Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ЛЕСНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

УТВЕРЖДЕНА
приказом  Государственного
комитета СССР по лесному хозяйству
от 19 октября 1982 года  N 148

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке ведения государственного учета лесов

____________________________________________________________________
Отменена на основании
приказа Минприроды России от 30 апреля 2020 года N 264
____________________________________________________________________



1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана во исполнение постановления Совета Министров СССР от 8 января 1982 г. N 17 "О государственном учете лесов, ведении государственного лесного кадастра и отраслевого учета состояния и использования земель государственного лесного фонда" в целях установления единого порядка ведения документации государственного учета лесов.

1.2. В соответствии с указанным постановлением государственный учет лесов ведется с соблюдением следующих основных требований:

а) государственный учет лесов ведется по всем лесам единого государственного лесного фонда по единой для Союза ССР системе на основе материалов лесоустройства, а по лесам, где лесоустройство не проведено, - на основе материалов инвентаризации, аэротаксационных и других обследований лесов;

б) государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнение количественного и качественного состояния лесов в целях контроля за изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда;

в) сведения об изменениях, происшедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства, на основании соответствующих актов натурного освидетельствования;

г) документация государственного учета лесов по всему единому государственному лесному фонду обновляется, как правило, один раз в пять лет, не позднее чем за год до разработки проекта пятилетнего государственного плана экономического и социального развития;

д) документация государственного учета лесов ведется:

по лесам, находящимся в ведении государственных органов лесного хозяйства, - Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству, государственными органами лесного хозяйства союзных и автономных республик, краев и областей и подведомственными им лесохозяйственными предприятиями;

по городским лесам - исполнительными комитетами городских, районных (в городах) Советов народных депутатов и подведомственными им лесохозяйственными и другими предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства в этих лесах;

по закрепленным лесам - министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся леса, и подведомственными им лесохозяйственными и другими предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства в этих лесах;

по лесам заповедников - министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых имеются заповедники, и заповедниками;

по колхозным лесам - Министерством сельского хозяйства СССР, министерствами сельского хозяйства союзных и автономных республик и местными сельскохозяйственными органами, а также колхозами и межхозяйственными предприятиями (организациями), на которые возложено ведение лесного хозяйства в этих лесах. Лесохозяйственные предприятия государственных органов лесного хозяйства оказывают в необходимых случаях помощь колхозам и межхозяйственным предприятиям (организациям) в ведении учетной документации;

по единому государственному лесному фонду на территории союзной республики - государственным органом лесного хозяйства союзной республики на основе данных, представляемых подведомственными ему органами, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся леса, а также исполнительными комитетами Советов народных депутатов;

по единому государственному лесному фонду в целом по СССР Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству на основе данных, представляемых ему государственными органами лесного хозяйства союзных республик, а также министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся леса;

е) ответственность за достоверность данных государственного учета лесов и своевременность их обновления несут руководители предприятий, учреждений, организаций, министерств, государственных комитетов и ведомств, в ведении которых находятся леса.

1.3. Государственный контроль за соблюдением установленного порядка ведения документации государственного учета лесов осуществляет Государственный комитет СССР по лесному хозяйству.

Указания Государственного комитета СССР по лесному хозяйству по вопросам ведения документации государственного учета лесов являются обязательными для всех министерств, государственных комитетов и ведомств, в ведении которых находятся леса, предприятий, учреждений и организаций, на которые возложено ведение лесного хозяйства.




2. Состав и формы документации
государственного учета лесов


2.1. В состав документации государственного учета лесов входит информация о количественном и качественном состоянии лесов, ведущаяся по формам:

форма N 1 - Распределение государственного лесного фонда по категориям земель, группам и категориям защитности лесов;

форма N 2 - Распределение лесов по преобладающим породам и группам возраста;

форма N 3 - Общие сведения о лесном фонде;

форма N 4 - Сведения о колхозных лесах.

2.2. Содержание форм NN 1, 2, 3 и 4 документации государственного учета лесов приведено в приложении N 1. Изменения и уточнения в указанные формы при необходимости могут вноситься Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству по согласованию с Госпланом СССР и ЦСУ СССР.

Технические указания по заполнению и проверке содержания указанных форм приведены в приложении N 2.

2.3. В предприятиях, учреждениях и организациях, на которые возложено ведение лесного хозяйства, документация государственного учета лесов должна состоять из следующих материалов:

материалов лесоустройства о количественном и качественном состоянии лесов, а по лесам, где лесоустройство не проведено, данных инвентаризации, аэротаксационных и других обследований;

книг государственного учета лесов, в которых ежегодно отражаются все изменения, происшедшие в структуре государственного лесного фонда;

материалов единовременных периодических государственных учетов лесов.

