О Федеральной целевой программе
социально-экономического развития
Псковской области на 1996 - 1998 годы
(с изменениями на 5 июля 2001 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 года N 522;
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2000 года N 451;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034;
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 506.
____________________________________________________________________
В целях стабилизации социально-экономического развития Псковской области и решения задач по обустройству государственной границы Российской Федерации с Эстонской Республикой и Латвийской Республикой Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить представленную Федеральную целевую программу социально-экономического развития Псковской области на 1996 - 1998 годы (далее именуется - Программа), разработанную администрацией Псковской области и согласованную с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством строительства Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
____________________________________________________________________
Срок реализации Программы продлен на 1999-2000 годы - постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 года N 522.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство строительства Российской Федерации.
Министерству строительства Российской Федерации передать на договорной основе часть функций государственного заказчика администрации Псковской области по согласованию с ней.
3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных в Программе на 1996 год.
При формировании годовых прогнозов социально-экономического развития страны и проектов федерального бюджета на 1997 - 1998 годы предусматривать выделение лимитов централизованных капитальных вложений и финансовых средств для реализации программных мероприятий.
4. Министерству строительства Российской Федерации совместно с администрацией Псковской области ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
социально-экономического развития
Псковской области на 1996 -1998 годы
(с изменениями на 5 июля 2001 года)
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 1999-2000 годы - постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 года N 522.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
Наименование Программы - Федеральная целевая программа социально-
экономического развития Псковской
области на 1996 - 1998 годы
Дата принятия решения о - распоряжение Правительства Российской
разработке Программы, Федерации от 18 ноября 1994 г. N 1828-р,
дата ее утверждения постановление Правительства Российской
(наименование и номер Федерации от 16 февраля 1996 г. N 149
соответствующего
нормативного акта)
Государственный - Министерство строительства Российской
заказчик, директор Федерации
Программы
Основные разработчики - Комитет экономики администрации
Программы Псковской области
Цели и задачи Программы, - развитие социальной сферы
важнейшие целевые жизнеобеспечения области,
показатели в первую очередь приграничных
районов
Сроки и этапы реализации - 1996 - 1998 годы
Программы (подпрограмм)
Перечень подпрограмм и - жилищное и коммунальное строительство,
основных мероприятий образование,
здравоохранение,
социальное обеспечение,
культура,
агропромышленный комплекс,
транспорт,
связь
Исполнители - администрация Псковской области
Объемы и источники - федеральный бюджет - 990,395
финансирования млрд. рублей
бюджет Псковской области -
142,18 млрд. рублей
прочие - 60,65 млрд. рублей
Кроме того, общие затраты
на развитие отраслей агропромышленного
комплекса области в 1996 - 1998 годах
составят 4696 млрд. рублей, в том числе
по приграничным районам - 1616,3
млрд. рублей.
Финансирование мероприятий Программы по
АПК осуществляется за счет собственных
средств предприятий и организаций,
заемных средств и кредитных ресурсов с
привлечением средств федерального
бюджета, бюджета Псковской области и
других источников, включая иностранные
инвестиции
Ожидаемые конечные - преодоление кризисного состояния и
результаты реализации развитие социальной сферы, в том числе
Программы улучшение материально-технической базы
здравоохранения, образования,
жилищно-коммунального хозяйства
Система организации - ежемесячное представление информации в
контроля за исполнением Министерство экономики Российской
Программы Федерации
Псковская земля - один их древнейших западных рубежей России. На севере она граничит с Ленинградской областью, на востоке - с Новгородской, Тверской и Смоленской областями. Вся западная и большая часть южной границы области является государственной границей Российской Федерации с Эстонией, Латвией и Белоруссией общей протяженностью 789 км. Близость к Балтийскому морю, а также ряд проходящих по территории области транспортных магистралей, связывающих область с гг. Санкт-Петербургом и Москвой, а также со столицами государств Балтии, благоприятно характеризуют экономико-географическое положение области.
