____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
В целях создания межрегиональной и межотраслевой сети инжиниринговых центров, обеспечивающих разработку и реализацию инновационных проектов, повышение наукоемкости производственной сферы и конкурентоспособность инновационных секторов экономики в регионах России, Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений" (далее именуется - программа "Инжинирингсеть России"), представленную Министерством экономики Российской Федерации и согласованную с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки и технической политики Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Возложить функции государственного заказчика программы "Инжинирингсеть России" на Министерство экономики Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий программы "Инжинирингсеть России" при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Российская инжиниринговая сеть технических нововведений"
Федеральная целевая программа "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 4 августа 1995 года N АЗ-П8-23700 и является развитием одноименной федеральной инновационной программы, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года N 322 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 17, ст.1438).
Наименование Программы Федеральная целевая программа
"Российская инжиниринговая сеть
технических нововведений"
Дата принятия решения о разработке Поручение Правительства Российской
Программы, дата ее утверждения Федерации от 4 августа 1995 года N
(наименование и номер АЗ-П8-23700
соответствующего нормативного акта)
Государственный заказчик Министерство экономики Российской
Федерации
Основные исполнители Предприятия и организации
Государственного комитета Российской
Федерации по высшему образованию,
Государственного комитета Российской
Федерации по оборонным отраслям
промышленности, Комитета Российской
Федерации по машиностроению, а также
органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
Основные разработчики Ассоциация центров инжиниринга и
автоматизации, Центр наукоемкого
инжиниринга при Санкт-Петербургском
государственном техническом
университете Государственного
комитета Российской Федерации по
высшему образованию
Цели и задачи Программы, важнейшие Создание инжиниринговой сети
целевые показатели технических нововведений
федерального, регионального и
отраслевого уровней.
Сокращение сроков разработки и
реализации инновационных проектов,
повышение наукоемкости
производственной сферы промышленности
и конкурентоспособности
изготавливаемой продукции.
Решение задач по созданию
организационной, методической,
инструментальной и технологической
базы для оснащения инжиниринговых
центров сети и проведения отработки
основных решений в региональных и
отраслевых пилотных проектах
Перечень основных направлений Программа включает в себя четыре
Программы направления:
создание федеральной
инжинирингсети;
формирование организационной и
научно-технической базы
инжинирингсети России;
создание инжинирингсетей
регионов;
создание отраслевых
инжинирингсетей.
Программа содержит 31
комплексный проект. В задания
Программы включены не выполненные в
1994-1995 годах работы,
предусмотренные федеральной
инновационной программой "Российская
инжиниринговая сеть технических
нововведений", одобренной
постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля
1994 года N 322
Срок и этапы реализации основных Срок реализации Программы - 1996 -
направлений (комплексных проектов) 1998 годы.
Программы
В период 1996 - 1998 годов
предусматривается: в 1996 году -
создать организационную,
инструментальную и технологическую
базу для оснащения сети
инжиниринговых центров, способных
осуществлять на местах
государственную политику
научно-технических нововведений и
содействовать экспорту отечественной
продукции и услуг.
Создать инфраструктуру инжинирингсети
в 14 регионах. Создать до 25 тыс.
рабочих мест;
в 1997 году - провести отработку
основных решений в пилотных проектах.
Обеспечить самоокупаемость сети.
Сформировать инжинирингсети в 24
регионах. Создать до 30 тыс. рабочих
мест;
в 1998 году провести пополнение баз
данных инжиниринговых центров России
по итогам их работы в 1996 - 1998
годах. Обеспечить возврат бюджетных
средств, затраченных на реализацию
заданий Программы. Сформировать
инжинирингсети в 35 регионах. Создать
до 30 тыс. рабочих мест
Объемы и источники Всего 109,311 млрд.рублей за счет
финансирования источников финансирования всех видов.
Из них в 1996 - 1998 годах 70,974
млрд.рублей, в том числе 13,2
млрд.рублей - средства федерального
бюджета
Ожидаемые конечные результаты Формируемая федеральная
инфраструктура инжинирингсети будет
содержать не менее 30 - 40
региональных инжиниринговых сетей,
оснащенных организационно-
техническими средствами, что
позволит содействовать экспорту
отечественных наукоемких видов
продукции и услуг.
Будет создано около 80 - 100 тыс.
престижных рабочих мест для ИТР и
будут созданы условия инвестиционной
активности из внебюджетных источников
финансирования в центре и на местах.
Достижение объема выполняемых
инжиниринговых проектов каждым
центром инжинирингсети до 800 - 1000
млн.рублей в год
Система контроля за исполнением Контроль за исполнением Программы
Программы осуществляет Министерство экономики
Российской Федерации (Департамент
машиностроения и Департамент
структурной и инновационной политики)
Работы по созданию инжиниринговой сети технических нововведений начали реализовываться с 1993 года, в период наибольшего спада в экономике страны. Мировой опыт показывает, что в фазе наиболее глубокой депрессии в экономике акцент в экономической политике государства и в стратегиях фирм, направленный на нововведения, их активизацию и стимулирование, позволял быстрейшим образом выходить из такого экономического состояния.
