Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности

     

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН


О Конституционном Суде РСФСР

(с изменениями на 25 февраля 1993 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 июля 1994 года на основании
Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ
____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Настоящий Закон с 25 декабря 1993 года признан недействующим и не подлежит применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами на основании Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288.

_____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 25 февраля 1993 года N 4549-1 (Российская газета N 53, 19.03.1993).

____________________________________________________________________



Обеспечение верховенства Конституции РСФСР и ее непосредственного действия на всей территории РСФСР является неотъемлемой чертой демократического правового государства Российской Федерации. Соответствие положений законодательства и практики их применения Основному Закону РСФСР, деятельность высших органов государственной власти и управления РСФСР, высших органов государственной власти республик в составе РСФСР в пределах компетенции, определенной для соответствующих органов конституционными нормами, гарантируются конституционным контролем.

В согласии с принципами разделения властей конституционный контроль передается в ведение судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой. Учреждение Конституционного Суда РСФСР должно послужить укреплению конституционного строя Российской Федерации, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

Статья 1. Конституционный Суд РСФСР - орган судебной власти

   1. Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом конституционного контроля в РСФСР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.

   2. Конституционный Суд РСФСР осуществляет судебную власть путем:

   1) рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов;

   2) рассмотрения в заседаниях дел о конституционности правоприменительной практики;

   З) дачи заключений в установленных настоящим Законом случаях.

   3. Конституционный Суд РСФСР не рассматривает политические вопросы.

   4. Конституционный Суд РСФСР разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РСФСР и правосознанием, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Статья  2.  Цели и задачи Конституционного Суда РСФСР

   1. В целях охраны суверенитета народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РСФСР устанавливает соответствие Основному Закону РСФСР международных договоров РСФСР, законодательства РСФСР и республик в составе РСФСР, а также практики применения законодательства РСФСР.

   2. Всей своей деятельностью Конституционный Суд РСФСР способствует утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному Закону своей Республики.

Статья 3. Избрание Конституционного Суда РСФСР

   1. Конституционный Суд РСФСР избирается в составе 15 судей Съездом народных депутатов РСФСР по представлению Председателя Верховного Совета РСФСР тайным голосованием.

   2. Кандидатуры на должности судей Конституционного Суда РСФСР должны предварительно обсуждаться на заседаниях соответствующих постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета РСФСР, а затем на заседании Верховного Совета РСФСР.

   3. Каждый судья Конституционного Суда РСФСР избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа народных депутатов РСФСР.

   4. Конституционный Суд РСФСР вправе приступить к своей деятельности при условии избрания не менее двух третей его состава.

   5. На первом заседании Конституционного Суда РСФСР судьи тайным голосованием и в индивидуальном порядке избирают из своего состава Председателя Конституционного Суда РСФСР и его заместителя.

   6. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РСФСР очередной Съезд народных депутатов РСФСР избирает на его место в порядке, установленном настоящей статьей, другое лицо.

   7. В случае, если окажется вакантной должность Председателя Конституционного Суда РСФСР или его заместителя, на нее избирается судьями в порядке, установленном настоящей статьей, другое лицо из числа судей Конституционного Суда РСФСР. Выборы должны быть проведены не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии.

   8. Секретарь Конституционного Суда РСФСР избирается Конституционным Судом РСФСР из числа его членов в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 4. Срок полномочий и режим работы Конституционного
Суда  РСФСР

   1. Срок полномочий Конституционного Суда РСФСР неограничен.

   2. Конституционный Суд РСФСР является постоянно действующим органом. Его работа не может прерываться на каникулы.

   3. Заседания Конституционного Суда РСФСР проводятся по мере надобности, но не реже одного раза в месяц. Заседание Конституционного Суда РСФСР должно быть во всяком случае созвано, если этого потребуют не менее трех судей и если вопрос, который они требуют включить в повестку дня, изучен или готов к рассмотрению.

Статья 5. Основные принципы деятельности
Конституционного  Суда  РСФСР

   Основными принципами деятельности Конституционного Суда РСФСР являются законность, независимость, коллегиальность и гласность, как они отражены в настоящем Законе.

Статья 6. Независимость Конституционного Суда РСФСР

   1. Конституционный Суд РСФСР и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции РСФСР.

   2. Судьи Конституционного Суда РСФСР выступают в личном качестве.

   3. Конституционный Суд РСФСР и его судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, кооперативных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.

   4. Решения Конституционного Суда РСФСР в соответствии с точным смыслом Конституции РСФСР выражают правовую позицию судей, свободную от соображений практической целесообразности и политических склонностей.

   5. Судьи Конституционного Суда РСФСР разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных или общественных органов, должностных лиц.

   6. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РСФСР не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с Законом.

Статья 7. Равенство прав судей Конституционного Суда РСФСР

   1. Судьи Конституционного Суда РСФСР при решении в его заседаниях всех вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда РСФСР, пользуются равными правами и возможностями.

   2. Полномочия Председателя Конституционного Суда РСФСР, его заместителя и секретаря Конституционного Суда РСФСР устанавливаются настоящим Законом.

Статья 8. Обязательность решений и требований
Конституционного Суда РСФСР

   1. Решения Конституционного Суда РСФСР, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории РСФСР для всех органов государственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

   2. Заключения Конституционного Суда РСФСР подлежат обязательному доведению до сведения Президента РСФСР, народных депутатов РСФСР, рассмотрению Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом РСФСР с принятием постановлений по их существу. Заключение Конституционного Суда РСФСР должно учитываться Президентом РСФСР, народными депутатами РСФСР при принятии решений по затронутым в нем вопросам.

   3. Послания и представления Конституционного Суда РСФСР подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами, которым они адресованы.