Территория области разделена на 24 административных района. Численность населения области в последние годы заметно снижается. Если в 1926 году в области проживало 1,8 млн. человек, то в 1959 году уже 954 тыс. человек, а в настоящее время (по состоянию на 1 января 1995 г.) только 835,4 тыс. человек. В целом, несмотря на положительное сальдо в миграции (1994 год - плюс 12449 человек), доля трудоспособного населения в области снижается.
Псковская область не располагает запасами ценных полезных ископаемых. Промышленное значение имеют только запасы известняков, доломитов, мергелей, гипса, различных глин и песков. Имеются значительные залежи торфа. Одно из главных богатств области - лес. Общие запасы хвойного и лиственного леса составляют 250 млн. куб. метров.
Псковская область является сельскохозяйственным районом. Промышленность сконцентрирована преимущественно в гг. Пскове и Великие Луки. Развитие получили предприятия пищевой, лесной, деревообрабатывающей, топливной, электротехнической, радиоэлектронной, машиностроительной, металлообрабатывающей, легкой промышленности, промышленности строительных материалов.
Уникальное геополитическое месторасположение области сделало ее в прошлом одним из центров русской государственности и культуры, создало предпосылки для экономического процветания. Однако в результате чрезмерной централизации власти и диспропорций в межхозяйственных связях регион за последние 70 лет утратил свое былое значение и превратился в заштатную российскую глубинку. В условиях плановой экономики предприятия области были ориентированы на производство комплектующих изделий для электротехнической и машиностроительной отраслей.
До 1990 года выпуск промышленной продукции из года в год увеличивался. Однако начиная с 1991 года промышленное производство начало сокращаться. Спад производства охватил все отрасли промышленности, включая отрасли, работающие на потребительский рынок. Физический объем промышленного производства в 1994 году сократился по сравнению с 1993 годом почти наполовину (по России на 23 процента). И если в 1991 - 1992 годах одной из главных причин сокращения производства на многих предприятиях была необеспеченность сырьем и комплектующими изделиями, то в 1993 - 1995 годах - главным образом трудности со сбытом продукции, что, в свою очередь, обусловливало отсутствие оборотных средств.
В области практически отсутствовали собственные источники производства электроэнергии (более 70 процентов потребляемой электроэнергии поступало с Ленинградской атомной станции через территорию Эстонии, остальное - через Белоруссию).
Введенный в эксплуатацию в декабре 1993 г. первый энергоблок Псковской ГРЭС позволил в 1994 году обеспечить около 40 процентов потребляемой областью электроэнергии. Остальное количество энергии область получает от Ленинградской атомной станции транзитом по 50-километровому участку линии электропередачи, проходящему по территории Эстонии, в результате чего отпускной тариф увеличивается на 10 процентов.
Коллективные, кооперативные и акционерные аграрные структуры, крестьянские (фермерские) хозяйства получили в собственность землю и имущество в целях ведения сельскохозяйственного производства. Вместе с тем аграрная реформа проходит в сложной социально-экономической ситуации, что привело к спаду производства сырья и продовольствия, сокращению посевных площадей зерновых, льна и других культур, поголовья скота, ухудшению финансового положения товаропроизводителей в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
В связи с сокращением инвестиций в агропромышленный комплекс стареют и не обновляются производственные фонды. Из-за неплатежеспособности хозяйств во много раз сократилось приобретение товаров, автомобилей, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Снижается плодородие почв, приходит в упадок селекционная работа, нарушена работа элитно-семеноводческих и племенных хозяйств, значительная часть племенного скота реализуется на мясо.
В хозяйствах области прекращено строительство производственных объектов, свернуто жилищное строительство и строительство объектов соцкультбыта.
Одной из ключевых проблем остается проблема обеспечения населения области жильем. Дефицит жилья составляет около 4 млн. кв. метров. На учете на улучшение жилищных условий состоят 51,6 тыс. семей, первые встали на учет еще в 1966 году. В области увеличивается число граждан, которые должны обеспечиваться жильем в первую очередь. В настоящее время на учете состоят около 2 тыс. семей уволенных в запас военнослужащих, более 1 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев. На протяжении многих лет не решается проблема обеспечения жильем семей, переселившихся из зоны аварии на Чернобыльской атомной электростанции, и семей участников ликвидации последствий этой аварии.
