалтерского учета в объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях; обобщать опыт работы передовых бухгалтерских коллективов и широко распространять его в подведомственных объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях, проводить конкурсы и смотры на лучший, образцово поставленный учет с высоким уровнем механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ.
3. Обязать министерства, ведомства, управления (отделы) исполнительных комитетов Советов народных депутатов, объединения, предприятия, организации и учреждения:
принять меры к обеспечению строгого порядка приемки, хранения и расходования сырья, материалов, полуфабрикатов, инструментов и других материальных ценностей. Ограничить число должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Перечни таких лиц и видов материальных ценностей должны определяться руководителями объединений, предприятий, организаций и учреждений по согласованию с главными бухгалтерами;
осуществить на действующих предприятиях и в хозяйственных организациях ремонт и реконструкцию существующих, а в необходимых случаях строительство новых складских помещений; оснастить склады, кладовые, цехи, производственные участки необходимыми весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими контрольными приспособлениями. Определить в соответствии с действующим законодательством меры ответственности заведующих складами, кладовщиков и других должностных лиц за правильность приемки, хранения и отпуска материальных ценностей;
внедрить эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением каждым работником, бригадой, участком, мастерской, цехом установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, нормативов использования оборудования и инструментов, а также за выполнением заданий по экономии материальных ресурсов. Принять меры к повышению достоверности оперативного учета движения деталей, узлов и полуфабрикатов в производстве. Не допускать расходования материальных ценностей сверх установленных норм, а также списания их по действующим нормам при наличии экономии против этих норм.
Министерствам и ведомствам разработать и в 6-месячный срок и утвердить, исходя из отраслевых особенностей, рекомендации по организации оперативного учета движения деталей, узлов и полуфабрикатов в производстве, определив должностных лиц, ответственных за организацию этого учета;
разработать и в 1980-1981 годах осуществить мероприятия по улучшению нормирования и учета трудовых затрат на производство отдельных видов продукции, усилению контроля за соответствием фактически выполненных работ их оплаченному объему, а также по более широкому применению учета выработки и оплаты труда по конечной производственной операции;
повысить персональную ответственность мастеров, бригадиров, начальников участков, прорабов, нормировщиков и других должностных лиц за правильностью оформления первичной документации по учету выработки и начислению заработной платы;
осуществить мероприятия по совершенствованию калькулирования себестоимости отдельных видов продукции, и прежде всего по широкому внедрению нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Признать необходимым включать в планы объединений, предприятий и организаций по новой технике задания по механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ и внедрению нормативного метода учета и калькулирования.
4. Утвердить прилагаемое Положение о главных бухгалтерах.
Министерствам, ведомствам и управлениям (отделам) исполнительных комитетов Советов народных депутатов обеспечить необходимый контроль за соблюдением этого Положения и привлекать к ответственности должностных лиц, допускающих его нарушение.
Министерству финансов СССР разработать и в 6-месячный срок утвердить общее положение об организации бухгалтерской работы в министерствах, ведомствах, всесоюзных и республиканских объединениях, главных управлениях министерств и в других органах управления.
5. Государственному комитету СССР по науке и технике завершить до 1 июля 1980 года разработку по согласованию с ЦСУ СССР, Министерством финансов СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами СССР программ работ по переводу составления и обработки учетной документации на средства электронной вычислительной и другой организационной техники, а также работ по созданию в полном объеме типовых проектных решений по подсистеме "Бухгалтерский учет" для использования при организации новых и функционировании действующих автоматизированных систем управления.
ЦСУ СССР усилить методологическую работу по механизации и автоматизации бухгалтерского учета и по мере совершенствования средств вычислительной и организационной техники обеспечивать своевременную разработку по согласованию с Министерством финансов СССР межотраслевых проектов механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ.
6. Обязать Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли довести к 1981 году изготовление утвержденных в установленном порядке бланков учетной и отчетной документации до объемов, обеспечивающих удовлетворение потребности в них объединений, предприятий, организаций и учреждений, а также организовать продажу этих бланков через торговую сеть.
Запретить объединениям, предприятиям, организациям и учреждениям применять, а типографиям изготовлять бланки учетной и отчетной документации, не соответствующие утвержденным в установленном порядке образцам.
