Об утверждении Примерного положения о приватизации
жилищного фонда в РСФСР
Государственным комитетом РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству совместно с Комитетом Верховного Совета РСФСР по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству с участием Минэкономики РСФСР, Минюста РСФСР, Минфина РСФСР, Госкомархстроя РСФСР разработано Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР.
Совет Министров РСФСР на заседании 25 сентября 1991 года (протокол N 6) рассмотрел указанное Положение и решил считать его принятым. Госкомитету ЖКХ РСФСР поручено утвердить его.
Исходя из вышеизложенного, коллегия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о приватизации жилищного фонда в РСФСР.
2. Просить Советы Министров республик в составе РСФСР, органы исполнительной власти краев, областей и автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
на основе Примерного положения с учетом местных условий в срок до 1 ноября 1991 года разработать и утвердить Положение о приватизации жилищного фонда на соответствующих территориях;
провести необходимые организационные меры, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу и продажу в собственность граждан на строго добровольной основе занимаемых ими жилых помещений по их обращениям;
принять меры по укреплению жилищно-эксплуатационных и ремонтных служб, развитию производственных баз и обеспечить контроль выполнения ими договорных обязательств по качественной эксплуатации и ремонту жилищного фонда независимо от формы собственности;
обеспечить население оперативной и доступной информацией о порядке и условиях приобретения жилья в собственность.
3. Управлению по совершенствованию жилищного хозяйства (т. Рубцов Н.Б.), Нормативно-правовому отделу Комитета (т. Шешко Г.Ф), НИИэкономики ЖКХ АК им. К.Д.Памфилова (т. Бычковский И.В.) оказать необходимую организационную помощь жилищно-коммунальным организациям Советов Министров республик в составе РСФСР, органов исполнительной власти, краев, областей и автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в работе по приватизации жилищного фонда РСФСР.
Председатель Комитета
А.Ф.Порядин
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о приватизации жилищного фонда в РСФСР
1. Настоящее Примерное положение устанавливает основные правила передачи и продажи в собственность граждан квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда и оплаты расходов на их содержание и ремонт.
2. Основными принципами приватизации государственного и муниципального жилищного фонда являются:
добровольность приобретения гражданами жилья в собственность;
бесплатная передача гражданам занимаемых ими жилых помещений в соответствии с установленным нормативом. При этом каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.
3. Передача и продажа гражданам в собственность квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. По их желанию квартира может быть приобретена в долевую или совместную собственность.
4. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению: вправе продавать, завещать, сдавать в аренду, совершать с ними иные сделки, не противоречащие закону.
5. Право собственности на жилой дом, все квартиры в котором приватизированы, переходит к владельцам квартир. Частично приватизированный дом находится в государственной (или муниципальной) и частной собственности.
Владение, пользование и распоряжение как полностью, так и частично приватизированными домами осуществляется по соглашению между собственниками.
Осуществление права собственности не должно нарушать права и охраняемые действующим законодательством интересы других лиц.
6. Передача и продажа в собственность граждан жилых помещений осуществляется:
соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом;
предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;
учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
7. Не подлежат приватизации:
жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, не отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в общежитиях, коммунальных квартирах, домах - памятниках истории и культуры, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Местные Советы народных депутатов, предприятия и учреждения вправе с учетом мнения коллективов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир.
Перечни домов и квартир, которые могут быть приватизированы, утверждаются местными Советами народных депутатов по предложениям их исполнительных органов, предприятий и учреждений, находящихся на территории Совета.
8. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта в соответствии с нормами эксплуатации и ремонта жилищного фонда, осуществляется, как правило, после проведения наймодателем капитального ремонта. При согласии граждан за непроизведенный ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация в размерах, определяемых по действующим государственным расценкам на ремонтные работы.
9. Размер (норматив) бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений устанавливается в квадратных метрах общей площади на одного человека в порядке, определяемом Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", но не менее 18 кв.м на человека и дополнительно 9 кв.м на семью с учетом потребительских качеств жилья.
Местные Советы народных депутатов вправе:
увеличивать размер бесплатно передаваемых жилых помещений в собственность граждан с учетом потребительских качеств жилищного фонда, состава семьи, ее материального положения, совокупного вклада семьи в общественные фонды потребления (через трудовой стаж), получения гражданином квартиры в связи со сносом его дома без компенсации и других заслуживающих внимания обстоятельств;
принимать решения о безвозмездной передаче всего занимаемого жилья инвалидам и ветеранам войны, семьям погибших.
10. Установленный размер бесплатно передаваемого в собственность жилья оценивается стоимостным эквивалентом, определяемым исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в действующих на момент приватизации ценах в домах со средним для данного населенного пункта уровнем потребительских качеств: уровнем благоустройства, средним уровнем износа жилищного фонда и др.
11. Общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность граждан, рассчитывается с учетом ее площади и потребительских качеств независимыми (оценочными) комиссиями, создаваемыми при соответствующих Советах народных депутатов с обязательным участием народных депутатов, представителей профсоюзных организаций, трудовых коллективов, финансовых органов и банков, а также с участием граждан, приобретающих жилые помещения.
При необходимости в комиссии включаются работники органов технической инвентаризации, проектных организаций и другие специалисты.
По результатам работы оценочные комиссии составляют акт оценки общей стоимости квартир.
Коэффициенты, учитывающие потребительские качества жилья, устанавливаются Советами Министров республик в составе РСФСР, исполнительными органами Советов народных депутатов.