   4. Требования Конституционного Суда РСФСР об устранении выявленных им нарушений Конституции РСФСР; о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; заверении документов и текстов нормативных актов; проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении наличия или отсутствия определенных обстоятельств; о выделении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым им вопросам обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан, которым они адресованы. Конституционный Суд РСФСР может запросить в Верховном Суде РСФСР, Высшем арбитражном суде РСФСР, судах и арбитражных судах РСФСР и республик в составе РСФСР, других правоприменителей сведения соответственно по судебной, арбитражной или иной правоприменительной практике и принятому истолкованию законодательства.

   5. Требования Конституционного Суда РСФСР или его Председателя о приостановлении процесса ратификации международного договора, действия нормативных актов, решений, разъяснений, указаний и иных актов, обосновывающих правоприменительную практику; о приостановлении исполнения акта правоприменения до рассмотрения дела Конституционным Судом РСФСР подлежат обязательному безотлагательному рассмотрению органами и должностными лицами, которым они адресованы, но их исполнение обязательным не является.

   6. Постановления, заключения и иные решения, представления, требования Конституционного Суда РСФСР должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду РСФСР в течение месяца со дня получения этих решений, представлений и требований. Требования Конституционного Суда РСФСР о предоставлении ему документов и других материалов, о проведении проверочных действий, консультировании, оказании ему помощи и содействия, в которых указан срок их исполнения, должны быть рассмотрены и исполнены в указанный срок. Послания Конституционного Суда РСФСР рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.

   7. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, представлений или требований Конституционного Суда РСФСР, а также умышленное введение его в заблуждение влекут за собой установленную законом ответственность.

Статья 9. Законодательная инициатива
Конституционного Суда РСФСР

   1. В соответствии с Конституцией РСФСР Конституционному Суду РСФСР принадлежит право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов РСФСР и в Верховном Совете РСФСР.

   2. В случае, если Конституционный Суд РСФСР обнаруживает, что соблюдению положений Конституции РСФСР препятствует отсутствие соответствующего закона, он должен воспользоваться принадлежащим ему правом законодательной инициативы.

Статья 10. Законодательство о Конституционном Суде РСФСР

   Задачи, организация и порядок деятельности Конституционного Суда РСФСР определяется Конституцией РСФСР и настоящим Законом.

Статья 11. Регламент Конституционного Суда РСФСР

   Внутренние вопросы деятельности Конституционного Суда РСФСР: правила процедуры и этикета в его заседаниях, принципы распределения работы между судьями, включая их возможную специализацию, требования к персоналу Конституционного Суда РСФСР, этические нормы для судей, особенности делопроизводства, - и иные подобные вопросы, поскольку они не урегулированы Конституцией РСФСР и настоящим Законом или нуждаются в дополнительном регулировании, определяются Регламентом Конституционного Суда РСФСР, принимаемым Конституционным Судом РСФСР.

РАЗДЕЛ II

СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РСФСР

     

Статья 12. Требования к кандидату на должность
судьи Конституционного Суда РСФСР

   Судьей Конституционного Суда РСФСР может быть избран гражданин РСФСР, достигший ко дню выборов возраста не менее 35 и не более 60 лет, обладающий обширными познаниями в области права, высокой квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда РСФСР, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.

Статья 13. Присяга судьи Конституционного Суда РСФСР

   1. Председатель Верховного Совета РСФСР на Съезде народных депутатов РСФСР приводит к присяге лиц, избранных судьями Конституционного Суда РСФСР.

   2. Лицо, избранное судьей Конституционного Суда РСФСР, принимает присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда РСФСР, защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона РСФСР, подчиняясь при этом только Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, ничему и никому более".

Статья 14. Занятия, не совместимые с должностью
судьи Конституционного Суда РСФСР

   1. Судья Конституционного Суда РСФСР не может одновременно быть народным депутатом, занимать или сохранять за собой другие должности, выполнять работы и получать вознаграждение в каких бы то ни было государственных или общественных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь частную практику. Судья Конституционного Суда РСФСР имеет право на условиях совместительства или почасовой оплаты заниматься научной и педагогической деятельностью в высшем юридическом учебном заведении.

   2. Судья Конституционного Суда РСФСР не имеет права осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных правоприменительных органах, оказывать покровительство каким бы то ни было лицам в получении прав и освобождении от обязанностей.

   3. Судья Конституционного Суда РСФСР не может принадлежать к политическим партиям и движениям и материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо организаций и движений, хотя бы они и не преследовали политических целей.

   4. Судья Конституционного Суда РСФСР безусловно пользуется правом выражать свою волю гражданина и избирателя путем тайного голосования на выборах, при отзыве народного депутата, на референдуме и в других подобных случаях.

Статья 15. Срок  полномочия  судьи
Конституционного Суда РСФСР

   1. Полномочия судьи Конституционного Суда РСФСР не ограничены определенным сроком.

   2. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РСФСР устанавливается в 65 лет.

Статья 16. Несменяемость судьи Конституционного Суда РСФСР

   1. Судья Конституционного Суда РСФСР несменяем. Он не может быть переведен на другую должность без его согласия, и его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом.

   2. Судья Конституционного Суда РСФСР может быть уволен или, с его согласия, переведен на другую должность постановлением Съезда народных депутатов РСФСР в случае уменьшения численного состава Конституционного Суда РСФСР на основании закона РСФСР, но с сохранением за ним полного содержания до достижения им предельного возраста для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РСФСР. При уменьшении численного состава Конституционного Суда РСФСР преимущественным правом на сохранение должности пользуются судьи, имеющие наибольший стаж работы в этой должности.

Статья 17. Неприкосновенность судьи
Конституционного Суда РСФСР

   1. Судья Конституционного Суда РСФСР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, подвергнут приводу или мерам административного взыскания, кроме штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, без согласия Конституционного Суда РСФСР.