Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ

от 16 июня 1995 года N 34


О налогообложении прибыли и доходов
иностранных юридических лиц

(с изменениями на 7 апреля 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с введением в действие
с 1 января 2002 года главы 25 "Налог на прибыль организаций"
Налогового кодекса Российской Федерации
.
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

письмом Госналогслужбы России от 29 декабря 1995 года N ВЗ-6-06/672 (формы, приведенные в данном письме применялись в 1996 году);

письмом Госналогслужбы России от 31 декабря 1997 года N ВГ-6-06/928 (формы, приведенные в данном письме применяются с 1998 года);

приказом МНС России от 30 декабря 1999 года N ВВ-3-06/424;

приказом МНС России от 7 апреля 2000 года N АП-3-06/124 (Бюллетень нормативных актов федер. органов исполнит. власти, N 25, 19.06.2000).

____________________________________________________________________

Настоящая инструкция издана на основании Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2117-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", Федерального закона Российской Федерации от 11 ноября 1994 года N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды", Федерального закона Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом ранее данных разъяснений по отдельным вопросам налогообложения прибыли и доходов иностранных юридических лиц.    

1. Общие положения

1.1. Для целей настоящей инструкции территория Российской Федерации означает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также экономическую зону и континентальный шельф.

1.2. Плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.

1.3. В настоящей инструкции под иностранными юридическими лицами понимаются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица - члены объединений (ассоциаций, консорциумов и других групп компаний), не являющихся юридическими лицами.

1.4. Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.

1.5. Иностранное юридическое лицо, в частности, рассматривается как имеющее постоянное представительство в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов.

Однако, если такая российская организация или физическое лицо осуществляют эту деятельность в рамках своей основной (обычной) деятельности, то такая организация или физическое лицо не рассматриваются как постоянное представительство иностранного юридического лица.

Вместе с тем, если указанная российская организация или физическое лицо действуют в отношении иностранного юридического лица не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное заключать контракты и представлять его интересы в Российской Федерации, то в отношении этой особой деятельности они считаются постоянным представительством иностранного юридического лица, так как в данном случае действуют вне рамок своей обычной деятельности.

1.6. Если иностранное юридическое лицо, являющееся участником предприятия с иностранными инвестициями, кроме выполнения от имени такого предприятия зафиксированных в учредительных документах обязанностей осуществляет также другую деятельность в Российской Федерации от своего имени (в пользу предприятия, иного юридического лица или в свою пользу) через постоянное место деятельности, то такая его деятельность также считается осуществляемой через постоянное представительство. Осуществляемой через постоянное представительство может быть признана деятельность иностранного юридического лица (являющегося одновременно участником предприятия с иностранными инвестициями) в части, касающейся представления его сотрудниками на территории Российской Федерации интересов третьих юридических лиц. В этом случае иностранное юридическое лицо должно зарегистрировать свое постоянное представительство в установленном порядке.

1.7. Дочерняя компания иностранного юридического лица, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, не рассматривается как постоянное представительство своей основной материнской компании*, несмотря на то, что деятельность такой дочерней компании осуществляется под руководством материнской компании, поскольку в целях налогообложения такая дочерняя компания является независимым юридическим субъектом и самостоятельным налогоплательщиком.

----------------

* материнская компания - parent company - компания, имеющая существенное участие в акционерном капитале другой компании.

Тем не менее, такая дочерняя компания является постоянным представительством материнской компании, если она в силу договорных отношений с материнской компанией представляет ее интересы в Российской Федерации и имеет полномочия на заключение контрактов от ее имени.

1.8. Каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство. Расчет налоговых обязательств осуществляется по каждой отдельной строительной площадке.

Для определения продолжительности существования строительного объекта в налоговых целях следует исходить из того, что строительная площадка существует с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику. Моментом окончания существования стройплощадки является дата подписания акта о сдаче объекта в эксплуатацию.

Строительный участок не прекращает существование, если работы на нем временно приостановлены.

Если иностранное юридическое лицо, действуя через постоянное представительство и являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), то период времени, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком. При этом, если субподрядчики - иностранные юридические лица, их деятельность со дня начала работы на данной строительной площадке также рассматривается как постоянное представительство самого субподрядчика.

