Недействующий

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О мерах по поддержке и оздоровлению
несостоятельных государственных предприятий (банкротов)
и применении к ним специальных процедур

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июля 2002 года на основании
Указа Президента Российской Федерации
 от 21 октября 2002 года N 1209

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Настоящий Указ не применяется с 1 марта 1993 года в связи с принятием Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 года N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" - см. пункт 30 настоящего Указа.

_________________________________________________________________


В целях поддержки государственных предприятий, оказавшихся несостоятельными (банкротами), а также обеспечения эффективного использования государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями, защиты прав и интересов государства, кредиторов и трудовых коллективов несостоятельных предприятий и в соответствии с законами РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О предприятиях и предпринимательской деятельности"

постановляю:

1. Государственные предприятия, в том числе предприятия, в уставном фонде (капитале) которых доля государственной собственности составляет 50 и более процентов, не способные выполнять свои обязательства перед кредиторами и бюджетом, объявляются в соответствии с настоящим Указом несостоятельными (банкротами).

В отношении государственных предприятий, являющихся банкротами, применяются специальные процедуры ликвидации, включающие реорганизацию и иные меры, направленные на оздоровление экономического и финансового состояния предприятий, эффективное использование государственной собственности, закрепленной за ними, в порядке, устанавливаемом настоящим Указом.

2. Основаниями для признания государственного предприятия банкротом являются: невыполение им в течение трех месяцев своих обязательств перед бюджетом (кроме предприятий, получивших в установленном порядке инвестиционный налоговый кредит) и необеспечение выполнения требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение трех месяцев со дня наступления срока их исполнения, и наличие долговых обязательств на сумму, превышающую двукратную сумму стоимости имущества предприятия.

3. Решение о признании банкротом принимается:

в отношении государственных предприятий, являющихся федеральной собственностью, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом;

в отношении государственных предприятий, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации в порядке, установленном соответствующей республикой в составе Российской Федерации;

в отношении государственных предприятий, являющихся собственностью краев, областей, автономной области, автономных округов или городов Москвы и Санкт-Петербурга, соответствующими комитетами по управлению имуществом.

4. Рассмотрение вопроса о признании государственного предприятия банкротом указанными органами производится по представлению министерств и государственным комитетов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, налоговых органов, государственных финансовых органов, банков, кредиторов (в том числе государственных органов и учреждений) в случае невозможности возврата долга в обычном порядке разрешения гражданских споров, а также по заявлению самого предприятия должника.

Налоговые и финансовые органы, а также банки обязаны при обнаружении фактов, являющихся основанием для признания государственного предприятия банкротом и предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа, сообщать об этом в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствующий комитет по управлению имуществом.

5. Комитет по управлению имуществом в недельный срок с момента получения сообщения от органов и лиц, указанных в части первой пункта 4, получает от предприятия: реквизиты предприятия, включая указание об организационно-правовой форме и субъектах собственности;

полный список кредиторов предприятия;

полный список должников предприятия;

бухгалтерских баланс на последнюю дату перед возбуждением вопроса о банкротстве предприятия;

а также иную необходимую информацию о финансовом и имущественном положении предприятия-должника по усмотрению комитета по управлению имуществом.

Информация, полученная комитетом по управлению имуществом, не подлежит разглашению до принятия решения о признании предприятия банкротом. В случае, если предприятие не будет признано банкротом, комитет по управлению имуществом возвращает полученные документы предприятию и обеспечивает нераспространение содержащихся в них сведений.

Отказ государственного предприятия предоставить указанные в настоящем пункте документы либо непредоставление этих документов в установленный срок влечет безусловное признание его банкротом.

6. В недельный срок с момента получения указанных в пункте 5 настоящего Указа документов комитет по управлению имуществом, рассматривающий вопрос о признании государственного предприятия банкротом, принимает решение о подведомственности ему данного вопроса. В случае, когда установлено, что рассмотрение вопроса о банкротстве конкретного предприятия относится к компетенции другого комитета по управлению имуществом, последнему в трехдневный срок направляются документы, полученные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа.