7. Министерству высшего и среднего специального образования СССР и Госплану СССР:
предусмотреть на 1981-1985 годы значительное увеличение приема учащихся в высшие учебные заведения и техникумы по специальностям "Бухгалтерский учет" и "Механизированная обработка экономической информации";
рассмотреть и решить вопросы об открытии в отдельных технических и других высших учебных заведениях учетно-экономических факультетов и курсов по подготовке для поступления на указанные факультеты, а также о расширении переподготовки специалистов по бухгалтерскому учету.
8. ЦСУ СССР принять меры к дальнейшему развитию сети учебных комбинатов и школ по подготовке и повышению квалификации бухгалтеров и работников механизированного учета, имея в виду обеспечить потребность объединений, предприятий, организаций и учреждений в таких работниках. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик ежегодно в сроки, установленные для разработки государственных планов экономического и социального развития, определять по согласованию с ЦСУ СССР контингент указанных работников, подлежащих обучению в учебных комбинатах и школах ЦСУ СССР.
9. В связи с изданием настоящего постановления признать утратившими силу:
абзац первый пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 года N 923 "О мерах по устранению серьезных недостатков в организации бухгалтерского учета и усилению его роли в осуществлении контроля в народном хозяйстве" (СП СССР, 1964 года, N 23, ст.140);
постановление Совета Министров СССР от 27 июня 1975 года N 559 "Об установлении в районных (межрайонных) объединениях и отделениях Сельхозтехники должности главного бухгалтера" (СП СССР, 1975 г., N 16, ст.99).
Председатель
Совета Министров СССР
А.Косыгин
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков
ПОЛОЖЕНИЕ
о главных бухгалтерах
(с изменениями на 22 октября 2014 года)
1. Настоящее Положение распространяется на главных бухгалтеров объединений, предприятий, организаций, учреждений, ведущих бухгалтерский учет и составляющих законченную бухгалтерскую отчетность, а также на главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий.
Особенности применения Положения в колхозах определяются Союзным советом колхозов.
2. Главные бухгалтеры обеспечивают организацию бухгалтерского учета в объединениях, на предприятиях, в организациях, учреждениях и контроль за рациональным, экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью социалистической собственности.
3. Главные бухгалтеры назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями предприятий, объединений, организаций и учреждений с последующим утверждением вышестоящим органом (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 1988 года постановлением Совмина СССР от 8 октября 1987 года N 1123, - см. предыдущую редакцию).
Назначение на должность и освобождение от должности главных бухгалтеров предприятий и организаций потребительской кооперации, а также общественных организаций утверждаются вышестоящим органом в порядке, установленном в соответствии с их уставами.
Возглавляемые главными бухгалтерами бухгалтерии объединений, предприятий, организаций, учреждений являются их самостоятельными структурными подразделениями (службами) и не должны входить в состав какого-либо другого подразделения (службы).
4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю объединения, предприятия, организации, учреждения, а по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, порядка и методики осуществления контроля - начальнику управления (отдела) бухгалтерского учета и отчетности (главному бухгалтеру) вышестоящего органа.
5. На должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование.
В необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет.
____________________________________________________________________
Пункт 5 настоящего Положения признан недействующим (с 12 марта 2015 года) со дня вступления решения в законную силу - решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября 2014 года N АКПИ14-965.
____________________________________________________________________
6. Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Копия этого акта направляется в вышестоящий орган. В необходимых случаях прием и сдача дел главным бухгалтером производятся при участии представителя вышестоящего органа.
7. На главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему запрещается получать непосредственно по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности для объединения, предприятия, организации, учреждения.
8. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего - к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по объединению, предприятию, организации, учреждению.
9. В производственных (структурных) единицах объединений с разрешения министерства, ведомства может сохраняться должность главного бухгалтера.
10. Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:
а) широкое использование современных средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;
б) полный учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;
в) достоверный учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения строительно-монтажных и других работ, составления экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ и услуг;
г) точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности объединения, предприятия, организации, учреждения в соответствии с установленными правилами;
д) правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений; погашение в установленные сроки задолженности банкам по ссудам; отчисление средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы;
е) участие в работе юридических служб по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы, а при отсутствии юридических служб - непосредственно осуществление этих функций;
ж) проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в производственных (структурных) единицах объединений, а также в производствах и хозяйствах, выделенных на отдельный баланс, своевременный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа;
з) составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;
и) осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности объединения, предприятия, организации, учреждения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;
к) необходимую помощь постоянно действующим производственным совещаниям, общественным группам (бюро) экономического анализа и органам народного контроля в использовании учетных данных для работы по выявлению и мобилизации внутрихозяйственных резервов;