1.9. Термин "постоянное представительство" применяется только для определения налогового статуса иностранного юридического лица и не имеет организационно-правового значения. Постоянным представительством может быть признан филиал иностранного юридического лица, представительство, любое иное место осуществления деятельности иностранного юридического лица в зависимости от того, подпадает ли такая деятельность иностранного юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения под определение "постоянного представительства".

1.10. Иностранные юридические лица, получающие доход, не связанный с их деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, являются плательщиками налога с дохода, получаемого от источников в Российской Федерации.

1.11. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства и другие обособленные подразделения, производят все расчеты по платежам в бюджеты различных уровней в рублях или в иностранной валюте только через счета, открываемые в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.

1.12. Для целей налогообложения факт наличия или отсутствия аккредитации иностранных юридических лиц не имеет значения.

2. Требования к постановке иностранных юридических
лиц на учет в налоговых органах

________________________________________________________
Раздел 2 утратил силу с 30 июня 2000 года на основании
приказа МНС России от 7 апреля 2000 года N АП-3-06/124
 - см. предыдущую редакцию
________________________________________________________



3. Основные требования к налоговому учету
в отделениях иностранных юридических лиц на территории
Российской Федерации

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации, ведут налоговый учет в соответствии с положениями настоящей инструкции.

3.1. Налоговый учет в отделениях иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, являющихся постоянными представительствами.

3.1.1. Постоянные представительства иностранных юридических лиц в Российской Федерации ведут регистры бухгалтерского учета: журналы, главные книги, оборотные ведомости, кассовые книги и другие, как самостоятельные хозяйствующие субъекты.

3.1.2. Прибыль в постоянных представительствах иностранных юридических лиц может определяться либо с использованием метода признания выручки от реализации продукции по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), либо по мере оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

В течение финансового года постоянное представительство должно использовать один метод определения прибыли.

3.1.3. Бухгалтерские регистры могут вестись и храниться за границей, при условии, что они представляются по первому требованию налоговых органов в приемлемые для них сроки. В противном случае налоговые органы могут потребовать от постоянного представительства вести учет и хранить документы в Российской Федерации.

3.1.4. В случае, если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность в нескольких местах на территории Российской Федерации, каждое из которых образует постоянное представительство, бухгалтерские регистры могут вестись в каком-либо одном месте, но раздельно по каждому месту осуществления деятельности. При этом они должны представляться по первому требованию налоговых органов, на территории которых осуществляется деятельность в Российской Федерации, и в приемлемые для них сроки.

3.1.5. Налоговый учет иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, должен вестись способом, который удовлетворяет требованиям налоговых органов, по формам учета доходов и расходов NN 1-пп, 2-пп, 3-пп и формам ведомостей NN 1-впп, 2-впп, 3-впп, 4-впп, 5-впп, 6-впп, указанным в приложении N 3.

Учет доходов и расходов по форме N 1-пп должен включать все полученные доходы и все понесенные затраты в течение учетного периода.

3.1.6. Описание учетной системы должно представляться по запросу налоговых органов.

Сведения об учетной системе включают в себя информацию о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, оценке готовой продукции, производственных запасов и незавершенного производства, принятом бухгалтерском стандарте, плане счетов и их кодах и т.п. Счета следует вести таким способом, чтобы декларации, ведомости, формы, предусмотренные настоящей инструкцией, могли быть составлены в соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством Российской Федерации и настоящей инструкцией.

Представляемая в налоговые органы информация может также включать, по их запросам, сведения о долгосрочных контрактах, лизинговых и арендных сделках, сделках по расширению имущественных прав, гарантийных обязательствах по продукции и услугам и другие сведения.

3.1.7. Все записи в бухгалтерских регистрах должны быть подтверждены оправдательными документами, в частности, контрактами иностранных фирм с российскими контрагентами, заключенными при участии отделения, выписками из банковских счетов, счетами-фактуры и т.п. Должна быть ясная и простая связь между каждой записью в счетах и формах учета.

Наличные выплаты должны подтверждаться соответствующими первичными документами.

Операции, учитываемые постоянным представительством, должны включать все издержки и доходы, за которые оно несет ответственность, как на территории Российской Федерации, так и за границей.

Эти операции включают все товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые головным офисом иностранного юридического лица* или другими его обособленными подразделениями постоянному представительству в Российской Федерации, а также товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые этим постоянным представительством головному офису или другим обособленным подразделениям иностранного юридического лица.

----------------

* головной офис - head office - центральная контора иностранного юридического лица, из которой осуществляется управление отделениями.