Если комитетом по управлению имуществом установлены иные собственники предприятия-должника, то они извещаются о рассмотрении вопроса о признании предприятия банкротом и им обеспечивается возможность участия в соответствии с установленным порядком в решении вопроса о банкротстве и проведении процедур, применяемых к предприятию-банкроту. Комитетом по управлению имуществом совместно с другими собственниками предприятия-должника и кредиторами для решения всех вопросов банкротства создается комиссия представителей собственников, действующая в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

7. Комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников в течение одного месяца с момента получения сообщения от органов и лиц, указанных в части первой пункта 4, принимают одно из следующих решений:

а) о признании государственного предприятия состоятельным. Предприятие признается состоятельным также и в случае заключения мирового соглашения между предприятием и его кредиторами;

б) о признании государственного предприятия банкротом.

Решение о признании предприятия банкротом является одновременно решением о его ликвидации, и предприятие с момента принятия такого решения считается находящимся в состоянии банкротства.

В случае признания предприятия состоятельным ему возвращаются в трехдневный срок все представленные им документы.

Процедура принятия комиссией представителей собственников решения о признании государственного предприятия банкротом устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, а для предприятий, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, - советами министров соответствующих республик в составе Российской Федерации.

Предприятие, в отношении которого было принято решение о признании его банкротом, имеет право обжаловать такое решение в судебном порядке. Обжалование не приостанавливает исполнения процедур, установленных настоящим Указом.

8. С момента принятия решения о признании государственного предприятия банкротом оно переходит в управление соответствующего комитета по управлению имуществом.

Решение о признании государственного предприятия банкротом подлежит обязательному опубликованию в прессе, а также доводится до сведения его трудового коллектива, соответствующего министерства (государственного комитета) Российской Федерации. В установленных законодательством России случаях решение о признании предприятия банкротом доводится до сведения местных Советов народных депутатов и Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Все решения по вопросам использования имущества предприятия, увольнения работников предприятия с момента объявления предприятия банкротом до передачи предприятия по конкурсу в независимое управление и ведение или до назначения административного управляющего осуществляются с согласия комитета по управлению имуществом.

9. С момента принятия решения о признании предприятия банкротом комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников обеспечивают сохранность имущества предприятия, продолжение функционирования производства, соблюдение прав и интересов работников предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обязаны провести предусмотренные настоящим Указом процедуры с целью финансового оздоровления предприятия, погашения задолженностей и восстановление его платежеспособности, если иное не установлено настоящим Указом.

10. В течение одного месяца после принятия решения о признании предприятия банкротом комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников с привлечением экспертов, представителей соответствующего министерства, кредиторов и трудового коллектива рассматривают возможные варианты реорганизации предприятия, его финансово-экономического оздоровления (санации), которые бы позволили вывести предприятие из состояния банкротства и не привели бы к его фактической ликвидации.

По истечении указанного срока комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников принимают программу санации предприятия-банкрота. В случае, если предприятие-банкрот лишено в установленном порядке лицензии на ведение основного вида деятельности, а также установлена невозможность восстановления платежеспособности предприятия в сроки, предусмотренные настоящим Указом, то программа санации не принимается и по отношению к нему принимается решение в порядке, установленном в пункте 22 настоящего Указа.

11. В программе санации предприятия-банкрота предусматривается предоставление предпринимателям - юридическим или физическим лицам, в том числе и иностранным, на конкурсной основе предприятия в независимое управление и ведение на срок от 6 до 18 месяцев.

В случае, если по итогам конкурса не был определен победитель или не поступило ни одной заявки на участие в конкурсе, а также если по истечении срока санации независимыми предпринимателями не достигнуты результаты санации, предусматривается введение прямого управления предприятием от 3 до 12 месяцев (для сельскохозяйственных предприятий - до 18 месяцев) с назначением на основе контракта административного управляющего.

Программа санации в качестве обязательного условия должна предусматривать гарантии от сокращения рабочих мест более чем на 30 процентов.

12. В случае, если в соответствии с пунктом 10 настоящего Указа принято решение о проведении санации предприятия, комитет по управлению имуществом объявляет и организует проведение не позднее трех недель конкурса на предоставление предприятия банкрота в независимое управление и ведение.

Условия конкурса должны предусматривать:

обязательство по сохранению не менее чем 70 процентов рабочих мест;

гарантии социальной защиты работников предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе обязательное обеспечение прав и интересов увольняемых работников, в ходе санации, а также в случае, если санация не привела к восстановлению платежеспособности предприятия;

обязательство по погашению долгов предприятия;

обеспечение экологической безопасности предприятия в ходе санации и по ее итогам;

срок, на который предприятие передается в независимое управление и ведение.

Введение дополнительных условий не допускается.

Решение о конкурсе и его условия, а также информация о балансовой стоимости имущества предприятия и сумме его доходов публикуются в прессе и других средствах массовой информации не позднее чем за три недели до конкурса.

13. К участию в конкурсе допускаются предприниматели юридические и физические лица, в том числе и иностранные, которые представят в комитет по управлению имуществом заявку на участие в конкурсе, сведения, подтверждающие их платежеспособность, обязательство исполнить в случае победы конкурса все условия конкурса, а также внесшие залог в виде финансовых средств и ценных бумаг на сумму не менее 10 процентов балансовой стоимости имущества предприятия. В конкурсе может принимать участие трудовой коллектив предприятия на общих основаниях.

Конкурс на предоставление и независимое управление и ведение предприятия-банкрота, являющегося федеральной собственностью, проводится конкурсной комиссией, формируемой Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом с участием соответствующего министерства, представителей трудового коллектива в недельный срок с момента принятия решения о конкурсе.

Конкурс на предоставление в независимое управление и ведение предприятия-бакнрота, являющегося собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, проводятся конкурсными комиссиями, формируемыми в тот же срок соответствующими комитетами по управлению имуществом с участием соответствующих министерств и представителей трудового коллектива.

14. Победившим в конкурсе считается предприниматель, внесший наибольшую сумму залога в качестве финансовой гарантии обеспечения обязательств предприятия и проведения его санации.

С момента объявления победителя конкурса к нему переходят все права по управлению предприятием на срок, определенный условиями конкурса, в том числе права:

изменять структуру производства и проводить его перепрофилирование, если программой санации не установлено иное;

назначать и увольнять работников, в том числе и руководителей предприятия, но при этом количество рабочих мест не может быть сокращено более чем на 30 процентов;

распоряжаться имуществом предприятия (кроме сдачи его в аренду), в том числе продавать или сдавать в залог основные (кроме зданий и сооружений) и оборотные средства, если их продажа или залог прямо не запрещены законодательством Российской Федерации. При этом не менее 80 процентов средств, полученных в результате продажи или залога или оборотных средств, должны быть использованы на цели финансового оздоровления и погашения долговых обязательств предприятия;

принимать по согласованию с комитетом по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - с комиссией представителей собственников решение о разделении предприятия-банкрота, а также о преобразовании его в открытое акционерное общество;

непосредственно управлять производством.

Органы государственного управления не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предпринимателя по управлению предприятием.

Государство не несет ответственности по обязательствам предприятия, возникшим с момента передачи его по конкурсу в управление предпринимателя.

15. Если ко дню конкурса поступила только одна заявка, конкурс не проводится, а предприятие передается в управление подавшему заявку предпринимателю или трудовому коллективу.

16. В случае, если ко дню проведения конкурса не поступило ни одной заявки, комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников принимают решение о назначении административного управляющего либо решение в порядке, установленном пунктом 22 настоящего Указа.

Административный управляющий на предприятие, являющееся федеральной собственностью, назначается соответствующим министерством, а на предприятия, являющиеся собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, соответствующими органами исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Административный управляющий назначается на позднее 10 дней с момента принятия решения о введении прямого управления предприятием-банкротом. Административным управляющим не могут быть назначены должностные лица предприятия-банкрота.

17. Административный управляющий при проведении санации предприятия пользуется правами, предоставленными победителю конкурса, в соответствии с абзацем 2 пункта 14 настоящего Указа. Он обязан выполнять условия, установленные абзацем 2 пункта 12 настоящего Указа.

Административный управляющий в своей деятельности подотчетен назначившему его органу и соответствующему комитету по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников и представляет им отчеты о реализации программы санации не реже одного раза в месяц.

Административный управляющий получает за свою работу вознаграждение, размер которого устанавливается в контракте. Контракт с административным управляющим может быть досрочно расторгнут:

по его желанию;

в случае нарушения им законодательства и условий контракта;

если он не может по объективным причинам продолжать исполнять условия контракта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»