Это подтверждается и опытом отечественной экономики в 1993-1995 годах. Согласно данным обследования, проведенного Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации (1,2 тыс. предприятий различных организационно-правовых форм 11 отраслей промышленности из 31 региона страны), в первой половине 1995 года сохранилась тенденция активизации инновационной деятельности на промышленных предприятиях, наметившаяся во второй половине 1994 года, при этом свыше 50 процентов хозяйств осуществляли в первом полугодии 1995 г. различные виды инновационной деятельности, в то время как год назад только 40 процентов.
Свою лепту в этот процесс внесла и частично созданная инжиниринговая сеть, центры которой за период 1993-1995 годов реализовали заказанные инновационные проекты на сумму около 50 млрд.рублей.
По мнению экспертов Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, повышение инновационной активности сохранится и в последующие годы.
Реализация Программы остается актуальной и в настоящее время.
Формой, наиболее отвечающей задачам активного внедрения научно-технических достижений, является сетевая, децентрализованная инфраструктура инжиниринговых фирм. Инжиниринг как процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление, представляет собой специфический бизнес. Программа предназначена для решения проблем создания инфраструктуры инжинирингсети. Инжиниринговый центр, аккумулирующий лучший отечественный и зарубежный опыт в области научно-технических достижений, должен выступать для заказчика гарантом успешной реализации проекта и обеспечивать охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры соответствующего рынка до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи "под ключ" с подготовленным кадровым сопровождением и последующим сервисным обслуживанием.
Реализация такого функционально полного инновационного процесса требует высококачественного оснащения инжиниринговых центров базовыми методическими и инструментальными средствами и коллективом, возглавляемым лидером, что в целом определяет успех проекта.
Создаваемая инфраструктура должна способствовать разрушению межотраслевых барьеров, развивать взаимодействие между различными областями и направлениями науки, техники, отраслей, активизировать инновационную деятельность в регионах. Инновационное развитие может прогрессировать лишь в условиях взаимообогащения идеями, знаниями без географических и ведомственных ограничений. Создаваемая инфраструктура инжинирингсети выполняет роль интеграционной составляющей в инновационной сфере на международном, федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Инжиниринговые центры инфраструктуры накапливают результаты инновационной деятельности, делая их доступными, и обеспечивают связь между субъектами экономических процессов.
При выполнении заказа центрами инжинирингсети обеспечивается оптимальная интеграция специалистов, технологий и организаций для каждого конкретного проекта. Распределенная база данных позволяет в кратчайшие сроки с помощью компьютеризированной информационной системы сделать необходимый выбор высокоэффективных технологий и оборудования, сформировать наилучший временный коллектив специалистов и комплекс предприятий для создания в кратчайшие сроки системы "под ключ". Такая организация инновационного процесса позволяет быстро получать экономические результаты.
Особую актуальность приобретает задача формирования инжинирингсети России в условиях дефицита инвестиций. Быстрое увеличение объема выпускаемых товаров и услуг в таких условиях невозможно. В подобной ситуации стратегически перспективными являются инвестиции, направленные не на прямое увеличение объемов товаров и услуг, а значительно меньшие инвестиции, направляемые на создание инфраструктур, определяющих не объемы, а темпы роста производства. Именно такой, обеспечивающей темпы развития, должна стать инжиниринговая сеть технических нововведений.
Первоначальный этап создания федеральной инжиниринговой сети технических нововведений в период 1993-1995 годов характеризуется следующими основными результатами.
1. Заложены основы инжиниринговых сетей нововведений на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, сформированные на базе типового организационного, методического и информационного обеспечения, которые в настоящее время объединяют 85 инжиниринговых центров в городах Санкт-Петербурге, Москве, Оренбурге, Петрозаводске, Махачкале, Самаре, Казани, Орле, Екатеринбурге, Йошкар-Оле, Ижевске, Твери, Пскове, Омске и других.
В работе по формированию инжиниринговой сети нововведений принимали участие более 100 докторов и 200 кандидатов наук широкого спектра специальностей.
2. Более 35 центров оснащены компьютерными узлами связи через существующие в стране вычислительные сети (Телепорт, RELCOM, RELAN и др.) и имеют оперативный доступ к формируемой базе данных инжиниринга, содержащей более 2500 записей, в том числе: по поставщикам - 1100 записей; разработчикам и экспертам - 280 записей; инвесторам - 40 записей; инновационным проектам - 1000 записей; инжиниринговым центрам - 85 записей (всего емкость информационной базы более 250 Мбайт).
3. Подготовлены более 30 менеджеров инжиниринговой сети нововведений. Два менеджера получили шведские сертификаты экспертов по управлению качеством. Проводится профориентация школьников в области инновационного менеджмента в количестве 20 - 30 человек в год. Опубликованы более 70 трудов в области инжиниринга и инноваций. Через докторский совет инжинирингсети подготовлены 3 доктора и 15 кандидатов технических наук. Сформирована общественная международная академия технологической кибернетики, в составе которой 35 видных ученых в области инноваций и автоматизации.
4. Разработана общесистемная методология построения инжинирингсети, в которой предусматривается:
во-первых, системная интеграция частных задач с ориентацией на конечный результат "под ключ";
во-вторых, за счет постоянной оценки достигаемых промежуточных результатов формируется замкнутая система управления решаемой проблемы с выработкой управляющих воздействий, корректирующих ход реализации комплексных проектов Программы.