Недействующий

Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) (извлечение) (с изменениями на 15 мая 2006 года) (не применяется на территории Российской Федерации с 15.09.2009 на основании приказа Минтранса России от 17.07.2008 N 108)

6.1. Основные требования

6.1.1. Управление воздушным движением (УВД) организуется в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Союза ССР, Положения об использовании воздушного пространства СССР, Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР для авиасредств всех ведомств, настоящего Наставления, Наставления по службе движения в гражданской авиации СССР (НСД ГА) и инструкций по производству полетов в районах аэродромов (аэроузлов).

6.1.2. Управление воздушным движением в гражданской авиации осуществляется центрами ЕС УВД, органами службы движения и включает:

планирование и координирование воздушного движения;

непосредственное УВД;

контроль за соблюдением экипажами воздушных судов порядка использования воздушного пространства.

6.1.3. Главными задачами УВД являются:

обеспечение безопасности полетов при выполнении экипажами воздушных судов заданий на полет;

обеспечение регулярности и экономичности полетов при эффективном использовании воздушного пространства.

Эти задачи решаются путем:

организации УВД, планирования и обеспечения воздушного движения на воздушных трассах, МВЛ, установленных маршрутах, в районах авиационных работ и аэродромов;

координирования совместно с взаимодействующими органами УВД полетов авиации различных ведомств включая перераспределение потоков воздушных судов в соответствующих зонах и районах УВД;

непосредственного управления движением воздушных судов при рулении (буксировке) и в полете;

доведения до заинтересованных органов и экипажей воздушных судов запретов и ограничений полетов и контроля за их соблюдением;

принятия мер по предотвращению столкновений воздушных судов на земле и в полете;

обеспечение безопасных интервалов между воздушными судами при полете по ППП и ОПВП;

принятия своевременных мер по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие, и в других особых случаях в полете.

6.1.4. Для успешного решения задач УВД в районах с высокой интенсивностью полетов используются районные и аэродромные (аэроузловые) автоматизированные системы УВД (АС УВД).

6.1.5. Работа службы движения организуется по сменам. Смены гражданских секторов Главного и зональных центров ЕС УВД возглавляются начальниками смен. Смены районных центров ЕС УВД диспетчерских пунктов района аэродрома и аэродромного диспетчерского центра (АДЦ) - соответственно руководителями полетов района (РПР) и аэродрома (РПА) и аэродромного (аэроузлового) диспетчерского центра (РП АДЦ). Старшим руководителем является руководитель полетов района. Работа каждой смены должна быть организована при полном составе специалистов на всех диспетчерских пунктах.

6.1.6. Руководителю полетов подчиняются в оперативном отношении начальники дежурных смен соответствующих объектов и служб, обеспечивающих полеты и УВД (ЭРТОС, ЭСТОП, метеорологической, штурманской, аэродромной, аварийно-спасательной) по вопросам, связанным с обеспечением безопасности полетов.

6.1.7. Руководитель полетов обязан:

знать состояние своего и запасных аэродромов, метеорологическую и воздушную обстановку, выполнение суточного плана воздушного движения и принимать решение о начале, ограничении, прекращении и возобновлении полетов;

руководить работой подчиненной смены, находиться на том диспетчерском пункте, где создается наиболее сложная обстановка;

принимать решение о направлении воздушных судов на запасные аэродромы при невозможности посадки на аэродромах назначения;

контролировать работу подчиненных диспетчеров и служб, обеспечивающих безопасность полетов, особенно в ночное время;

информировать в соответствии со схемой оповещения службы и органы УВД о воздушных судах, терпящих и потерпевших бедствие;

принимать меры по сбору и сохранению материалов полетной информации, связанных с полученными сообщениями о нарушениях требований безопасности полетов;

иметь действующее свидетельство диспетчера службы движения, допуск к УВД и уметь управлять воздушным движением с двух-трех диспетчерских рабочих мест;

обеспечивать проверку практических навыков по УВД у диспетчеров своей смены в установленные сроки;

проводить работу по повышению профессиональной подготовки специалистов своей смены;