В области сложилась острая ситуация на рынке труда. Число безработных увеличивается с каждым месяцем. По уровню безработицы область находится на третьем месте среди субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 сентября 1995 г. число безработных достигло 32,9 тыс. человек, что составляет 7,7 процента от трудоспособного населения.
В результате активизации политики вытеснения русскоязычного населения из государств Балтии область принимает на себя значительную, а может быть и основную, нагрузку по приему переселенцев из указанного региона. За последние 2 года из 40 тыс. человек, прибывших на территорию области на постоянное место жительства, более 10 тыс. человек являются переселенцами из этих государств. Для предотвращения возможных негативных социально-экономических последствий возникла необходимость комплексного обустройства переселенцев, включающего в себя строительство жилья и объектов занятости, организацию промышленного и агропромышленного производства с созданием дополнительных рабочих мест, развитие социальной и инженерной инфраструктуры с учетом взаимных интересов переселенцев и местных жителей.
Много нерешенных проблем в области по обустройству участка государственной границы Российской Федерации и таможенных постов, а также по обеспечению их надлежащим транспортным сообщением с сетью автомобильных дорог, что необходимо для защиты экономических интересов России.
Проблемы, возникшие в последние годы, обостряются в связи с установлением новых границ России. Связанный с этим процесс вывода на территорию области пограничных и других войсковых частей из сопредельных государств, а также увеличивающиеся потоки беженцев и вынужденных переселенцев явились дополнительной нагрузкой на слабо развитую систему отраслей жизнеобеспечения области.
В районах расквартирования пограничных и других войсковых частей, выводимых на территорию области, осложняется положение с обеспечением их жильем, значительную нагрузку испытывает социальная сфера, требуют реконструкции объекты жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо учитывать, что вместе с военнослужащими, передислоцированными на территорию области, прибыли члены их семей, в том числе дети дошкольного и школьного возраста. В результате резко возросла нагрузка на учреждения образования и здравоохранения. Кроме того, значительная часть членов семей военнослужащих - это люди трудоспособного возраста, что обостряет ситуацию на рынке труда. Сложилась напряженная обстановка со своевременным обеспечением всеми видами связи передислоцированных войсковых частей и пограничных подразделений.
Основная часть воинских частей, дислоцированных на территории области, располагается в приграничных районах, имеющих слабо развитую социальную сферу.
Кроме того, показатели уровня социально-экономического развития приграничных районов сопредельных государств значительно превышают аналогичные показатели приграничных районов Псковской области, что накладывает свой отпечаток на моральное состояние людей, там проживающих.
В целях создания условий для нормального функционирования социальной сферы и обеспечения жильем населения необходимо принять неотложные меры, направленные прежде всего на развитие объектов социальной сферы, коммунального хозяйства и жилищного строительства. Однако ряд проблем не может быть ограничен только приграничными районами. Развитие средств связи в удаленных и приграничных районах невозможно без создания центрального узла связи, оснащенного современным оборудованием. Обеспечение электроэнергией воинских частей, постоянно находящихся на боевом дежурстве, связано с линией электропередачи, проходящей по территории сопредельного государства. Это - прямая угроза безопасности России. Социальное развитие отдельных районов без учета общих интересов области невозможно.
Однако финансовые возможности области весьма ограничены и решить указанные проблемы за счет собственных средств невозможно.
Установление западного участка государственной границы Российской Федерации требует осуществления дополнительных мер, направленных на стабилизацию социально-экономического развития Псковской области, для чего необходимо принятие решения на государственном уровне.
В Федеральной целевой программе социально-экономического развития Псковской области на 1996 - 1998 годы предусмотрены мероприятия, направленные в первую очередь на развитие социальной сферы приграничных районов и решение ряда неотложных проблем.
Основной целью Программы является развитие социальной сферы жизнеобеспечения области, и в первую очередь приграничных районов, за счет: