Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

ПРИКАЗ

от 16 января 1985 года N 19


Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов
на воздушных линиях Союза ССР

[Извлечение]
(с изменениями на 23 августа 2005 года)
____________________________________________________________________
Не применяется на территории Российской Федерации с 21 октября 2007 года
 на основании приказа Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________           

В документе учтено:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2005 года N ГКПИ05-732 (оставлено без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N КАС05-500).

____________________________________________________________________      

____________________________________________________________________

Действует в части не противоречащей Воздушному кодексу Российской Федерации.

____________________________________________________________________


Глава 2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Применение правил

2.1.1. Настоящие Правила регулируют перевозку пассажиров, багажа и грузов, осуществляемую авиационными предприятиями Министерства гражданской авиации СССР (МГА) в пределах территории Союза ССР.

Правила определяют обязанности, права и ответственность авиационных предприятий, а также других предприятий, учреждений, организаций и граждан, пользующихся воздушным транспортом, и являются для них обязательными.

2.1.2. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов за установленную плату осуществляется авиационными предприятиями МГА.

Другие министерства, государственные комитеты, ведомства и организации, имеющие воздушные суда, могут осуществлять перевозку пассажиров, багажа и грузов для обеспечения своих нужд, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР. Такие перевозки под действие настоящих Правил не подпадают.

2.1.3. Настоящие Правила, а также изданные в их развитие инструкции и другие документы, регулирующие перевозку, могут быть изменены МГА без предварительного предупреждения. Однако если перевозка выполняется или уже выполнена, то такие изменения к этой перевозке не применяются.

Должностные лица, агенты и представители авиационного предприятия не имеют права отменять или изменять требования настоящих Правил и изданных в их развитие инструкций и других документов.

Условия договора воздушной перевозки, противоречащие настоящим Правилам, признаются недействительными.

2.1.4. При перевозке пассажиров и багажа применяются правила, тарифы и сборы, которые действуют в день отправления пассажира из начального аэропорта, указанного в билете и багажной квитанции. При перевозке груза применяются правила, тарифы и сборы, которые действуют в день выдачи отправителю грузовой накладной.

2.1.5. Применение тарифов на перевозку пассажиров и груза, а также взимание установленных сборов производятся в соответствии с Правилами применения тарифов на воздушных линиях Союза ССР.

2.1.6. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая по договору заказного (чартерного) рейса, а также вахтово-экспедиционным методом на воздушных судах авиационного предприятия, осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и особыми инструкциями МГА.

2.1.7. Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая арендованными у авиационного предприятия воздушными судами, регулируется настоящими Правилами и условиями договора аренды воздушного судна.

2.1.8. Воинские воздушные перевозки и перевозки специальных грузов регулируются настоящими Правилами, а также особыми инструкциями МГА.

2.1.9. Воздушная перевозка взрывчатых веществ, оружия, боевых припасов, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных веществ и предметов, киносъемочных и фотографических аппаратов, радиоаппаратуры и биноклей регулируется настоящими Правилами и специальными инструкциями МГА.

2.1.10. Воздушная перевозка скоропортящегося груза регулируется настоящими Правилами и специальными инструкциями МГА.

2.1.11. Перевозка пассажиров, багажа и грузов, осуществляемая перевозчиками разных видов транспорта по одному документу (в прямом смешанном сообщении) с участием воздушного транспорта, регулируется специальным законодательством Союза ССР о таких перевозках, правилами, утверждаемыми МГА совместно с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами.

2.1.12. Служебная воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов регулируется настоящими Правилами, а также специальными инструкциями МГА.

2.1.13. Регулируемая настоящими Правилами перевозка пассажиров, багажа и грузов подпадает под действие Воздушного кодекса Союза ССР, а также других законов, постановлений Правительства СССР, приказов и инструкций МГА, а также других государственных органов СССР.

