(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
В целях сохранения и дальнейшего развития производственного потенциала рыбной отрасли на основе реализации приоритетных направлений развития рыбного хозяйства, обеспечения стабилизации и в дальнейшем роста производства рыбной продукции Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную программу развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба" (далее именуется - Программа).
____________________________________________________________________
Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
2. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при доработке проекта федерального бюджета на 1996 год и разработке проектов федерального бюджета на последующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
3. Возложить функции государственного заказчика Программы на Комитет Российской Федерации по рыболовству.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
развития рыбного хозяйства Российской Федерации
до 2000 года "Рыба"
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
Федеральная программа развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 августа 1992 года N 582 "О неотложных мерах по государственной поддержке рыбного хозяйства Российской Федерации" и от 16 сентября 1992 года N 722 "О разработке Федеральной программы структурной перестройки экономики России", доработана в соответствии с письмом Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации от 26 июля 1994 года N П47-374 и рекомендована к утверждению (письмо Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации от 21 июля 1995 года N П39-465).
Основой для разработки Программы, определения приоритетов и целей экономического развития служат положения, содержащиеся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)", указах Президента Российской Федерации, направленных на ускорение реформ, программе Правительства Российской Федерации на 1994-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики".
Программа подготовлена Комитетом Российской Федерации по рыболовству при участии Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Государственного ордена "Знак Почета" научно-исследовательского и проектно-конструкторского института по развитию и эксплуатации флота на основе данных предприятий и организаций рыбного хозяйства, рассмотрена на коллегии Комитета Российской Федерации по рыболовству (протокол от 11 октября 1994 года N 10).
Программа предусматривает сохранение и развитие производственного потенциала отрасли за счет реализации приоритетных направлений развития рыбного хозяйства при максимальном использовании собственных и заемных средств финансирования и частичной государственной поддержке и на этой основе преодоление падения производства в 1995 году, его стабилизацию в последующие годы на уровне 1993 года с целью обеспечения потребности страны в рыбных товарах и технической продукции.
Региональная политика развития рыбного хозяйства отражена в Программе в качестве приоритетных направлений. Разработка региональных и других специальных программ развития рыбного хозяйства должна проводиться на основе положений Программы с ориентацией преимущественно на возможности местных бюджетов, собственных средств предприятий, заемных источников финансирования и с учетом финансовых возможностей предусматривать более длительный период реализации.
Отдельным региональным программам, имеющим особо важное народно-хозяйственное значение, может придаваться статус федеральных программ регионального значения.
Наименование Программы | федеральная программа развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба" | ||
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения | постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1992 года N 582 "О неотложных мерах по государственной поддержке рыбного хозяйства Российской | ||
Государственный заказчик | Комитет Российской Федерации по рыболовству | ||
Исполнитель и соисполнители | Комитет Российской Федерации по рыболовству, | ||
Разработчики | Комитет Российской Федерации по рыболовству, предприятия и организации рыбной отрасли | ||
Сроки реализации Программы | 1995-2000 годы | ||
Основные программные мероприятия (задания) | исследование и расширение сырьевой базы рыбной промышленности; | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение к 2000 году добычи рыбы и морепродуктов в количестве 4,2 млн.тонн в год, | ||
Объемы и источники финансирования на 1995-2000 годы (млрд.рублей) - всего |
| ||
в том числе: | |||
федеральный бюджет | 2163,16 |
Рыбное хозяйство Российской Федерации играет значительную роль в развитии продовольственного комплекса страны. Несмотря на существенное снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (с 20,3 кг в 1990 году до 9,8 кг в 1994 году), в мясо-рыбном балансе страны доля их составляет около 40 процентов (в белковом исчислении), а в общем балансе потребления животных белков (включая мясные и молочные продукты, яйца) - 8 процентов. В ряде регионов страны (в первую очередь в прибрежных, окраинных районах Российской Федерации: Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Калининградской, Астраханской и Мурманской областях) рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.
Отрасль имеет свои постоянные представительства в 12 странах. С 45 странами заключено 60 межправительственных соглашений о сотрудничестве в области рыбного хозяйства.
Специфика рыбной отрасли состоит в том, что около 94 процентов сырья добывается в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в экономических зонах иностранных государств, открытых районах Мирового океана и только 6 процентов рыбы изымается во внутренних водоемах России, включая ее товарное рыбоводство. Указанные особенности развития рыбного хозяйства вызывают необходимость строительства судов рыбопромыслового флота различного назначения (промысловых, обрабатывающих, транспортных и других), а также создания обслуживающей их инфраструктуры (базы флота, судоремонтные заводы, порты и т.д.). На долю флота приходится 85 процентов стоимости основных производственных фондов отрасли.