Имущество, передаваемое головным офисом постоянному представительству, учитывается последним по стоимости этого имущества у головного офиса на момент передачи с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и других затрат.

3.1.8. Прямые затраты должны быть специфицированы по каждой статье затрат в соответствии с формой N 2-пп. Заработная плата и другие выплаты должны быть подсчитаны таким поддающимся проверке способом, который позволяет правильно заполнить форму N 3-пп, и который является основой для калькуляции заработной платы и других выплат. В случае, если существуют любые расхождения между общей суммой декларированной заработной платы и выплаченной, необходимо представить документы, обосновывающие такие расхождения.

В случаях постатейного распределения непрямых затрат должны быть представлены заполненный список, показывающий, какие затраты вовлечены в постатейное распределение, и перечень соответствующих статей. Числовые значения, включенные в постатейное распределение, должны быть подтверждены независимым аудитором, если их невозможно удостоверить иным способом, приемлемым для налоговых органов. Объяснение используемых методов распределения, включая особенности того, как распределяются издержки и доходы между головным офисом и соответствующими отделениями, должно прилагаться к отчету.

Издержки, понесенные головным офисом и распределенные постоянному представительству, дебетуются у представительства по счету издержек с одновременным кредитованием счета головного офиса.

3.1.9. Доходы должны быть специфицированы по каждому виду деятельности. Должна иметься возможность проверить все фактически включенные в счета доходы, касающиеся такой деятельности.

3.1.10. Вся отчетность и формы учета, установленные настоящей инструкцией, ведутся и представляются в налоговые органы на русском языке.

Часть учетной информации, которую налоговые органы считают важной для контроля за налоговым учетом, может быть затребована ими с переводом на русский язык.

Если налоговые органы обоснованно считают, что часть счетов должна быть переведена на русский язык для целей проверки, такой перевод должен быть обеспечен по их требованию. По запросу налогового органа перевод должен быть заверен в установленном порядке.

3.1.11. Счета могут вестись в иностранной валюте. Если числовые значения в выписках по счетам указываются в российских рублях, необходимо также указывать курс пересчета.

Все числовые значения в декларации, формах и ведомостях указываются в рублях. При этом их пересчет из иностранной валюты в рубли производится по курсу рубля, котируемому Центральным банком Российской Федерации на дату совершения операций.

3.1.12. Вся учетная документация, включая первичные документы с приложениями, контракты, корреспонденция, бухгалтерские записи и любые другие документы, относящиеся к налоговому учету отделения, должны храниться в течение 6 лет.

3.1.13. Налоговые органы могут в любое время провести проверку выполнения иностранным юридическим лицом обязанности по ведению налогового учета в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

Налоговые органы могут обязать иностранные юридические лица представить бухгалтерские записи, а также документацию для пропорционального распределения доходов и расходов, касающихся деятельности в Российской Федерации.

Если иностранное юридическое лицо не выполняет требований или ранее нарушало требования, установленные настоящим разделом, налоговые органы могут обязать его вести учет в полном объеме на территории Российской Федерации. Указанное также применяется к иностранным юридическим лицам - резидентам тех стран, из которых невозможно получить данные учета для проверки. В таких случаях данные налогового учета должны храниться в Российской Федерации и быть подготовлены по запросу в соответствии с настоящей инструкцией.

3.1.14. Отчетный год определен в 12 месяцев - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для создаваемых отделений иностранных юридических лиц считается период с начала осуществления деятельности по 31 декабря этого же года включительно. В случае начала деятельности после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с начала деятельности по 31 декабря следующего года включительно.

3.2. Налоговый учет в отделениях иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, не являющихся постоянными представительствами.

3.2.1. В случае, когда налоговый статус (постоянное представительство или нет) отделения иностранного юридического лица не может быть определен заранее, но иностранное юридическое лицо предполагает, что его деятельность в Российской Федерации не будет образовывать постоянного представительства, оно может обратиться в соответствующий налоговый орган для согласования ведения налогового учета по упрощенной форме, установленной в пункте 3.2.2.

3.2.2. Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через отделения, не являющиеся постоянными представительствами, ведут налоговый учет по упрощенным формам N 1-воп и 2-воп, указанным в приложении N 4.

4. Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога
на прибыль иностранных юридических лиц от деятельности
в Российской Федерации через постоянные
представительства

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»