2.1.14. Все вопросы, касающиеся применения настоящих Правил и возникающие при взаимоотношениях между пассажирами, отправителями, получателями и находящимися при исполнении обязанностей должностными лицами авиационного предприятия или его агентами, разрешаются: в аэропортах - командиром (начальником) авиационного предприятия, начальником аэропорта или начальником службы организации перевозок; в агентствах - начальником агентства; во время полета - командиром воздушного судна.

Порядок предъявления и рассмотрения претензий и исков, вытекающих из договоров воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов, определяется гл. настоящих Правил.

2.1.15. В аэропортах, городских агентствах (аэровокзалах) и на борту воздушного судна должны быть книги замечаний и предложений. Книга замечаний и предложений должна выдаваться по первому требованию лиц, желающих сделать в ней запись. Замечания и предложения разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки безотлагательно, но не позднее 15 дней. Заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения его замечаний и предложений. Запись в книге замечаний и предложений не исключает необходимости предъявления претензии в случаях, указанных в настоящих Правилах.

2.1.16. Международная воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов регулируется Правилами международных воздушных перевозок, утвержденными МГА.

2.1.17. Воздушная перевозка почты регулируется Правилами перевозки почты, утвержденными МГА и Министерством связи СССР.

2.2. Договор воздушной перевозки

2.2.1. По договору воздушной перевозки пассажира авиационное предприятие обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении багажа. Пассажир обязан уплатить за перевозку по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной нормы - и за провоз этого багажа.

2.2.2. По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его лицу, управомоченному в получении груза, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза по установленному тарифу.

2.2.3. Каждый договор воздушной перевозки и его условия удостоверяются перевозочным документом, выдаваемым авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями или лицами (агентами).

Перевозочными документами являются:

при перевозке пассажира - билет;

при перевозке вещей пассажира в качестве багажа - багажная квитанция.

Формы перевозочных документов и правила их применения устанавливаются МГА.

2.2.4. Перевозчик в удостоверение уплаченных ему пассажиром, отправителем или получателем дополнительных сумм, причитающихся в случаях, определенных настоящими Правилами, выдает:

квитанцию разных сборов - при оплате пассажиром, отправителем или получателем сборов и платежей, связанных с изменением договора воздушной перевозки, обслуживанием, а также оплатой штрафов;

квитанцию платного багажа - при оплате пассажиром провоза багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза;

иные документы, удостоверяющие внесение платежей.

Формы платежных документов и инструкции по их применению устанавливаются МГА.

2.2.5. Перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими авиационными предприятиями по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам), рассматривается как единый договор перевозки, независимо от того, имели ли место пересадки, перегрузки или перерыв в перевозке.

2.2.6. Перевозка пассажира в направлениях "туда" и "обратно" рассматривается как два отдельных договора перевозки.

2.3. Расписание

2.3.1. Регулярные перевозки пассажиров, багажа и грузов выполняются по воздушным линиям в соответствии с установленным расписанием.

Перевозчик в установленном МГА порядке имеет право вносить изменения в расписание без предварительного предупреждения пассажиров и отправителей. В случаях когда на установленный расписанием рейс проданы билеты, время отправления воздушного судна может быть изменено по причинам, не зависящим от перевозчика, с соблюдением требований разд.3.13 настоящих Правил.

2.3.2. Для информации населения, предприятий, организаций и учреждений об открытии новых авиалиний, вводе в эксплуатацию воздушных судов новых типов, увеличении частоты рейсов, введении новых видов услуг, форм обслуживания пассажиров перевозчик обязан проводить информационные и рекламные мероприятия, направленные на привлечение пассажиров и грузов.

2.4. Маршрут перевозки

Перевозка пассажиров, багажа и грузов выполняется по маршруту перевозки, соответствующему оплаченному тарифу за перевозку. Изменение маршрута, указанного в перевозочном документе, за исключением случаев, указанных в разд. 2.5 настоящих Правил, может быть произведено по согласованию между перевозчиком, пассажиром, отправителем (получателем).