По состоянию на 1 января 1995 года в рыбной отрасли насчитывалось 2738 добывающих судов, 124 обрабатывающих судна и 202 приемотранспортных судна, из них должны быть списаны соответственно 1223, 86 и 60 судов.
В настоящее время доля судов, отработавших свой нормативный срок, составляет около 45 процентов, в том числе доля добывающих судов, находящихся в эксплуатации более 10 лет, составляет 68 процентов, свыше 15 лет - около 50 процентов; обрабатывающих судов, находящихся в эксплуатации свыше 10 лет, - 85 процентов, свыше 15 лет - 82 процента; приемотранспортных судов, находящихся в эксплуатации более 10 лет, - 64 процента, свыше 15 лет - 47 процентов.
Несмотря на произошедшие в последние годы негативные изменения в рыбном хозяйстве, Российская Федерация продолжает оставаться одним из ведущих рыбопромышленных государств, определяющих стратегию развития мирового рыболовства.
Рыбопромышленный комплекс тесно связан с другими отраслями и является крупным поставщиком кормовой рыбной продукции предприятиям и организациям агропромышленного комплекса. Одновременно рыбное хозяйство является потребителем продукции и услуг более 80 отраслей народного хозяйства Российской Федерации и государств - участников Содружества Независимых Государств, а также одним из основных пользователей услуг российского транспорта, потребителем жидкого и твердого топлива, хлопка и хлопчатобумажной пряжи, синтетических материалов, пищевой и технической соли и другой продукции.
В 1994 году добыча рыбы и морепродуктов составила 3500 тыс.тонн, что ниже уровня прошлого года на 868 тыс.тонн, или на 19,9 процента; выпущено 2160 тыс.тонн товарной пищевой рыбной продукции, что ниже уровня прошлого года на 630 тыс.тонн, или на 22,6 процента; произведено 175 тыс.тонн кормовой рыбной муки, что ниже уровня прошлого года на 52 тыс.тонн, или на 23 процента.
Неудовлетворительное положение сложилось во внутренних водоемах Российской Федерации. Из-за сложной экономической обстановки, нарушения хозяйственных связей, непрекращающегося ухудшения экологического состояния водоемов и недостаточного объема работ по воспроизводству рыбных запасов добыча рыбы во внутренних водоемах снизилась с 503 тыс.тонн в 1990 году до 224 тыс.тонн в 1994 году, или на 55,5 процента. Следует отметить увеличение производства товарной рыбы в рыбоводных хозяйствах с 66 тыс.тонн в 1993 году до 73,4 тыс.тонн в 1994 году.
В результате сокращения бюджетных ассигнований на развитие отрасли и перехода на самофинансирование остро встал вопрос о валютных источниках, одним из которых является экспорт рыбопродукции. В 1993 году было экспортировано 1,3 млн.тонн рыбопродукции и консервов, что составило 46,6 процента общего объема производства. В 1994 году экспорт свежемороженой рыбы (по оперативным данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике) составил 1332,5 тыс.тонн, или 61,6 процента общего объема производства товарной продукции. В 1995 году процесс либерализации внешнеторговой деятельности будет продолжаться в связи с принятием ряда нормативных документов на уровне Правительства Российской Федерации. Резкое увеличение экспорта отрицательно сказывается на потребительском рынке страны, приводит к падению уровня экспортных цен на рыбопродукцию и тем самым снижает объемы валютной выручки. Так, за последние два года экспортная цена на мороженую рыбу снизилась с 1330 до 955 долларов США за тонну.
Сокращение объемов потребления рыбопродукции на внутреннем рынке, рост затрат на используемые материально-технические ресурсы (топливо, тару, сетематериалы и другое) в результате резкого повышения цен на них, а также увеличение расходов на оплату права работы промыслового флота в экономических зонах иностранных государств и на ремонт флота за рубежом привели к тому, что добыча рыбы и других морепродуктов стала осуществляться в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близкорасположенных районах океана, в результате чего уменьшилась добыча рыбы и морепродуктов в отдаленных зонах иностранных государств.
В 1994 году основная масса улова рыбы (70,9 процента) добыта в исключительной экономической зоне Российской Федерации (таблица 1).
