ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 1995 года N 1005
О федеральной целевой программе "Поддержка государственной
полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах"
(с изменениями на 15 апреля 2003 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1174;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 219 (Российская газета (ведомственное приложение), N 16, 29.04.2003).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах".
2. Определить государственным заказчиком федеральной целевой программы "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах" Комитет Российской Федерации по печати.
3. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации включить федеральную целевую программу "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах" в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и предусмотреть начало реализации указанной программы в 1996 году в пределах средств, намеченных в проекте федерального бюджета на 1996 год.
4. Согласиться с предложением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Комитета Российской Федерации по печати об исключении из перечня N 1 к Положению о приватизации издательств, полиграфических предприятий и предприятий оптовой книжной торговли Комитета Российской Федерации по печати, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года N 1119 "О приватизации издательств, полиграфических предприятий и предприятий оптовой книжной торговли Комитета Российской Федерации по печати" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 24, ст.2641), объектов федеральной собственности согласно приложению.
Абзац утратил силу с 7 мая 2003 года - постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 219. - См. предыдущую редакцию:
абзац утратил силу с 7 мая 2003 года - постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 219. - См. предыдущую редакцию.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать в 1995-1996 годах региональные программы развития полиграфии и книгоиздания.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 октября 1995 года N 1005
Федеральная целевая программа
"Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания
России в 1996-2001 годах"
Наименование программы | Поддержка государственной полиграфии |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения
| Распоряжение Президента Российской Федерации "О разработке федеральной программы книгоиздания в России" от 13 января 1995 года N 15-рп; постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" |
Государственный заказчик | Роскомпечать |
Основные исполнители | Издательства и издающие организации, научно-исследовательские и проектно- конструкторские организации, полиграфические предприятия, органы управления сферой печати субъектов Российской Федерации, подрядные организации строительного комплекса, машиностроительные заводы, в том числе оборонных отраслей |
Основные разработчики | Роскомпечать, Российская книжная палата, Государственное научное издательство "Большая Российская энциклопедия" |
Цели и задачи программы, | Укрепление и развитие материально-технической базы печати, обеспечение выпуска социально значимой литературы для государственных нужд, выпуск уникального энциклопедического многотомного издания, посвященного России |
Сроки и этапы реализации | Программа в целом - 1996-2001 годы в том числе: |
__________________ * Срок реализации подпрограммы продлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1174 - см. предыдущую редакцию. | |
Перечень подпрограмм и | Подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии" |
Исполнители подпрограмм | Подпрограмма "Поддержка государственной полиграфии": |
| Подпрограмма "Книгоиздание в России": |
| Подпрограмма "Большая российская энциклопедия": |
Объемы и источники | На весь период реализации программы в целом - 2525,46 млрд. руб., в том числе: |
Ожидаемые конечные | Коренное обновление материально-технической базы государственного полиграфического производства, уменьшение зависимости от импорта оборудования и материалов; |
Система контроля за | Роскомпечать: |
Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными средствами
Сфера печати объединяет издательское дело, полиграфическое производство и книжную торговлю. Все эти подотрасли неразрывно связаны друг с другом, поэтому решение общеотраслевых проблем складывается из взаимоувязанного решения проблем каждой из них.
Материально-техническая база печати определяет технические возможности выпуска печатных средств массовой информации, книжных изданий, продукции производственно-технического назначения. От ее состояния зависит не только степень реализации конституционных прав жителей России на получение и распространение информации, на обращение и доступ к культурным ценностям, но в конечном счете политическая стабильность российского общества, его творческий, научный и культурный потенциал.
Полиграфическое производство находится в тесной взаимосвязи с состоянием экономики государства и его институтов. В настоящее время ни то, ни другое не обеспечивают условий для саморазвития отрасли. Поэтому на нынешнем этапе отрасль нуждается в государственной поддержке, результатом которой должен стать процесс ее дальнейшего воспроизводства на собственной финансовой основе.
В настоящее время в России количество полиграфических предприятий, подразделений и участков, располагающих хотя бы одной печатной машиной (основной признак полиграфического предприятия), оценивается 6 тысячами объектов. Помимо государственных предприятий, непосредственно находящихся в поле зрения Роскомпечати, это предприятия ведомств, общественных организаций, акционерных обществ, многочисленные подразделения и участки оперативной полиграфии промышленных предприятий, научных и иных учреждений, банков, а также салоны-магазины полиграфических услуг.
Однако основную часть полиграфической промышленности по объему выпускаемой продукции составляют предприятия государственного сектора - 1819 предприятий, в число которых входят: типографии, находящиеся в непосредственном ведении Роскомпечати; предприятия федеральной собственности, расположенные на территории субъектов Российской Федерации, но находящиеся до настоящего времени в ведении Роскомпечати; предприятия, переданные в собственность субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении.
Преобладание государственного сектора в полиграфическом производстве объясняется несколькими причинами. Первая относительно высокая капиталоемкость производства. Полиграфическое оборудование - сложное, высокоточное и поэтому дорогое. Для создания частных предприятий требуются значительные инвестиции, которыми далеко не всегда располагают частные лица. Вторая причина отсутствие серьезного интереса у частных лиц, включая юридические лица, в приватизации большинства государственных предприятий из-за низкой рентабельности печатного дела и отсталости действующих производств, на переоснащение которых нужны значительные средства (хотя ограничения на приватизацию согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года N 1119 касаются лишь 79 предприятий). Как выявил сравнительный анализ экономики государственных и приватизированных полиграфических предприятий, должного, а тем более быстрого эффекта от приватизации пока нет. Третья причина состоит в том, что 90 процентов типографий - мелкие, с численностью 10-20 работающих, предприятия, ориентированные главным образом на печать местных газет и мелкопечатной продукции. Значительная часть таких типографий располагается в зданиях в центральной части населенных пунктов. Приватизация этих объектов в силу их выгодного с коммерческой точки зрения расположения, очевидной низкой рентабельности печатного производства и - в подавляющем большинстве случаев - изношенности и устарелости машинного парка может привести к полной перепрофилизации предприятий под торговые, коммерческие, банковские и иные структуры. Осознавая этот непреложный факт, местные органы исполнительной власти, понимая роль средств массовой информации в жизни общества, не форсируют приватизацию объектов местной полиграфии.