2.4. В государственных органах лесного хозяйства и других государственных органах областей, краев, автономных и союзных республик, министерствах, государственных комитетах и ведомствах СССР, в ведении которых имеются леса, а также в Государственном комитете СССР по лесному хозяйству документация государственного учета лесов состоит из материалов периодических единовременных государственных учетов лесов.

     

3. Порядок    подготовки
к проведению единовременного государственного учета лесов

3.1. Документация государственного учета лесов по всему единому государственному лесному фонду обновляется периодически путем проведения единовременного государственного учета всех лесов страны.

3.2. Дата, на которую проводится единовременный государственный учет всех лесов страны, устанавливается Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству по согласованию с Госпланом СССР и ЦСУ СССР и не позднее чем за год до начала проведения учета сообщается министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР, в ведении которых имеются леса, и Советам Министров союзных республик.

3.3. В год, предшествующий единовременному государственному учету лесов, министерства, государственные комитеты и ведомства, Советы Министров автономных республик и местные Советы народных депутатов, в ведении которых имеются леса, предприятия, учреждения и организации, на которые возложено ведение лесного хозяйства, а также колхозы, на предоставленных которым в бессрочное пользование землях имеются леса, проводят подготовительные работы к единовременному государственному учету лесов, в том числе:

производят проверку полноты и правильности внесения в учетную документацию сведений о всех изменениях, происшедших в состоянии лесов со времени предыдущего единовременного государственного их учета;

проводят натурное освидетельствование и оформляют соответствующими актами изменения, происшедшие в состоянии лесов за последний год, а также изменения, происшедшие в предыдущие годы, если они ранее не были оформлены актами;

проводят инструктаж с должностными лицами, на которых возлагается ведение документации по единовременному государственному учету лесов;

уточняют в соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик деление лесов на группы и категории защитности и оформляют его в установленном порядке. Разделение лесов третьей группы на освоенные (эксплуатируемые) и резервные производится государственными органами лесного хозяйства областей, краев и автономных республик с участием лесоустроительных организаций и заинтересованных организаций лесной промышленности;

определяют организации, структурные подразделения или вычислительные центры, на которые возлагается составление сводной документации государственного учета лесов по областям, краям, автономным и союзным республикам и в целом по стране, обеспечивают их программами для обработки, необходимыми материально-техническими ресурсами, устанавливают сроки представления документации подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями и утверждают графики сроков ее обработки.

     

4. Порядок ведения и обновления документации
государственного учета лесов

4.1. Государственный учет лесов ведется по группам, категориям защитности и использования лесов с выделением также информации о количественном и качественном состоянии горных лесов.

Сведения в документации единовременного государственного учета лесов приводятся по существующему на дату учета делению лесов на группы и категории защитности, утвержденному в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 29 сентября 1967 года N 892 "О порядке отнесения лесов к группам и переводе их из одной группы в другую" и от 11 января 1979 года N 37 "О порядке отнесения лесов к противоэрозионным, особо ценным лесным массивам и другим категориям защитности".

4.2. В документации государственного учета лесов сведения о лесном фонде приводятся по каждому предприятию, учреждению, организации, в ведении которых находится не менее одного гектара лесов. Сведения о лесном фонде предприятий, учреждений, организаций, в ведении которых находится менее одного гектара лесов, объединяются по министерствам, государственным комитетам и ведомствам в пределах административных единиц.

4.3. На предприятиях, в учреждениях и организациях, включая межхозяйственные предприятия (организации), на которые возложено ведение лесного хозяйства в колхозных лесах и лесах, закрепленных за совхозами, на основе материалов последнего лесоустройства, инвентаризации, аэротаксационного или других обследований ведутся книги государственного учета лесов по формам N 1 и N 2.

4.4. Колхозы, на предоставленных которым в бессрочное пользование землях имеются леса, не находящиеся в ведении межхозяйственных предприятий (организаций), ведут книги государственного учета лесов по форме N 4.

4.5. Предприятия, учреждения и организации, на которые возложено ведение лесного хозяйства, ежегодно вносят в книги государственного учета лесов на основании соответствующих актов натурного освидетельствования сведения об изменениях, происшедших за отчетный год.

Итоги по всем происшедшим за год в лесном фонде изменениям подводятся в книгах государственного учета лесов по состоянию на 1 января и на основе этих данных ежегодно к 1 февраля уточняется документация государственного учета лесов, находящихся в ведении предприятий, учреждений, организаций, по формам N 1 и N 2, а по колхозным лесам, не находящимся в ведении межхозяйственных предприятий (организаций), - по форме N 4.

В межхозяйственных предприятиях (организациях) книги и документация государственного учета колхозных лесов и лесов, закрепленных за совхозами, ведутся отдельно.

