Недействующий

О психиатрической и психотерапевтической помощи (утратил силу на основании приказов Минздрава России от 06.11.2001 N 397, от 21.03.2003 N 119)

                                 Приложение 14
к приказу Минздравмедпрома России
от 30 октября 1995 года N 294

ПРОГРАММЫ
непрерывного обучения и примерные тематические учебные
планы подготовки по специальности "Психотерапия"

1. Введение

Включение психотерапии в номенклатуру врачебных специальностей явилось основой для расширения сети психотерапевтической службы, создания более эффективных программ охраны психического здоровья населения. Психотерапия находит широкое применение при лечении пограничных нервно-психических, психосоматических и других заболеваний. Она все более приобретает интердисциплинарный характер, используя новейшие достижения медицины, физиологии, психологии, педагогики, социологии и других наук. О влиянии психотерапии на общественное сознание свидетельствует все больший интерес населения к деятельности кабинетов социально-психологической помощи, кризисных центров, телефонов доверия, психогигиенических консультаций. Повышению ее значения для населения способствует усилению "магического настроя" в обществе, интереса к мистике и оккультизму. В свою очередь, недостаточное развитие психотерапии способствует существованию в невиданных ранее масштабах "альтернативной" психотерапии.

Распространение биопсихосоциальной концепции болезни и лечения сопровождается широким использованием психотерапии в лечении и реабилитации не только нервно-психических, но и широкого круга соматических болезней. В организационном плане этот процесс отражает расширение сети психотерапевтических кабинетов поликлиник и стационаров, включение психотерапии в территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Повышение роли психотерапии в медицинской практике обусловлено ростом заболеваемости пограничными нервно-психическими расстройствами в стране, испытывающей социально-экономический кризис и многосторонний кризис веры.

Эффективное использование психотерапии в медицине и здравоохранении требует ее развития не только путем использования лечебного, профилактического и психогигиенического потенциала врачей -психотерапевтов.

Необходимо более четкое определение ее места в ряду других медицинских дисциплин, прежде всего психиатрического профиля, разработка критериев эффективности и профессионализма, что предполагает создание последовательной системы, преемственных и взаимосвязанных учебных программ, позволяющих осуществить качественную подготовку психотерапевтов.

2. Общая структура подготовки по психотерапии и основные методические приемы, рекомендуемые при обучении психотерапии:

При обучении психотерапии должны быть учтены современные требования к подготовке специалистов, предполагающие сочетание традиционных для учебного процесса лекционных и семинарских занятий и форм активного тренингового обучения. Опыт подготовки психотерапевтов в России и за рубежом указывает на необходимость включения в учебные программы мероприятий, обеспечивающих:

активное усвоение теоретических знаний,

ознакомление с навыками психотерапевтической коммуникации,

знакомство с методами и техническими приемами психотерапии,

использование элементов личностной психопрофилактики.

Задачей преподавателя является получение конкретного результата обучения, соответствующего образовательному стандарту, включающему стандарты теоретических знаний и практических навыков при свободном использовании вариантов достижений целей подготовки.

Методические приемы, рекомендуемые при обучении психотерапии:

лекции (классическая, проблемная, авторская и др.),

практические занятия (клиническая и терапевтическая конференции, обучение психотерапевтическим методам в демонстрационном варианте, психодиагностика и др.),

семинары (свободная и структурированная дискуссия, семинар-тренинг и др.),

тренинги (личностно-ориентированные,               

методически-ориентированные, интеракционно-ориентированные и балинтовские группы),      

супервизия.

В соответствии с методическими приемами, используемыми при обучении психотерапии, формируются и требования к преподавательскому составу. При этом кафедрам предлагается при использовании рекомендуемых программ активно развивать собственные методические приемы в дополнение к основным перечисленным.

3. Основные требования к образовательному стандарту по психотерапии (обязательному психотерапевтическому минимуму), необходимому для получения сертификата психотерапевта:

Продолжительность обучения - не менее 700 часов, которые можно набрать, пройдя интернатуру по специальности "психиатрия" (482 часа) или специализацию по психотерапии (576 часов), недостающие часы могут быть дополнены тематическими усовершенствованиями (288, 200 или 144 часа), декадниками и авторскими курсами (72 часа).

При этом: на приобретение теоретических знаний - не менее 150 часов, на получение практических навыков - не менее 350 часов, на личностный и профессионально-ориентированные тренинги - не менее 150 часов.

Теоретические знания:

1) Предмет, задачи и определение психотерапии; интердисциплинарный характер психотерапии

2) Основные направления психотерапии

        - динамическое