2.5. Особые права перевозчика

2.5.1. Перевозчик имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет воздушного судна на другое время, изменить предусмотренный расписанием маршрут перевозки, а также изменить пункт посадки, если такие действия необходимы:

вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных метеорологических условий в аэропортах отправления, назначения или по маршруту перевозки, а также других явлений, влияющих на безопасность полета;

для выполнения требований государственных органов.

2.5.2. Перевозчик имеет право заменить воздушное судно одного типа другим. В случае отказа пассажира от полета на воздушном судне другого типа перевозчик обязан отправить пассажира одним из очередных рейсов или возвратить ему деньги за невыполненную перевозку и сборы в соответствии с правилами применения тарифов.

2.5.3. Перевозчик может временно прекратить или ограничить продажу билетов в направлениях "туда" и "обратно", а также прием к перевозке груза. О таких ограничениях перевозчик обязан объявить для всеобщего сведения в соответствующих аэропортах и агентствах.

2.5.4. Перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке в случаях:

необходимости обеспечения безопасности полета воздушного судна;

необходимости выполнения требований государственных органов;

болезни пассажира, состояние которого создает опасность для самого больного или для окружающих;

нарушения пассажиром установленных правил пользования воздушным транспортом и неподчинения распоряжениям командира воздушного судна или других должностных лиц авиационного предприятия;

нахождения пассажира в нетрезвом состоянии;

нарушения пассажиром общественного порядка;

создания действиями пассажира прямой угрозы безопасности полета или жизни находящихся на борту воздушного судна пассажиров или экипажа.

При отказе в перевозке по причинам, предусмотренным этим пунктом, перевозчиком составляются акты по установленной МГА форме.

2.5.5. Перевозчик имеет право в любое время заменить место, предоставленное пассажиру в салоне воздушного судна, другим, равным по стоимости, местом, если это необходимо в целях обеспечения безопасности полета.

2.5.6. В случае когда по причинам, зависящим от пассажира, условия перевозки изменяются и пассажир обязан оплатить перевозчику предусмотренные тарифами дополнительные суммы за перевозку или предоставление платных услуг, перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке, если пассажир не оплатит причитающейся суммы. При этом производится возврат денег за невыполненную перевозку согласно правилам применения тарифов. Из возвращаемой пассажиру суммы перевозчик вправе удержать все причитающиеся ему суммы, включая сборы, установленные разд. 3.16 настоящих Правил.

2.5.7. Перевозчик имеет право вскрыть упаковку груза в присутствии, а также в отсутствие отправителя или получателя, когда это вызывается необходимостью обеспечить сохранность груза или удостоверить обнаруженные его неисправности.

Вскрытие упаковки груза производится в случаях:

нарушения упаковки или повреждения груза;

обнаружения недостачи по массе против массы, указанной в грузовой накладной (за исключением груза, прибывшего в исправной упаковке и с исправными пломбами отправителя);

наличия у перевозчика сомнений в правильности наименования груза или сообщенных отправителем данных о свойства и характере груза;

необходимости установления характера и состояния бездокументного груза;

требования уполномоченных государственных органов, а также экспертов и ревизоров.

Вскрытие упаковки груза производится комиссией, назначаемой начальником службы организации перевозок авиационного предприятия. Места груза после их вскрытия должны быть вновь упакованы и опломбированы пломбой аэропорта, вскрывшего груз. О вскрытии груза составляется акт, один экземпляр которого приобщается к накладной отправителя.

2.6. Исключительные случаи неприменения правил

МГА по соглашению с заинтересованными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями (отправителями или получателями) в исключительных случаях, когда вследствие особых обстоятельств перевозка груза не может быть осуществлена на основании настоящих Правил, может устанавливать порядок его перевозки на особых условиях, не предусмотренных настоящими Правилами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»