География размещения типографий показывает, что они распределены по всей территории страны примерно пропорционально численности населения, наличествуют не только во всех субъектах Российской Федерации, но и в каждом административном районе России, что коренным образом отличает полиграфическую промышленность от всех остальных видов промышленности, за исключением пищевой. Только объекты пищевой и полиграфической промышленности находятся повсеместно, свидетельствуя о своей жизненной необходимости. В таблице представлена картина распределения государственных полиграфических предприятий по экономическим районам, уровням собственности и удельному весу производственных мощностей.
Производственная мощность и виды продукции
Предприятия государственной полиграфии, подведомственные Роскомпечати, выпускают весь спектр печатной продукции - от объемных книг и альбомов до визитных карточек. Выпускаются также бумажно-беловые товары. Исключение составляют лишь денежные знаки и другие ценные бумаги, а также специальная картографическая продукция.
В целом указанные предприятия способны выпускать в год 3,7 млрд. книг, брошюр и журналов, до 20 млрд. газет, до 15 млрд. краско-оттисков изобразительно-этикеточной, бланков и прочей продукции.
Структура производственных мощностей на протяжении последних лет практически остается неизменной: 43-44 процента их общего объема составляют мощности по выпуску книжно-журнальной продукции, 41-42 процента - по выпуску газет, 5-6 процентов - по выпуску изобразительно-этикеточной продукции, 6-7 процентов - по выпуску бланков.
Основная часть производственных мощностей по выпуску книжно-журнальной и газетной продукции (94,5 и 81,5 процента соответственно) сосредоточена на государственных предприятиях федерального подчинения. На долю местной полиграфии приходится преобладающая часть мощностей по выпуску бланков (86 процентов).
Производственные фонды и инвестиции
Полиграфическая промышленность - наиболее фондоемкая из подотраслей сферы печати, на нее приходится 95,3 процента стоимости основных ее фондов. В то же время эти фонды характеризуются высокой степенью физического и морального износа.
50 процентов оборудования крупных типографий эксплуатируется свыше 10 лет, в том числе более 20 лет работают 11,2 процента машин. В типографиях районного и городского масштаба доля выслужившего свой срок оборудования составляет 61,5 процента. До 2000 года подлежит замене 18 тыс. единиц оборудования, или 92 процента от установленного в настоящее время.
Количество полиграфических | ||||
Экономический |
| в том числе передан- | Удельный вес | |
единиц | % |
В целом по России | 1819 | 772 | 42,4 | 100 |
в том числе: | ||||
Прибалтийский | 10 | - | - | 0,6 |
Северный | 93 | 50 | 53,8 | 2,2 |
Северо-Западный, вклю- |
|
|
|
|
Центральный, включая |
|
|
|
|
Волго-Вятский | 143 | 63 | 44,1 | 3,1 |
Центрально- |
|
|
|
|
Поволжский | 202 | 212 | 55,4 | 7,2 |
Северо-Кавказский | 190 | 47 | 24,7 | 5,4 |
Уральский | 228 | 29 | 12,7 | 8,0 |
Западно-Сибирский | 172 | 83 | 48,3 | 8,3 |
Восточно-Сибирский | 143 | 72 | 50,3 | 4,0 |
Дальневосточный | 153 | 70 | 45,8 | 3,1 |
В технологическом плане сохраняется значительное отставание от мирового уровня по удельному весу прогрессивных технологий. Так, высокая печать, отличающаяся самой низкой производительностью и повышенной степенью экологической опасности, занимает в целом по государственной полиграфии 39 процентов, а на государственных предприятиях субъектов Российской Федерации - 64,4 процента (мировой уровень не превышает 10 процентов).
Обновление производственного потенциала в последние годы идет практически только по линии реконструкции и технического перевооружения. Новое строительство ограничивается лишь несколькими объектами. Все они начаты еще в 80-х годах и до сих пор не завершены.
В условиях недостатка средств основное внимание уделяется техническому перевооружению, и в первую очередь предприятий, выпускающих учебники, а также газетных предприятий. При поддержке Правительства Российской Федерации Роскомпечать в начале 90-х годов смог получить на льготных условиях немецкие кредиты на сумму 230 млн. немецких марок. В результате близка к завершению программа технического перевооружения трех крупнейших полиграфических комбинатов - Смоленского, Тверского (детской литературы) и Саратовского, которые будут способны печатать весь объем российских школьных учебников, что избавляет от необходимости ежегодно тратить 80 млн. немецких марок на печать значительной их части за рубежом, как это делалось ранее.
В существенных объемах выполнена программа, предусматривающая техническое переоснащение газетных предприятий. Укреплены мощности таких издательско-полиграфических комплексов, как "Пресса", "Московская правда", "Нижполиграф", "Ульяновский Дом книги", в регионах создано и оснащено офсетной газетной техникой 148 пунктов централизованной печати городских и районных газет, в которых сейчас выпускается около половины местных газет.