4.6. Основаниями для внесения изменений в книги государственного учета лесов являются следующие документы:

при приеме земель в состав государственного лесного фонда или изъятия земель из государственного лесного фонда, находящихся в ведении предприятий, - соответствующее решение компетентных органов в соответствии с земельными кодексами союзных республик, а также оформление в установленном порядке акты приемки или передачи земель;

при передаче земель государственного лесного фонда во временное долгосрочное пользование без изъятия их из состава государственного лесного фонда, находящегося в ведении предприятия, - соответствующее решение компетентных органов в соответствии с земельными кодексами союзных республик и договор, обуславливающий права и обязанности сторон;

при переводе лесов из одной группы или категории защитности в другую - соответствующее решение компетентных органов об отнесении лесов к группам или категориям защитности;

при проведении рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок - акты освидетельствования мест рубок, а за год, предшествующий учету, - материалы отвода лесосек;

при изменениях наличия лесных культур, не переведенных в покрытые лесом земли, - акты технической приемки лесных культур, а лесных культур, переведенных в покрытые лесом земли, - акты перевода лесных культур в покрытые лесом земли;

при естественном восстановлении леса - акты перевода земель в покрытые лесом;

при изменениях породного состава лесов в результате рубок ухода за лесом - акты перевода насаждений из одного хозяйства в другое;

при изменениях состояния лесов в результате пожаров, ветровалов и других стихийных бедствий - акты натурного обследования происшедших в лесном фонде изменений.

Всякие иные изменения в состоянии лесов также могут быть внесены в книги государственного учета лесов на основании соответствующих актов натурных обследований.

4.7. Акты, отражающие изменения, происшедшие в состоянии лесов и в структуре государственного лесного фонда, составляются специалистами предприятий, учреждений и организаций, на которые возложено ведение лесного хозяйства, и утверждаются руководителями этих предприятий, учреждений и организаций.

4.8. Предприятия, учреждения и организации государственных органов лесного хозяйства, кроме документации государственного учета лесов по формам N 1 и N 2, ведут также документацию учета по форме N 3, которая обновляется при проведении периодического единовременного государственного учета лесов.

4.9. Предприятия, учреждения и организации, в ведении которых имеются леса, независимо от их ведомственной подчиненности, представляют к 1 февраля года учета сведения по разделу 1 формы N 3 (с указанием года последнего лесоустройства, инвентаризации, аэротаксационного или другого обследования лесов) предприятию государственных органов лесного хозяйства, на которое возложен государственный контроль за ведением лесного хозяйства в лесах данной административной единицы.

4.10. Министерства, государственные комитеты и ведомства на основе информации о количественном и качественном состоянии лесов, представляемой подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями, ведут документацию государственного учета лесов, находящихся в их ведении, по областям, краям, автономным и союзным республикам и в целом по стране по формам N 1 и N 2, по группам лесов, категориям защитности, с выделением горных лесов.

При отнесении лесов к горным следует руководствоваться техническими указаниями, утвержденными Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству 18 мая 1972 года.

Местные органы сельского хозяйства, министерства сельского хозяйства автономных и союзных республик и Министерство сельского хозяйства СССР, кроме документации государственного учета лесов, находящихся в их ведении, ведут также документацию государственного учета колхозных лесов, находящихся в ведении межхозяйственных предприятий (организаций), по формам N 1 и N 2, а колхозных лесов, не находящихся в ведении межхозяйственных предприятий (организаций), - по форме N 4 по областям, краям, автономным и союзным республикам и в целом по стране.

Министерство сельского хозяйства СССР может по согласованию с Государственным комитетом СССР по лесному хозяйству разрешать в необходимых случаях по отдельным областям, краям, автономным республикам или по союзным республикам в целом вести документацию государственного учета колхозных лесов и лесов, закрепленных за совхозами, по форме N 4.

4.11. Исполнительные комитеты городских, районных (в городах) Советов народных депутатов и подведомственные им лесохозяйственные и другие предприятия, учреждения и организации, на которые возложено ведение лесного хозяйства в городских лесах, ведут документацию государственного учета лесов, находящихся в их ведении, по формам N 1 и N 2.

4.12. Документация государственного учета городских лесов, находящихся на территории областей, краев и автономных республик, ведется по тем же формам исполнительными комитетами Советов народных депутатов областей, краев и Советами Министров автономных республик на основе сведений, представляемых им по указанным формам исполнительными комитетами городских Советов народных депутатов, в ведении которых имеются леса.

В союзных республиках, не имеющих областного деления, документация государственного учета городских лесов, находящихся на территории республики, ведется государственными органами лесного хозяйства союзных республик на основе документации, представляемой исполнительными комитетами городских Советов народных депутатов, в ведении которых имеются леса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»