Ввиду возникших в последние годы финансовых трудностей весьма сложно удержать прежнюю ведущую роль страны в большинстве международных региональных рыболовных организаций.
С 1994 года рыбная отрасль практически не получает серьезной государственной поддержки в виде бюджетных ассигнований на капитальные вложения, льготных кредитов, различных видов дотаций и компенсаций, предоставляемых другим отраслям агропромышленного комплекса.
Так, в 1994 году рыбной отрасли была оказана государственная поддержка, заключавшаяся в частичном выделении из федерального бюджета средств на содержание органов рыбоохраны и рыборазведения, учебных заведений, компенсацию расходов на приобретение топливно-энергетических ресурсов в размере задолженности за второе полугодие 1993 года.
С 1992 года наметилась тенденция изменения структуры выпускаемой продукции в сторону ухудшения. Возрос удельный вес неразделанной продукции. Выпуск продукции улучшенного ассортимента становится для ряда предприятий с низкой технологической оснащенностью экономически невыгодным.
Рентабельность товарной продукции в 1994 году снизилась до 1,3 процента против 14,5 процента в 1993 году.
Рыбное хозяйство с учетом специфических особенностей является валютоемкой отраслью. Это связано с приобретением за рубежом флота, оборудования, запасных частей, не производящихся в достаточных объемах на территории Российской Федерации, а также с валютными расходами на эксплуатацию флота при заходах в иностранные порты, работой в экономических зонах иностранных государств, участием в международных организациях.
В 1992-1993 годах Правительством Российской Федерации принят ряд документов, направленных на обеспечение потребности отрасли в валюте.
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1993 года N 1330 "О государственной поддержке рыбной отрасли и формировании федерального фонда рыбной продукции в 1994 году" Комитету Российской Федерации по рыболовству было разрешено в 1994 году предоставлять по договорам российским (с участием иностранного капитала) и иностранным юридическим лицам за плату квоты на вылов до 300 тыс.тонн минтая и других водных объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 года N 1443 "О государственной поддержке рыбной отрасли в 1995 году" разрешено Комитету Российской Федерации по рыболовству выдавать в 1995 году российским (с участием иностранного капитала) и иностранным юридическим лицам по договорам за плату разрешения (лицензии) на вылов до 350 тыс.тонн минтая и других водных объектов в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации с использованием полученных от этого средств на:
финансирование научно-исследовательских работ, имеющих отраслевое значение;
улучшение материально-технического оснащения органов рыбоохраны и рыборазведения;
строительство и содержание аварийно-спасательного флота;
реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и строительство рыбоводных объектов, включенных в федеральные программы;
осуществление международной деятельности;
финансирование строительства объектов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 1994 года N 335-р и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994 г. N 288 "О завершении строительства в Приморском крае комплекса по производству пищевых жиров и жидких моющих средств акционерного общества "КМС Славда".
За 1994 год средства, полученные от оплаты права лова и по межправительственным соглашениям, составили 61,8 млн.долларов США.
Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что рыбное хозяйство Российской Федерации вступило в острый кризисный период, характеризующийся уменьшением добычи, производства пищевой рыбной продукции, а главное - сокращением реализации рыбной продукции на территории страны.
В ходе экономических преобразований, формирования рыночных отношений в стране структура предприятий рыбного хозяйства претерпела коренные изменения.
В начале 1995 года в рыбопромышленном комплексе функционировало около 2000 предприятий и организаций всех форм собственности, включая акционерные общества, товарищества, малые предприятия, предприятия с иностранными инвестициями, а также предприятия государственной и колхозно-кооперативной системы.
К системе Комитета Российской Федерации по рыболовству относится около 1200 предприятий и организаций, в том числе 279 государственных предприятий и организаций, 345 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе государственных предприятий и организаций, около 200 совместных предприятий, около 60 частных предприятий и более 300 вновь созданных акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью.
Из общего количества по видам деятельности выделяются 379 производственных предприятий, 11 морских рыбных портов, 114 торгово-производственных объединений, 46 фирменных магазинов, 48 научных и проектно-конструкторских организаций и 91 организация системы Главного управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, 23 учебных заведения высшего и среднего профессионального образования, 10 государственных администраций морских рыбных портов, а также ряд предприятий автомобильного транспорта, снабжения и сбыта, строительства и предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Система Росрыбколхозсоюза включает 171 рыболовецкий колхоз и межколхозные предприятия.