Определение величины стоимости эквивалента бесплатно передаваемой площади и расчет общей стоимости квартиры производится по "Методике оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан" (приложение 1).
12. Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Доля каждого совладельца определяется в стоимостном выражении.
13. Передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется соответствующим договором (приложение 2), заключаемым Советом народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность, в порядке и на условиях, установленных нормами Гражданского кодекса РСФСР.
Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе соответствующего Совета народных депутатов.
14. При приобретении в собственность жилья с более высоким по сравнению со средним уровнем потребительских качеств и площадью, превышающей установленный размер бесплатно передаваемого жилья, гражданами оплачивается разница между общей стоимостью квартиры и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья.
Выплата разницы может производиться единовременно или в рассрочку в порядке, определяемом Советами народных депутатов, предприятиями, учреждениями.
Для приобретения в собственность жилых помещений граждане могут использовать долгосрочные кредиты, предоставляемые им на льготных условиях.
Задолженность по платежам в счет покрытия стоимости приобретенных в собственность квартир взыскивается в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия.
15. При переезде в другое жилое помещение и заселении его по договору найма граждане имеют право на приватизацию этого жилья на следующих условиях:
если ранее приватизированные ими квартиры переданы безвозмездно местным Советам народных депутатов, предприятиям и учреждениям, то гражданам бесплатно передается площадь по нормативу и со средним уровнем потребительских качеств в данном населенном пункте;
в иных случаях отчуждения ранее приватизированной квартиры, оцененной ниже стоимостного эквивалента, гражданам бесплатно передается площадь стоимостью в размере этой разницы. Аналогично решаются вопросы в отношении выехавших членов семьи собственника приватизированной квартиры.
Факт приобретения в собственность жилья по прежнему месту жительства в размере менее бесплатно передаваемого норматива должен быть подтвержден актом оценки стоимости ранее приватизированной квартиры.
16. Для организации процесса приватизации жилья в городах могут создаваться специальные агентства (бюро), действующие на хозрасчетной основе (Типовое положение об агентстве (бюро) приведено в приложении 3)*
______________
* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Агентства (бюро) по приватизации жилья учреждаются органами исполнительной власти городов (районов в городах) на базе действующих структур жилищно-коммунального хозяйства. Координацию работы агентств (бюро) осуществляют министерства, комитеты и территориальные производственные объединения жилищно-коммунального хозяйства республик в составе РСФСР, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Гражданин, желающий приобрести в собственность занимаемое жилое помещение, подает заявление в агентство (бюро), которое берет на себя организацию всего процесса приватизации жилья, включая сбор необходимой информации (справки, документы и др.), расчеты, связанные с оценкой стоимости жилья, учет льгот, определение размера доплат и т.д.
17. Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов в исполнительный орган Совета народных депутатов, предприятие, учреждение, а при наличии агентств (бюро) - в их адрес.
Учитывая, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда только один раз, в случае изменения места жительства к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий, что ранее занимаемое им жилое помещение не было приватизировано.
18. По решению Советов народных депутатов, предприятий, учреждений, незаселенные жилые дома, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, могут быть проданы гражданам, организованным товариществам или иным объединениям граждан.
19. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья осуществляется с соблюдением правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда.
Оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом приватизированных жилых помещений, производится собственниками по ставкам, установленным для обслуживания государственного и муниципального жилищного фонда.
20. В переходный период формирования рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия оплаты, что и для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Экономически обоснованные тарифы для собственников жилых помещений, так же как для нанимателей, должны действовать в этот период как планово-расчетные с компенсацией их превышения над действующими за счет местного бюджета.
Собственники квартир, расположенных в домах государственного и муниципального жилищного фонда, обязаны участвовать в общих расходах по обслуживанию и ремонту строения, его инженерного оборудования и придомовой территории пропорционально доле занимаемой площади в этом доме, что должно быть предусмотрено договором передачи квартир в собственность (методика расчета оплаты обслуживания и ремонта жилья, переданного в собственность граждан, приведена в приложении 4)*.
______________
* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
21. Обслуживание и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан в частично приватизированных домах, осуществляются теми же жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, которые обслуживали эти дома на момент приватизации.
22. Собственники квартир в полностью приватизированном доме вправе самостоятельно определять организацию для обслуживания этого дома, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, частные фирмы, кооперативы и иные субъекты хозяйствования.
При этом за государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений.
23. Взаимоотношения между собственниками жилых помещений и организациями, осуществляющими работу по содержанию и ремонту жилищного фонда, основываются на договорных условиях (приложения 5 и 6).
24. Для представления своих интересов собственники приватизированных квартир могут образовывать товарищества и иные объединения (Устав товарищества индивидуальных владельцев квартир приведен в приложении 7)*.
_______________
* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Товарищества могут также создаваться и в тех случаях, когда приватизированы не все квартиры, но значительное их количество (например, более половины или отдельная секция).
Жилищное товарищество действует в соответствии с уставом, который предусматривает права и обязанности их участников, ответственность за совместную эксплуатацию домовладения, пользование и распоряжение общим имуществом.
Товарищество вправе от имени собственников приватизированного жилья определять подрядчиков для обслуживания и ремонта дома и придомовой территории, заключать с ними договоры, а также обеспечивать участие соразмерно занимаемой площади собственников квартир - членов товарищества во всех расходах, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого дома, своевременное поступление предназначенных на эти цели средств на свой расчетный счет.