ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 3 ноября 1993 г. N 122
ИНСТРУКЦИЯ
по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете
Организация бухгалтерского учета
1. Учреждения и организации*, состоящие на республиканском бюджете Российской Федерации и бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований, а также централизованные бухгалтерии при министерствах, ведомствах, администрациях и их управлениях (отделах), центральных городских и районных больницах и при отдельных учреждениях, осуществляют учет исполнения смет расходов по бюджету и внебюджетным средствам в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10 и настоящей инструкцией.
--------------------
* В дальнейшем изложении - "учреждения".
В сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) администрациях и организованных при них централизованных бухгалтериях бухгалтерский учет ведется по отдельной инструкции Министерства финансов Российской Федерации.
2. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджету и смет по специальным средствам, в том числе по подсобным сельским и учебно-опытным хозяйствам, производственным (учебным) мастерским и научно-исследовательским работам, выполняемым по хозяйственным договорам, а также другим внебюджетным средствам, ведется на едином балансе по плану счетов, предусмотренному настоящей инструкцией.
Учреждения, имеющие подсобные сельские хозяйства, с разрешения вышестоящей организации бухгалтерский учет по подсобным хозяйствам могут вести на отдельном балансе по плану счетов, предусмотренному настоящей инструкцией.
В случаях, когда подсобные сельские хозяйства при учреждениях переведены на хозяйственный расчет, эти хозяйства ведут бухгалтерский учет в порядке, предусмотренном Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению.
Капитальные вложения и источники их финансирования учитываются на едином балансе по плану счетов, предусмотренному настоящей инструкцией.
Министерствам и ведомствам, управлениям (отделам) администраций краев, областей, автономных образований, городов и районов разрешается для подведомственных им учреждений, состоящих на бюджете, устанавливать порядок ведения бухгалтерского учета капитальных вложений по строительству зданий, сооружений и других объектов, расширению и реконструкции действующих учреждений, независимо от объема капитальных вложений, источников их финансирования (бюджетные и специальные средства) и способа производства работ, на самостоятельном балансе. В этом случае бухгалтерский учет операций по капитальным вложениям и составление отчетности осуществляются в порядке, установленном для производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций.
3. По детским дошкольным учреждениям, находящимся в ведении объединений, предприятий и организаций, бухгалтерский учет исполнения смет расходов ведется в централизованном порядке бухгалтериями этих объединений, предприятий и организаций по установленным для последних инструкциям.
4. Министерства и ведомства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в необходимых случаях могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности.
5. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с настоящей инструкцией.
Министерства и ведомства Российской Федерации в отдельных случаях могут разрешать учреждениям вести бухгалтерский учет исполнения смет расходов по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных и согласованных с Министерством финансов Российской Федерации указаний.
6. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями, создаваемыми при министерствах, ведомствах, управлениях (отделах) администраций, а также при центральных городских и районных больницах и других учреждениях.
При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнований, в частности: заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями; разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.
7. Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств.
Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
8. В случаях, когда министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) администраций разрешено в установленном порядке централизовать в своих сметах средства по входящим в их систему учреждениям для снабжения их материальными ценностями, учет расчетов по этим операциям осуществляется в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящей инструкции.
9. Руководители министерств, ведомств, учреждений и их бухгалтерских служб, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий осуществляют руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности, контроль за исполнением смет расходов учреждениями своей системы.
Руководители бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10, положениями о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, утвержденными в установленном порядке, и другими нормативными документами.
10. В обязанности бухгалтерских служб входит:
обеспечение правильной организации бухгалтерского учета в соответствии с настоящей инструкцией и отдельными указаниями;
осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с выделенными ассигнованиями и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;
своевременное финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;
учет доходов и расходов по сметам специальных средств и учет операций по другим внебюджетным средствам;